Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:33, творческая работа
Учреждения образования призваны осуществлять гармоничное развитие личности; личности социально зрелой, творческой, способной жить и реализовывать свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях. Работа в этом направлении ведется постоянно и по определенной системе. Такая системная организация воспитательной работы существует и в нашей школе: годовой цикл работы школы концентрируется вокруг трех приоритетных направлений: «Личность», «Здоровье», «Возрождение».
Введение .……………………………………………….……… …… 3
Система работы школы по гражданско-патриотическому
воспитанию школьников .……………………………….…………… 4
Использование средств музея для воспитания патриотизма ……………………………..………………….. 6
Роль мероприятий военно-патриотической направленности в воспитании учащихся …………….. 7
Развитие самоуправления учащихся как условие формирования гражданственности и патриотизма …… 8
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
как один из аспектов воспитания гражданственности
и патриотизма ……………………………………………… 10
Заключение ………………………………………………….…………. 11
Литература ………………………………………………………………… 13
Приложения ……………………………………………………………….. 14
Устный журнал «С чего начинается Родина…»
Урок-рассуждение «Мы – патриоты»
Этнопрограмма «Ты живёшь в Беларуси»
Творческая работа «История войны в истории семьи»
воспитанию школьников .……………………………….…………… 4
как один из аспектов воспитания гражданственности
и
патриотизма ………………………………………………
Литература ………………………………………………………………… 13
Приложения ……………………………………………………………….. 14
Учреждения образования призваны осуществлять гармоничное развитие личности; личности социально зрелой, творческой, способной жить и реализовывать свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях. Работа в этом направлении ведется постоянно и по определенной системе. Такая системная организация воспитательной работы существует и в нашей школе: годовой цикл работы школы концентрируется вокруг трех приоритетных направлений: «Личность», «Здоровье», «Возрождение».
Они включают основные аспекты воспитания в их взаимодействии, через них осуществляется попытка целостного воздействия на детский коллектив и личность школьника. В этих программах участвуют все ученики школы с 1 по 11 классы, все учителя, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, привлекаются родители.
Любое общество заинтересовано в людях, патриотах своего Отечества, которые владеют чувством высокого национального сознания. Поэтому одним из приорететных направлений воспитательной работы нашей школы является воспитание чувства патриотизма и гражданственности учащихся, формирование у них национальнаго самосознания, высоких моральных качеств, активной жизненной позиции.
Этой задаче соответствует праграмма «Возрождение», которая создана для более глубокого изучения истории и культуры своего народа, традиций и современности Беларуси, воспитания национально-патриотических позиции, национальной гордости и уважения к своей стране.
В арсенале нашей школы есть все возможности чтобы прививать школьникам чувство патриотизма, сложились свои определённые традиции для деятельности в этом направлении. В первую очередь это ознакомление и изучение учащимися истории того края, где родился, своей малой Родины. На это направлены ежемесячные классные тематические часы краеведческой и гражданско-патриотической направленности, многочисленные акции, праздники, конкурсы и выставки.
Ежегодно проводится праздник “Бабульчын куфэрак”. Наполнение этой краеведческой недели разнообразное – включает в себя и конкурс выразительного чтения, и выставки рисунков и фотокомпозиций различной тематики, и экскурсии, и ярмарку белорусских блюд, и интересные заключительные мероприятия.
Пример плана проведения:
Дети любят этот праздник и активно участвуют во всех мероприятиях. Учащимися созданы родословные….
..
..
А это говорит о том, что им интересна история своей семьи, народа, страны.
На изучение этнографии родного края направлена деятельность музейного уголка “Беларуская хата” (руководитель – учитель белорусского языка и литературы Баёк В.Н.). Музейный уголок через проведение экскурсий знакомит учащихся с бытом, традициями и обычаями белорусского народа; приобщает школьников к поисковой и исследовательской деятельности, содействует развитию ораторских навыков учащихся-экскурсоводов.
Ещё одной из наиболее значительных форм работы па программе “Возрождение” является также проведение походов и экскурсий по родному краю, посещение исторических мест, музеев, театров и выставок. Обычно такие экскурсии проводятся на каникулах или в субботние дни и очень популярны среди школьников (по опросу, проведённому в конце года среди уч-ся 9 – 10 классов наиболее удачными мероприятиями у классе отмечены:
10 кл.- поездка на турбазу в Караваево и посещение музыкального театра;
9 кл.- посещение Белорусского национального художественного музея).
Важную роль в воспитании гражданственности школьников имеют ежемесячные классные тематические и еженедельные информационные часы. Тематика их на протяжении года самая разнообразная и соответствует возросным особенностям детей разных классов: “Культурное наследие Пуховичского района”, “Минщине – 70”, “Я иду вногу со своей страной”, “Мир за неделю”, “Новости Республики”, “Что нужно чтобы быть гражданином?”, “Семья - маленькая родина”, “Права человека”. Данная форма работы помогает научиться работать с различной информацией, анализировать её, видеть различие мнений, готовит учащихся к успешной социализации.
Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду, где воспитывается уважительное отношение к личности каждого члена коллектива. В школе в декабре 2007 г. среди уч-ся проводился опрос и составление «Морального кодекса ученика» и «Морального кодекса учителя» (прилож.)
Значительной составляющей гражданско-патриотического и нравственного воспитания является детское и молодёжное движение.
В школе существуют следующие организации:
Организация “Октябрята” насчитывает 21 человек (в прошлом г. 10 ч.). В основе деятельности объединения лежит программа “Наследники”. Дети привлекаются к участию в разных мероприятиях, через вожатых знакомятся с законами пионеров, с пользой проводят своё свободное время
В пионерской организации зарегистрировано 50 человек (41 человек). Пионеры – активные участники всех школьных дел. Регулярно проводят сборы дружины и совета дружины. Организовывают свои праздники: уже прошли игровая программа «Мир детства», ко дню рождения БРПО фото-выставка “Любая Пухаўшчына”, неделя здорового образа жизни «Наша судьба в наших руках», Спортландии. В свои основные акции «Мы бережливые», «Мы за чистоту родного края», «Забота» пионеры включают практически всех школьников. Пионеры также являются активными участниками районных акций, конкурсов и праздников: “Взгляд в будущее” (к году ребёнка), “Войди в природу другом” и др.
В первичной огрганизации БРСМ нашей школы насчитывается 10 чел. Это небольшое количество, но они являютя начинателями многих интересных дел: в сентябре ими подготовлен журнал “Минщина в лицах”, в январе объявлен конкурс рисунков и фоторабот “Любимые родные места”, на февраль планируется провести встречу старшеклассников с администрацией “Есть вопрос!”. Естественно они являются зачинателями сбора макулатуры и металолома, благотворительных акций по сбору новогодних игрушек и игрушек для детей-инвалидов и нуждающихся, организовывают тематические дискотеки и вечера. Немного им недостаёт инициативы, но положительные изменения видны.
Далее планируется повышать престиж организаций, папуляризировать их среди детей, заинтерисовывать детей и родителей их деятельностью, т.к. детские и молодёжные организации формируют ответственность и небезразличие, закладывают хороший фундамент поведения, помогают членам овладевать элементами демократической культуры.
Отдельной страничкой хочется отметить работу Карбовской Л.О., рук. кружка “Репортёр”. Она объеденила вокруг себя тех учеников, что выделяются развитием журналистских способностей, тех кто сам пишет стихи, интересуются делами в школе и в регионе. Силами кружковцев выпускается школьная газета “Дубравинка”, где размещаются творческие работы школьников, интервью с учителями и др. интересные материалы. Эта работа также содействует воспитанию патриотизма, ответственности за свои действия и уважения к другим.
Вся комплексная работа по формированию гражданственности и патриотизма даёт свои результаты. Проведённый мониторинг ярко отражает уровень воспитанности патриотизма.
Сравнительные данные за три года.
Сравнительные данные за четыре года.
Уровень воспитанности патриотизма выпускников
2005, 2006, 2007, 2008 (I этап)г.
Патриотическое воспитание – одна из главных функции учреждения образования, которая обеспечивает формирование гражданских качеств личности, основываясь на общечеловеческих принципах гуманизма и национально-исторических традициях и ценностях.
Мы імкнуліся надаць дадзенай рабоце сучасны змест выкарыстоўваючы інфармацыйную прастору сучасных крыніц.
Традиционными и любимыми стали «День Знаний», «Осенний бал», «Посвящение в первоклассники», «Неделя Матери», «Бабульчын куфэрак», «Новогодний карнавал», неделя «К вершинам знаний», героико-патриотическая неделя, дни здоровья, экологический марафон «День Земли», вечер встречи с выпускниками школы, праздник «Ученик года», «Последний звонок».
Во время этих мероприятий проходят интересные утренники, игры, устные журналы, викторины, выставки рисунков и фоторабот и многое другое. Главное здесь то, что развивается активность и творчество детей, их самостоятельность и организаторские способности, ребята сами определяют масштаб своей деятельности. Каждое положительное участие учащихся фиксируется в банке данных по программе “Личность”.
Музейные экспонаты уголка собраны руками учащихся и учителей на протяжении нескольких лет.
11’ клас падрыхтаваў вельмі цікавую пастаноўку твора “Мікітаў лапаць” да заключнай тэатральнай кампазіцыі.
У рамках праграмы “Адраджэнне” праводзіліся таксама і іншыя святы: да дня ведаў, дня маці, дня сям’і, вечар сустрэчы з выпускнікамі. 2009 год быў аб’яўлены Годам роднай зямлі і ён павінен стаць перыядам пераасэнсавання беларусамі сваіх духоўных традыцый, прыродных багаццяў, гістарычнай і культурнай спадчыны. У гэтай сувязі са студзеня ўступіў у дзеянне план мерапрыемстваў, які ўключаў у сябе гутаркі па класах, прагляд відэафільмаў аб Белавежскай пушчы і культурных традыцыях Беларусі, музейны ўрок з запрашэннем экспазіцый раённага краязнаўчага музея, акцыю па добраўпарадкаванню тэрыторыі “Прыгажэй ты, родная зямля” і шмат іншага. Быў запланаваны, але нажаль не прайшоў экалагічны тыдзень (адказная Буйко І.У.). Вельмі ўдалае свята было падрыхтавана да семінара дырэктароў. Называлася яно “Мы – памяць, мы – прадаўжэнне”. У гэтым канцэрце прынялі ўдзел і вучні і настаўнікі. Тым самым было дасягнута аб’яднанне дзвух пакаленняў у прызыве шанаваць і любіць сваю Радзіму, свае карані. Патрэбна адзначыць, што высокі ўзровень правядзення дадзенага мерапрыемства стаў магчымым дзякуючы прафесійнай і творчай рабоце музычнага кіраўніка Калевіча І.М. Ім жа на дастаткова высокім ўзроўні былі падрыхтаваны нумары мастацкай самадзейнасці для раённага агляду. Група хлопчыкаў атрымала дыплом. Навогул, канцэртная дзейнасць вельмі падабаецца дзецям, яна садзейнічае развіццю актыўнасці, творчасці вучняў і таму патрэбна яе падтрымліваць. Патрэбна аказваць дзецям дапамогу як ў падборы нумара, так і ў падрыхтоўцы знешняга выгляду, уменню трымацца на сцэне. Над гэтым варта задумацца і прыняць да ўвагі класным кіраўнікам.
Яшчэ адной са значных форм работы па праграме “Адраджэнне” з’яўляецца правядзенне паходаў і экскурсій па роднаму краю, наведванне гістарычных мясцін, музеяў і выстаў. Усімі класамі ў час канікул і ў суботнія дні з цікаўнасцю былі наведаны музеі раёна і г.Мінска.