Государственная политика в области образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Образование служит плацдармом, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию – формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить вектор этого совершенствования, то есть определить образовательную стратегию [16, 39].
Существует масса определений образования. Вот наиболее применимые к нашей работе:
Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; обучение и просвещение в связи с воспитанием (в каком-либо учебном заведении) [5, 531].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
§1. Принципы государственной политики в области образования
§2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся
§2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная политика в области образования в Российской Федерации.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

В статье 43 Конституции  Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя  РФ на образование;

2. общедоступность и  бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях;

3. право на конкурсной  основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;

4. основное общее образование  является обязательным. Родители  или лица, их заменяющие, обеспечивают  получение детьми основного общего  образования;

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования [13, 13-14].

 Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1)обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2)обеспечение политической устойчивости власти; 3)определение законодательной и нормативной базы социальной политики; 4)разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

В настоящее время  в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений [8, 1].
  • сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

 Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы. 

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в  мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через  национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования [19, 49].

Меняется система отношений  между институтом образования и  религиозными институтами. Открываются  воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования  в России переживает сейчас радикальные  изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему  среднему образованию, введение единого  стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

 Наряду с государственными  учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Таким образом, образование  напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления  деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.

 

§2. Федеральная программа развития образования.

Государственные и социальные гарантии обучающимся

 

С апреля 2000 г. Федеральная  программа развития образования  является организационной основой  государственной политики Российской Федерации в области образования  Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

Исключением не является Программа улучшения качества жизни  населения Белгородской области  одним из направлений реализации, которой предусмотрено повышение качества образовательных услуг (приложение).

Реализация целей Федеральной программы развития образования обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного целевого финансирования мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики.

Главная цель Программы  — развитие системы образования  в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности во имя экономического и  социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Органы государственной  власти, общество, система образования  при реализации программы обеспечивают достижение следующих целей:

- предоставление гражданам  общедоступного бесплатного начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

- создание социально-экономических  условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

- гармоничное развитие  личности и ее творческих способностей  на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

- дальнейшее развитие  нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

- обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий  функционирования и сбалансированного устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

- сохранение и развитие  единого образовательного пространства  в Российской Федерации с учетом особенностей многонационального государства;

- формирование системы  демократического, государственно-общественного  управления образованием;

- совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

- разграничение компетенции  в области образования между  органами государственной власти  и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

- достижение эффективности  и высокого качества образования,  научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

- поддержка и развитие  механизмов интеграции систем  образования государств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечественников;

- развитие равноправного,  взаимовыгодного, социально и  экономически целесообразного сотрудничества  системы образования Российской  Федерации с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными позициями  в области государственных и  социальных гарантий обучающимся являются

- обеспечение реализации  права граждан на бесплатное  общее, в том числе среднее  полное образование, начальное  профессиональное образование и дополнительное образование детей;

- расширение доступности  получаемого впервые бесплатного  (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставление возможности  выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;

- обеспечение условий  для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно,

- предоставление финансовых  льгот обучающимся при пользовании  услугами организаций социально-культурного  назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;

- развитие самоуправления  обучающихся в учебе и в  быту;

- разработка и реализация  системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;

- обеспечение условий  для получения профессионального  образования лицами с ограниченными  возможностями из-за состояния  здоровья;

- разработка системы  мер поощрения за успехи в  учебе и научной деятельности;

- выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;

- разработка системы  мер по созданию рабочих мест  для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой выполненной работы;

- совершенствование правовых  основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с разграничением деятельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разработка нормативных правовых актов. В рамках реализации комплексных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нормативные, а также инструктивно-методические материалы. Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании [5, 289].

Информация о работе Государственная политика в области образования в Российской Федерации