Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:33, творческая работа
Учреждения образования призваны осуществлять гармоничное развитие личности; личности социально зрелой, творческой, способной жить и реализовывать свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях. Работа в этом направлении ведется постоянно и по определенной системе. Такая системная организация воспитательной работы существует и в нашей школе: годовой цикл работы школы концентрируется вокруг трех приоритетных направлений: «Личность», «Здоровье», «Возрождение».
Введение .……………………………………………….……… …… 3
Система работы школы по гражданско-патриотическому
воспитанию школьников .……………………………….…………… 4
Использование средств музея для воспитания патриотизма ……………………………..………………….. 6
Роль мероприятий военно-патриотической направленности в воспитании учащихся …………….. 7
Развитие самоуправления учащихся как условие формирования гражданственности и патриотизма …… 8
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
как один из аспектов воспитания гражданственности
и патриотизма ……………………………………………… 10
Заключение ………………………………………………….…………. 11
Литература ………………………………………………………………… 13
Приложения ……………………………………………………………….. 14
Устный журнал «С чего начинается Родина…»
Урок-рассуждение «Мы – патриоты»
Этнопрограмма «Ты живёшь в Беларуси»
Творческая работа «История войны в истории семьи»
Психотерапевты
и психиатры М. М. Буянов, А. Б. Добрович,
В. Л. Леви, А. Е. Личко и другие связывают
различные нервно-психические
Поэтому
при поступлении в лицей
1.4. Влияние социальной среды
на формирование личности
На
подростка кроме семьи
Проблемы в личностном развитии напрямую связаны с социальным статусом учащегося. «Проблемные» учащиеся оказываются в роли «отверженных» и «непопулярных», они могут быть ранимы, застенчивы, тревожны, гиперактивны, не умеют организовывать свою деятельность и дезорганизуют коллективную. У них нарастает внутренняя напряженность, появляется чувство физической и психологической неловкости, собственной неполноценности и отверженности. Это обусловлено внутренним конфликтом между желаемым - стремлением к признанию, желанием выделиться среди других и осознанием реальной ситуации - низкий социометрический статус, неуважение товарищей по группе, педагогов. Разрешение конфликта между недовольством своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих и амбициозными стремлениями «отверженные» чаще всего видят в развитии физической силы и ловкости (юноши) или манипуляторства и лживости (девушки). В качестве компенсации слабости и чувства вины зачастую используются бунтарство и протест с резко выраженным негативизмом и вербальной агрессией. Часты неподчинение и игнорирование требований социальных норм, резко выражено стремление не признавать критику - все это усугубляется недостаточным контролем над действиями, импульсивностью, эмоциональной ригидностью, что создает трудности в межличностном общении и влияет на формирование социального авторитета. Низкий социометрический статус учащихся обуславливает состояние психологического дискомфорта, которое накладывает отрицательный отпечаток на межличностные отношения и выбор адекватного социального поведения.
Педагог-психолог составляет социометрическую матрицу группы, вместе с куратором и мастером производственного обучения обсуждает причины изоляции, пути вовлечения «отверженного» подростка в значимую деятельность, возможности повышения его авторитета. Понять трудности межличностного взаимодействия помогают анкеты взаимоотношений в группе и с руководством групп.
1.5. Психологические особенности учащихся с проблемами личностного развития
Становление личности завершается во взрослом возрасте, а формирование ее основы - характера происходит в критическом подростковом возрасте. В это время намечается общая направленность и закладываются основы нравственных, моральных и социальных установок личности.
Многочисленные качественные сдвиги в биологическом плане развития организма, изменения социального статуса делают этот период особенно трудным. Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении» - акцентуации. При диагностике акцентуаций характера хороший результат дают опросники Шмишека в сочетании с проективным тестом «Рисунок несуществующего животного». Такая диагностика удобна тем, что опросники дают возможность выделить проявления акцентуаций у каждого учащегося группы, а методика «РНЖ» - индивидуальных проявлений черт характера определенного учащегося. Данные диагностики заносятся в протокол, на бланке ответов пишется тип акцентуации и педагогические рекомендации, затем они заносятся в журналы воспитательной работы.
Важным регулятором поведения личности является уровень развития самооценки. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди людей.
Учащиеся с заниженной самооценкой ставят перед собой заниженные цели, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Они считают себя хуже других, страдают комплексами «неполноценности» и вины, им свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость.
Но учащиеся с заниженной самооценкой легче поддаются воздействию и могут прийти к адекватной самооценке легче, чем учащиеся с завышенной самооценкой. Учащиеся с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, у них очень высокий уровень притязаний. Они подчеркнуто независимо относятся к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают. Их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное и даже грубое отношение к людям.
Определить учащихся с заниженной и завышенной самооценкой дает возможность методика определения самооценки личности (приложение 4). Вместе с наблюдением, анализом независимых характеристик помогают созданию психологического портрета личности опросник Айзенка, Томаса, «Ориентировочная анкета», изучение склонностей и интересов учащихся.
При работе со всеми методиками педагоги особое внимание должны уделять установлению контакта с воспитанниками. Вступая в общение с «проблемным» подростком педагог часто встречает сопротивление с его стороны. Это сопротивление может принимать очень жесткие формы, переходя иногда в агрессию, поскольку общение педагога с подростком происходит на фоне негативных отношений. Педагоги должны создать атмосферу взаимодействия, безоценочного принятия, доброжелательного нейтралитета.
При составлении
программы воспитательных воздействий
на «проблемного» подростка