Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа
Актуальность темы. Образование служит плацдармом, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию – формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить вектор этого совершенствования, то есть определить образовательную стратегию [16, 39].
Существует масса определений образования. Вот наиболее применимые к нашей работе:
Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; обучение и просвещение в связи с воспитанием (в каком-либо учебном заведении) [5, 531].
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
§1. Принципы государственной политики в области образования
§2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся
§2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.
В соответствии с Федеральным законом №194-ФЗ от 30.12.2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год» Минобразования России, как государственному заказчику, на реализацию Программы в 2002 г. было выделено 2895,9 млн. руб., в том числе:
- НИОКР - 50,0 млн. руб.;
- прочие расходы - 1826,0 млн. руб.;
- капитальные вложения - 1019,9 млн. руб.
Выполняя решения Правительства России №ИМ-897/11 от 18.07.2002 г. и приложения №31 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год», объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию Программы по статье «прочие нужды», был сокращен на 89,6 млн. руб. Всего на реализацию Программы в 2002 г. из федерального бюджета фактически поступило 2807,0 млн. руб., что составило 96,9% от первоначально предусмотренных федеральным бюджетом средств [4, 261].
Произошли изменения в схеме управления реализацией Программы. Для усиления контроля за результативностью реализации Программы коллегией Минобразования России в 2002 г. были одобрены и затем утверждены приказом Минобразования №3361 от 23.09.2002 г. «О совершенствовании механизма управления реализацией Федеральной программы развития образования» изменения в ее механизме управления. Был создан Научно-координационный совет Федеральной программы развития образования. Во главе с министром образования разработаны и утверждены положение о Научно-координационном совете, новая редакция положения о рабочих комиссиях по приоритетным направлениям Программы.
Для каждого из утвержденных на 2004 г. приоритетных направлений приказом Минобразования были созданы рабочие комиссии во главе с заместителями министра, в состав которых вошли представители профильных подразделений Минобразования и других заинтересованных министерств и ведомств, педагогической общественности.
При утверждении приоритетных направлений Программы на 2003 г. в значительной степени удалось перейти от схемы «уровневого подхода», ориентированного на решение отдельных, пусть очень важных задач по модернизации образования, к формированию направлений комплексного характера, включающих взаимосвязанные функциональные задачи нескольких уровней образования. Такой подход позволяет повысить эффективность координации работ, реализовать целостные и комплексные изменения, избежать межуровневых разрывов. При формировании перечня приоритетных направлений Программы на 2004 г. указанный подход должен быть усилен.
Вместе с тем, в организации работ по Программе еще остается ряд проблем, решение которых необходимо предусмотреть при формировании и реализации Программы на 2004 г.
Существенна проблема создания системы мониторинга социальной и экономической эффективности реализации Программы. Эта проблема нуждается в серьезной научной проработке в тесном взаимодействии со специалистами Минэкономразвития России, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации.
Еще одна проблема — необходимость
совершенствования системы
Для усиления координации работ в отраслевых программах научных исследований Минобразования России в области образования, работ, выполняемых в рамках других федеральных целевых программ, связанных с модернизацией и развитием образования, а также для обеспечения реализации основных приоритетов государственной образовательной политики Коллегией по образованию и науке Государственной Думы было решено: 1) Принять к сведению информацию об итогах реализации Федеральной программы развития образования в 2002 г. и одобрить деятельность подразделений Минобразования России, принимавших участие в ее выполнении; 2) Утвердить на 2004 г. приоритетные направления реализации программы, руководителей рабочих комиссий и структурные подразделения, ответственных за реализацию приоритетных направлений Программы, финансируемых по статье «прочие расходы (нужды)»; 3) Руководителям рабочих комиссий по приоритетным направлениям Программы направить в Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений перечень объектов для решения вопроса о их финансировании в 2004 г. в рамках Программы по статье «капитальные вложения»; 6) Управлению развития образования было поручено разработать на основе утвержденных приоритетных направлений реализации Программы и направить в органы государственной власти субъектов Федерации приоритетные направления реализации государственной образовательной политики для их использования при планировании и реализации программ развития образования субъектов Федерации в 2004 г.;
- подготовить проект плана распределения средств между приоритетными направлениями Федеральной программы развития образования, запланированных по статье «прочие нужды» в 2004 г.;
- провести совещание-семинар для членов рабочих комиссий по вопросам планирования и организации работ по Программе;
- представить на рассмотрение
Научно-координационного
- представить паспорта приоритетных направлений ФПРО на 2004 г. на утверждение Научно-координационного совета ФПРО;
- представить на рассмотрение Координационного совета Минобразования России по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования предложения по разработке проекта федерального закона «О Федеральной программе развития образования на период 2006-2010 гг.»; 7) Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано:
- планировать разработку и реализовать региональные программы развития образования с учетом приоритетных направлений и первоочередных работ, устанавливаемых в рамках Федеральной программы развития образования на 2004 г., а также другими федеральными целевыми программами, направленными на развитие образования;
- планировать выделение
бюджетных и привлечение
- совместно с Минобразования
России вести комплексный
По международной статистике
ЮНЕСКО и Всемирного банка, Россия вкладывает
в систему образования немало
средств. В сопоставительном докладе
ЮНЕСКО за 2003 год - «Российское образование
в контексте международных
В заключение данной главы приведем цитату экс-министра образования В.М. Филиппова: «У нас хороший Закон об образовании! Проблема в том, что на его реализацию нет денег. Записано, что на образование надо тратить 10% ВВП. Что 3% из них надо тратить на нужды высшего образования, а этих денег нет. Закреплено законодательно, что зарплата учителей должна быть равна средней по промышленности, это примерно 6 тыс. рублей, но учитель получает ровно в два раза меньше. Закон есть - денег нет» [20, 55].
Итак, Программа является
одним из основных инструментов практической
реализации большинства направлений
современной государственной
За последние десять лет практически все развитые страны проводили различные по глубине масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее.
§3. Мероприятия программы реформирования системы
образования и ожидаемые результаты этой работы
Реформы образования в России проводятся постоянно. На нашей памяти реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому сейчас используют новые термины, словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д. Тем не менее, суть остается той же - под реформой мы будем понимать любые предлагаемые более или менее крупные изменения в целях, содержании, формах и сроках образования в целом или отдельных его подсистем.
На начальном этапе государство поставило пред собой ряд задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы. В области образования предполагалось продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений, в том числе:
Основные мероприятия Федеральной программы развития образования:
Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются:
Информация о работе Государственная политика в области образования в Российской Федерации