Гражданско-патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:33, творческая работа

Краткое описание

Учреждения образования призваны осуществлять гармоничное развитие личности; личности социально зрелой, творческой, способной жить и реализовывать свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях. Работа в этом направлении ведется постоянно и по определенной системе. Такая системная организация воспитательной работы существует и в нашей школе: годовой цикл работы школы концентрируется вокруг трех приоритетных направлений: «Личность», «Здоровье», «Возрождение».

Содержание

Введение .……………………………………………….……… …… 3
Система работы школы по гражданско-патриотическому
воспитанию школьников .……………………………….…………… 4
Использование средств музея для воспитания патриотизма ……………………………..………………….. 6
Роль мероприятий военно-патриотической направленности в воспитании учащихся …………….. 7
Развитие самоуправления учащихся как условие формирования гражданственности и патриотизма …… 8
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
как один из аспектов воспитания гражданственности
и патриотизма ……………………………………………… 10
Заключение ………………………………………………….…………. 11
Литература ………………………………………………………………… 13
Приложения ……………………………………………………………….. 14
Устный журнал «С чего начинается Родина…»
Урок-рассуждение «Мы – патриоты»
Этнопрограмма «Ты живёшь в Беларуси»
Творческая работа «История войны в истории семьи»

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданско-патриотическое воспитание.doc

— 3.38 Мб (Скачать файл)

Психотерапевты  и психиатры М. М. Буянов, А. Б. Добрович, В. Л. Леви, А. Е. Личко и другие связывают  различные нервно-психические отклонения, акцентуации, фобии, повышенную тревожность, упрямство, болезненную застенчивость с характером эмоциональных отношений родителей и детей раннего возраста. Эмоционально неблагоприятные отношения матери и ребенка в раннем возрасте являются основной причиной дефектов в эмоциональной сфере личности, выражаются в отсутствии эмпатии, в эмоциональной индифферентности, агрессивности, жестокости. А социальные установки складываются в дошкольном возрасте, когда неосознаваемые поведенческие регуляторы формируются за счет неосознаваемых механизмов социализации: внушения, подражания, идентификации с окружающими и прежде всего с близкими взрослыми, которые обладают для ребенка большой внушающей силой.

Поэтому при поступлении в лицей учащегося  на собеседовании присутствуют родители. В процессе собеседования приемная комиссия наблюдает за отношениями будущего учащегося и родителей, выясняет круг обязанностей ребенка, общую атмосферу семьи. Затем проводится анализ личных дел учащихся по схеме: фамилия, имя, отчество; дата рождения; какую школу и когда окончил; анализ успеваемости, причем обращается особое внимание на учащихся, имеющих по многим предметам оценки «1», «2». Такие оценки по труду, рисованию, физкультуре являются, как правило, тревожным сигналом и свидетельствуют о социальной дезадаптации. Затем записывается домашний адрес, состав семьи и школьная характеристика (при наличии ее). Проводится анализ состава семьи, особое внимание уделяется учащимся из неполных и многодетных семей. Листок с анализом личного дела становится основой, к которой в процессе обучения прикрепляются результаты диагностики и другие материалы, касающиеся личности этого учащегося. Учащиеся заполняют анкету, которая позволяет проследить детско-родительские отношения, а социальный педагог заполняет карту уровня благополучия семьи учащегося, информационную карту о педагогически запущенном учащемся и карту изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя и его ближайшего окружения.

1.4. Влияние социальной среды  на формирование личности учащегося

На  подростка кроме семьи воздействуют сверстники. Общение со сверстниками становится для подростка ведущим  мотивом деятельности так, что на второй план могут отодвигаться общение  со взрослыми и обучение. В группе учащийся может сравнить себя с другими, оценить свои успехи и неуспехи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями, причем не только социально одобряемыми, утвердиться в глазах товарищей. В группе происходит познание друг друга, выбор приятелей и личного друга. Дружеские отношения у подростков возникают обычно на основе их взаимной привлекательности, психологической совместимости или общих интересов. В дружеских отношениях формируется чуткость, отзывчивость, сочувствие, проникновение во внутренний мир другого человека. Но есть опасность, что личность подростка может подавляться другой личностью, могут прививаться асоциальные привычки. Поэтому для тактичного направления дружеских отношений куратор и мастера производственного обучения заносят в журнал воспитательной работы данные о том, с кем учащийся дружит в лицее и вне его.

Проблемы  в личностном развитии напрямую связаны  с социальным статусом учащегося. «Проблемные» учащиеся оказываются в роли «отверженных»  и «непопулярных», они могут быть ранимы, застенчивы, тревожны, гиперактивны, не умеют организовывать свою деятельность и дезорганизуют коллективную. У них нарастает внутренняя напряженность, появляется чувство физической и психологической неловкости, собственной неполноценности и отверженности. Это обусловлено внутренним конфликтом между желаемым - стремлением к признанию, желанием выделиться среди других и осознанием реальной ситуации - низкий социометрический статус, неуважение товарищей по группе, педагогов. Разрешение конфликта между недовольством своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих и амбициозными стремлениями «отверженные» чаще всего видят в развитии физической силы и ловкости (юноши) или манипуляторства и лживости (девушки). В качестве компенсации слабости и чувства вины зачастую используются бунтарство и протест с резко выраженным негативизмом и вербальной агрессией. Часты неподчинение и игнорирование требований социальных норм, резко выражено стремление не признавать критику - все это усугубляется недостаточным контролем над действиями, импульсивностью, эмоциональной ригидностью, что создает трудности в межличностном общении и влияет на формирование социального авторитета. Низкий социометрический статус учащихся обуславливает состояние психологического дискомфорта, которое накладывает отрицательный отпечаток на межличностные отношения и выбор адекватного социального поведения.

Педагог-психолог составляет социометрическую матрицу  группы, вместе с куратором и мастером производственного обучения обсуждает  причины изоляции, пути вовлечения «отверженного» подростка в значимую деятельность, возможности повышения его авторитета. Понять трудности межличностного взаимодействия помогают анкеты взаимоотношений в группе и с руководством групп.

1.5. Психологические особенности учащихся с проблемами личностного развития

Становление личности завершается во взрослом возрасте, а формирование ее основы - характера  происходит в критическом подростковом возрасте. В это время намечается общая направленность и закладываются  основы нравственных, моральных и социальных установок личности.

Многочисленные  качественные сдвиги в биологическом  плане развития организма, изменения  социального статуса делают этот период особенно трудным. Своеобразие  характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении» - акцентуации. При диагностике акцентуаций характера хороший результат дают опросники Шмишека в сочетании с проективным тестом «Рисунок несуществующего животного». Такая диагностика удобна тем, что опросники дают возможность выделить проявления акцентуаций у каждого учащегося группы, а методика «РНЖ» - индивидуальных проявлений черт характера определенного учащегося. Данные диагностики заносятся в протокол, на бланке ответов пишется тип акцентуации и педагогические рекомендации, затем они заносятся в журналы воспитательной работы.

Важным  регулятором поведения личности является уровень развития самооценки. Самооценка предполагает оценку своих  способностей, психологических качеств  и поступков, своих жизненных  целей и возможностей их достижения, а также своего места среди людей.

Учащиеся  с заниженной самооценкой ставят перед собой заниженные цели, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются  в поддержке окружающих. Они считают  себя хуже других, страдают комплексами  «неполноценности» и вины, им свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость.

Но  учащиеся с заниженной самооценкой  легче поддаются воздействию  и могут прийти к адекватной самооценке легче, чем учащиеся с завышенной самооценкой. Учащиеся с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, у них очень высокий уровень притязаний. Они подчеркнуто независимо относятся к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают. Их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное и даже грубое отношение к людям.

Определить  учащихся с заниженной и завышенной самооценкой дает возможность методика определения самооценки личности (приложение 4). Вместе с наблюдением, анализом независимых характеристик помогают созданию психологического портрета личности опросник Айзенка, Томаса, «Ориентировочная анкета», изучение склонностей и интересов учащихся.

При работе со всеми методиками педагоги особое внимание должны уделять установлению контакта с воспитанниками. Вступая в общение с «проблемным» подростком педагог часто встречает сопротивление с его стороны. Это сопротивление может принимать очень жесткие формы, переходя иногда в агрессию, поскольку общение педагога с подростком происходит на фоне негативных отношений. Педагоги должны создать атмосферу взаимодействия, безоценочного принятия, доброжелательного нейтралитета.

При составлении  программы воспитательных воздействий  на «проблемного» подростка необходимо:

  1. В первую очередь, выявлять положительные качества, на базе которых только и возможно достижение психологического контакта с ним и достижение положительного результата;
  2. Изучение недостатков «трудного» подростка должно идти опосредованно - через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке;
  3. Нормализация отношений с «трудным» подростком - основная предпосылка возможностей его перевоспитания;
  4. Хорошо понять такого подростка можно только тщательно изучив его родителей, товарищей по улице, группе, так как в отношениях с людьми в зоне ближайшего окружения проявляются самые существенные особенности;
  5. Изучая учащегося, надо всемерно побуждать его к самопознанию и самооценке: никакое точное знание психологии «трудных» подростков не имеет в перевоспитании значения, если сами подростки не убедились в объективности данной им оценки, не осознали нетерп<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание