Гражданско-патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:33, творческая работа

Краткое описание

Учреждения образования призваны осуществлять гармоничное развитие личности; личности социально зрелой, творческой, способной жить и реализовывать свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях. Работа в этом направлении ведется постоянно и по определенной системе. Такая системная организация воспитательной работы существует и в нашей школе: годовой цикл работы школы концентрируется вокруг трех приоритетных направлений: «Личность», «Здоровье», «Возрождение».

Содержание

Введение .……………………………………………….……… …… 3
Система работы школы по гражданско-патриотическому
воспитанию школьников .……………………………….…………… 4
Использование средств музея для воспитания патриотизма ……………………………..………………….. 6
Роль мероприятий военно-патриотической направленности в воспитании учащихся …………….. 7
Развитие самоуправления учащихся как условие формирования гражданственности и патриотизма …… 8
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
как один из аспектов воспитания гражданственности
и патриотизма ……………………………………………… 10
Заключение ………………………………………………….…………. 11
Литература ………………………………………………………………… 13
Приложения ……………………………………………………………….. 14
Устный журнал «С чего начинается Родина…»
Урок-рассуждение «Мы – патриоты»
Этнопрограмма «Ты живёшь в Беларуси»
Творческая работа «История войны в истории семьи»

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданско-патриотическое воспитание.doc

— 3.38 Мб (Скачать файл)

У  наступным  годзе – годзе  65-годдзя  Вялікай  Перамогі  стоит привлечь к краеведческой работе учителей истории, географии, белорусского языка и литературы, биологии и углубить работу.

Смотр военной  песни прошел и для учащихся 6-11 классов. Это мероприятие стало уже традиционными. Большой энтузиазм проявили уч

 

 

 

 

Ежегодно  проо

    1. Старонкі  гісторыі  свайго  краю.  1 клас.
    2. Традыцыі  беларусаў.  2 клас.
    3. Завочнае  падарожжа  па  краіне.
    4. Мая  Айчына.  3 клас.
    5. Я  -  грамадзянін  Рэспублікі  Беларусь.  5 клас. 
    6. Зоркі  зямлі  беларускай. 5 клас.
    7. Служыць  Айчыне  ганарова.
    8. 2009 год – год роднай  зямлі.
    9. Па  старогнках  кнігі  “Памяць”  і г.д.

 

У  выступленнях  вучняў  аб  поспехах  развіцця  нашай  дзяржавы  ў  сучаснасці,  аб  дзяржаўных  сімвалах,  аб  асноўных  падзеях  Вялікай  Айчыннай  вайны,  аб  героях  заўсёды  гучала  гордасць  за  нашу  Беларусь.  І за  фарміраванне  такіх паважлівых  адносін хочацца сказаць дзякуй  усім  класным кіраўнікам.  На  наступны  год у сувязі  з 65-годдзем  Вялікай  Перамогі  мяркую  мэтазгодным  будзе  адну  інфармацыйную  гадзіну  ў  месяц  прыурочваць  гэтай  важнай  гістарычнай  падзеі.  Дарэчы,  65-годдзю  вызвалення  Беларусі  і  Вялікай  Перамогі  ў  2008-2009 н.г.  былі  прысвечаны  не  толькі классныя,  але і школьныя  мерапрыемствы:  прайшлі конкурс чытальнікаў вершаў  “Нам  гэты  мір завешчана берагчы”  і цікавая гульня  “Зарніца” для дзяцей,  што ўступілі  ў піянеры;  ужо  сталі  традыцыйнымі круглагадзічная  акцыя  “Клопат” (дапамога ветэранам,  догляд  і добраўпарадкаванне  помнікаў  і воінскіх  захараненняў)  і  лютаўскі  героіка-патрыятычны тыдзень  “Гэтых  дзён  не  згасне  слава”;  а  да  Дня Перамогі  быў падрыхтаваны  мітынг-рэквіем (адказная В.С. Леурда).

 

Работа па грамадзянска-патрыятычнаму  выхаванню ўключала  ў  сябе  шэраг  акцый  (“Мы  за  чысціню  роднага  краю”,  “Клопат”,  “Падарунак  ветэрану”),  свят,  конкурсаў  і  выстаў. 

У  першую  чаргу  гэта  штомесячныя  класныя  тэматычныя  і  штотыднёвыя  інфармацыйныя  гадзіны.  Тэматыка  іх  на  працягу  года  была  самая  разнастайная  і  адпавядала  ўзроставым  асаблівасцям  дзяцей  розных  класаў:  “Падарожжа  па  Мінскай  вобласці”,  “Культурная  спадчына  Міншчыны”,  “Свет  за  тыдзень”,  “Навіны  Рэспублікі”, “Міншчына  ў  лічбах”, “Міншчыне-70”.  Дадзеная  форма  работы  актыўна  ўключае  вучняў  ў  дзейнасць,  дапамагае  навучыцца  працаваць  з  разнастайнай  інфармацыяй,  аналізаваць,  абагульняць  яе,  бачыць  разнастайнасць  меркаванняў,  стварае  ўмовы для фарміравання  сацыяльна актыўнай  асобы,  якая  валодае пачуццём  нацыянальнай  гордасці,  годнасці  і любові  да  Бацькаўшчыны.

З  кастрычніка  да  снежня  праходзіў  конкурс  на  лепшы  ўрок  або  мерапрыемства  з  выкарыстаннем  краязнаўчага  матэрыялу.  Нажаль  было  прадстаўлена  толькі  тры  ўрокі  Карбоўскай Л.А., Баёк В.М., Паўлоўскай Н.І.  Мерапрыемства  Прымак М.Э.  канчаткова  не  аформлена…….

 

Данная  программа  предусматривает  ряд  акций  (“Мы  за  чистоту  родного  края”,  “Живу  в  Беларуси  и  тем  горжусь”,  “Забота” (каждый  класс  закреплён  за  “своим” ветераном)),  праздников,  конкурсов  и  выставок.  В  эту  программу  также  включены  Неделя  белоруской  письменности  и  печати (сентябрь),  героико-патриотическая  неделя (февраль),  неделя  туризма  и  краеведения (май),  мероприятия,  приуроченые  к  125-летию  со  дня  рождения  Якуба  Коласа  и  Янки  Купалы  и  70-летию  Минской  области,  досматриваются  и  благоустраиваются  памятники  и  воинские  захоронения.

В  школе  уже  не  первый  год  действует  музейный  уголок  

 

На  первый план здесь выступает воспитание гражданина, здорового физически  и психически. Важным условием формирования гражданина, человека, личности является формирование здорового образа жизни.

Таким образом, целью данной работы является систематизация и обобщение опыта  работы нашего педагогического коллектива по идеологическому сопровождению  всего комплекса воспитательных проблем. Особое внимание уделено организации  свободного времени и формированию здорового образа жизни как мостика в самостоятельную жизнь из трудного детства.

Задачами  педагогического коллектива в решении  этой задачи будут выступать следующие:

    • формирование гражданственности, активной жизненной позиции;
    • изменение отношения и повышение ответственности молодежи за свое физическое состояние;
    • обеспечение учащихся необходимыми знаниями по вопросам культуры, истории, идеологии, организации свободного времени и здорового образа жизни;
    • привитие навыков и практических умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;
    • помощь в использовании знаний, средств и методов физической культуры для достижения цели в жизни и профессионализма в работе;
    • подготовка к общественной жизни, социально-психологическая адаптация молодежи к различным условиям;
    • овладение гражданской культурой, достижениями национальной и интернациональной культуры;
    • нейтрализация влияния неблагоприятных условий семейного воспитания и отрицательного воздействия стихийно-группового общения;
    • использование для работы психолого-педагогической диагностики;
    • использование в работе аналитической информации по проведению мониторинга морально-психологического климата и воспитательной работы в общежитиях;
    • взаимодействие и координация работы социально-психологической службы и методической комиссии по воспитательной работе и идеологическому сопровождению;
    • применение инновационных методик и технологий в воспитательном процессе.

В процессе идеологического сопровождения и диагностико-психологического исследования личности учащихся используются опросник Айзенка по определению типа темперамента, опросник Кеттелла по определению характера, тест Томаса для определения типов реагирования в конфликтных ситуациях, прогрессивная матрица Равена, тест Шмишека, проективные методики.

В работе кураторов и воспитателей с 2004-2005 учебного года апробируется технология коррекции отклонений от норм нравственного  развития личности.

Одним из основных условий формирования личности является создание соответствующего морально-психологического климата. Для изучения его в коллективах учащихся и определения направлений работы по улучшению взаимоотношений в группах, педагогический коллектив применяет технологию создания социально-педагогической профилактики девиантного поведения учащихся в учреждениях образования.

Так как  многих из наших учащихся можно отнести  к категории трудных, большое  внимание уделяется профилактике правонарушений и преступлений, работе с семьями  учащихся.

Проводимая  работа в лицее документируется соответствующим образом: выпускаются газеты, имеется фотоматериал, составляются отчеты, результаты работы отражаются в приказах.

Важную  роль в формировании социально зрелой, творчески активной гармоничной  личности, способной жить и реализовывать свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях играет система взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

Это взаимодействие в нашем учебном заведении  выглядит следующим образом:

 

Схема 1. Взаимодействие участников воспитательного процесса.

Мост между детством и самостоятельной  жизнью

1. Психолого-педагогическая диагностика  учащихся

1.1. Особенности обучения в Смиловичском  сельскохозяйственном профессиональном  лицее

Обучение  учащихся Смиловичского сельскохозяйственного профессионального лицея протекает в сложноорганизованной, разнообразной по формам и содержанию среде. Среда эта социальна, так как представляет собой систему различных отношений, взаимоотношений между учащимися и педагогами. Учащийся оказывается перед множеством выборов: как учиться, как вести себя в общежитии, на практике, как общаться с другими учащимися, педагогами, как вести себя в конфликтных ситуациях, как относиться к требованиям и нормам.

В помощь предлагаются взрослые, которые в  силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать учащемуся разнообразную поддержку.

Преподаватели дают основы наук, идеологические убеждения, мастера - профессиональные знания, обучают  стилю общения и поведения  в коллективе, воспитатели прививают навыки самообслуживания и обучают рационально организовать досуг.

Педагог-психолог и социальный педагог организовывают условия для продуктивного движения учащегося по избранному пути, помогают делать ему осознанный выбор, конструктивно  решать неизбежные конфликты, осваивать методы познания, общения, понимать себя и других. Администрация лицея создает социально-психологические условия для успешного обучения и психологического развития учащихся в тесном взаимодействии с преподавателями, мастерами производственного обучения, воспитателями, родителями. Учитывая большой контингент учащихся (свыше 900 человек), основная нагрузка ложится на кураторов, мастеров производственного обучения, воспитателей.

Куратор, мастер производственного обучения, воспитатель вместе с психологом и социальным педагогом разрабатывают стратегию сопровождения каждого учащегося и являются основными реализаторами этой стратегии. Психолог и социальный педагог помогают педагогам «настроить» процесс обучения и общения на конкретного учащегося.

Сопровождение включает в себя три обязательных компонента:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося и его психического развития в процессе обучения. С момента поступления учащегося в лицей психолог, кураторы, мастера п/о, социальный педагог начинают собирать и накапливать информацию о различных сторонах психологической жизни и динамике развития учащихся: анализ личных дел учащихся, наблюдение за учащимися во время собеседования, беседы с родителями, диагностика.
  2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения. На основе данных психодиагностики и наблюдений разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития учащихся, определяются условия успешного обучения.
  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

В лицей  приходят учащиеся в старшем подростковом возрасте. Этот возраст предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации.

 

1.2. Процесс адаптации учащихся  лицея

Этапы адаптации учащихся в лицее:

  1. Внешняя переориентация, знакомство с системой ценностей коллектива, будущей профессией и правилами поведения;
  2. Признание правомерными допустимых эталонов поведения учащихся и педагогов;
  3. Аккомодация - учащийся признает систему ценностных ориентаций и взглядов учащихся и педагогов лицея, а вместе с тем коллектив группы и педагоги признают и оценивают определенные взгляды и принципы учащегося;
  4. Ассимиляция - полное или почти полное принятие учащимся новых ценностных ориентаций и взглядов коллектива.

Процесс адаптации чрезвычайно сложен, он включает в себя несколько аспектов: познавательный - учащийся осваивает  новые формы и методы учебного и производственного обучения; практический - включение в реальную социальную жизнь группы, во взаимодействие с группой и отдельными членами, с руководством и педагогами; эмоциональный - установление устойчивых положительных взаимоотношений с товарищами, педагогами и формирование высокого уровня удовлетворенности этими взаимоотношениями и своей позицией в их системе.

О дезадаптации свидетельствуют следующие признаки:

  1. Нарушение общения со сверстниками и взрослыми, агрессивность, замкнутость и избегание контактов, недоверчивость, подозрительность, чрезмерная исполнительность и конформизм, негативистская демонстрация, конфликтность и обидчивость;
  2. Низкая социальная нормативность, нарушение влечений;
  3. Двигательная расторможенность, неугомонность;
  4. Депрессивность, астенизация, уход от деятельности;
  5. Эмоциональная незрелость, психологический инфантилизм;
  6. Невротические проявления: плаксивость, нарушение речи, навязчивые движения, психосоматические проявления.

1.3. Семейные отношения и возникновение  проблем личностного развития

Человек - сложная саморегулирующаяся система, находящаяся в постоянном подвижном  равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью деятельности. Деятельность каждого члена общества подчинена социальным нормам. Отклонения от этих норм порицаются общественным мнением или наказывается уголовно.

Процесс социализации заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм, выработке навыков и умений правильно вести себя в обществе. В процессе социализции вырабатываются и закрепляются положительные стереотипы поведения.

Причины «проблемности» многих учащихся кроются  в сфере внутрисемейного общения и внутрисемейных эмоциональных отношений. Криминологи Ю. М. Антонян и Е. Г. Самовичев, изучая лиц, склонных к бродяжничеству, пришли к выводу об отсутствии у них в детские годы внутрисемейной эмоциональной идентификации в родительской семье. В. В. Столин, изучая различные дефекты в структуре самосознания личности пришел к выводу, что в их основе лежат неудовлетворительные внутрисемейные отношения в родительской семье, которые носят псевдовзаимный характер - проявляются только теплые чувства, негативные подавляются, скрываются, или псевдовраждебные отношения - выражаются лишь негативные эмоции.

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание