Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 21:58, реферат
Владимир Абрамович Караковский -родился 14 февраля 1932 года в Свердловске. Окончил Челябинский педагогический институт в 1953 году. Начинает работать учителем литературы и русского языка средней школы № 48. С 1963 года работает в Челябинской школе № 1. В 1962 году Владимира Абрамовича назначили на должность директора школы № 1 им. Ф. Энгельса. С 1977 года директор московской средней школы № 825. В 1988—1991 годах председатель всероссийского совета по народному образованию[1].
Введение………………………………………………………………………….3
Глава1.Название: «Общие сведения о В.А. Караковском»…………………...4
1.1 Биография В.А. Караковского………………………………………………4
1.2 Этапы становления воспитательной системы……………………………...5
Глава2. Название: «Директор московской школы № 825»…………………..5-8
Заключение………………………………………………………………….....9-11
Список литературы…
Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии наукой.
Перечень всех форм и методов воспитательной работы, применяемых в школе № 825, велик.
Среди них: общественный смотр знаний; работа штабов знаний; межпредметные, интегрированные уроки; межвозратные уроки; учебно-воспитательная диагностика; перенесение на семью школьных форм работы; взаимное обучение; уроки обмена; дополнительные уроки по выбору; профильные факультативы; зачетная система обучения; уроки бенефисы; уроки трех уровней; уроки под открытым небом; конкурс шпаргалок; создание ситуаций свободного выбора; проведение уроков учениками педагогических классов; интегрированные зачеты; защита идей; «тихий опрос»; путешествие в страну тайн; клуб «почемучек»; читай-город; исторические игры; педагогиада; защита фантастических проектов; новые формы экзаменов; деловые и ролевые игры; мозговая атака; университет старшеклассников; научная конференция; брифинг; суд над предметом; 60 секунд интересной информации; предметный ринг; посвящение в пятиклассники; персональные выставки учеников и учителей; справочного бюро «Прямая линия»; практикум доброты; интервью с историческим персонажем; пятиминутка рефлексии; конкурс вопросов и ответов; устный журнал «Необыкновенное рядом»; дидактические сказки; аукцион знаний; пятиминутка любознательных; робинзонада; дидактический театр; и т.д.
Любая воспитательная система
является единством не только общего
и особенного, но и единичного - того
специфического, что свойственно
конкретному учреждению с данным составом педагогов
и школьников, окружающей его среде. Когда
же мы говорим о том общем, что присутствует
в разных воспитательных системах, функционирующих
к тому же в разных условиях, то мы, по сути
дела, ведем речь не о реальной системе,
а о самом понятии “воспитательная система”,
ее исходной теоретической модели.
Среди понятий - таких, как “педагогическая
система”, “дидактическая система”,
“система воспитательной работы”, - “воспитательная
система” занимает особое место. Это наиболее
широкое понятие, которое включает три
предыдущих в качестве своих компонентов.
А это значит, что оно и должно стать в
педагогике исходным для характеристики
всего круга системных понятий, ибо, не
познав общего, нельзя понять частное,
не натыкаясь на непознанные общие закономерности.
Под системой же воспитательной работы,
как правило, понимают систему взаимосвязанных
воспитательных мероприятий (дел, акций),
адекватных поставленной цели. В лучшем
случае это подсистема в общей воспитательной
системе школы, в худшем - набор мероприятий,
проводимых “для галочки”, нередко под
давлением извне. При многообразии заданий
сверху и стремлении обеспечить их реализацию
педагоги идут либо на сокращение набора
мероприятий, либо на введение “особых
приемов”, якобы обеспечивающих решение
самых сложных педагогических задач. “Комплексный
подход”, “погружение”, “уплотненный
опрос”, “день самоуправления”, “опорные
сигналы” - все это лишь приемы, имеющие
право на существование, но в контексте
такого более широкого понятия, как “воспитательная
система”.
Таким образом, любое учебное заведение
имеет как обучающую, так и воспитательную
функцию. Оно призвано вооружать подрастающее
поколение определенной системой знаний,
умений, навыков, приобщать его к культуре,
готовить к самостоятельной общественно
значимой деятельности, к продолжению
образования. Но не менее значимой является
и воспитательная функция, связанная с
формированием у школьников ценностного
отношения к миру, культуре, окружающей
среде, с осознанием себя в этом мире, с
развитием своего “Я”, с нахождением
своего места среди других людей. Эта функция
не может быть реализована только в сфере
обучения. Развивающемуся человеку нужна
игра, нужен труд, нужна творческая деятельность
в сфере досуга, связанная с удовлетворением
и развитием индивидуальных интересов.
В самом общем виде
в процессе создания и развития системы
должен решаться ряд задач. Во-первых, это формирование
у детей целостной картины мира - целостной
и научно обоснованной. Дети многое узнают
об окружающем их мире в семье, в детском
саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач,
кинофильмов. В итоге у них формируется
картина окружающего мира, но картина
эта, как правило, мозаичная. Задача школы
- дать возможность ребенку представить
себе, почувствовать целостную картину
мира. На реализацию этой задачи направлены
и учебный процесс, и внеклассная работа.
Вторая, не менее важная задача - формирование
гражданского самосознания, самосознания
гражданина, ответственного за судьбу
Родины. Третья задача - приобщение детей
к общечеловеческим ценностям, формирование
у них адекватного этим ценностям поведения.
Четвертая - формирование у подрастающего
человека креативности, “творческости”
как черты личности. И пятая - формирование
самосознания, осознания собственного
“Я”, помощь ребенку в самореализации.
Субъект гуманистической воспитательной
системы - это не только педагоги, но и
сами дети (в этом одно из главных ее отличий
от системы авторитарной, где ребенок
выступает преимущественно в качестве
объекта воспитания). И педагоги, и дети
(с учетом возраста, разумеется) конкретизируют
стоящие перед школой цели, переводят
их в ранг практических задач и осуществляют
в процессе совместной деятельности. Важнейшим
условием ее эффективности является объединение
детей и взрослых в коллектив - ядро гуманистической
воспитательной системы школы.
Создание и развитие системы и сплочение
коллектива - два взаимосвязанных и взаимообусловленных
процесса. Школьный коллектив при этом
следует рассматривать как дифференцированное
единство разных по своим функциям первичных
объединений детей и взрослых (педагогов,
родителей). Достижение такого единства
- условие и результат развития воспитательной
системы школы.
Не всякая совместная деятельность является
системообразующей. Она должна быть творческой
и личностно значимой.
Деятельность и общение детей друг с другом,
детей и взрослых порождают сетку отношений,
которые и в гуманистической системе могут
принимать не всегда гуманистический
характер. Они-то в первую очередь и определяют
воспитательный потенциал системы. Отношения
- предмет особой заботы педагогов
Любая гуманистическая воспитательная система - система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).Концепции, ориентированные на коллективное воспитание В.А. Караковского, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем. Воспитание рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе, смыслы изменений - в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.
Информация о работе Гуманистическая воспитательная система школы В.А Караковского