Гуманистическая педагогика С. Френе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Селестен Френе — один из самых видных педагогов нашего столетия, создатель оригинальной системы обучения и воспитания, проникнутой духом гуманизма и самоотверженной любви к детям.

Содержание

Введение
1. Педагогическая деятельность С.Френе
2. Френе как представитель гуманистического направления в педагогике.
3. Схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Гуманистическая педагогика С Френе.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


Тема: Педагогическая система С.Френе

 

План

 

Введение

1.    Педагогическая деятельность С.Френе

2.    Френе как представитель гуманистического направления в педагогике.

3.    Схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Селестен Френе — один из самых видных педагогов нашего столетия, создатель оригинальной системы обучения и воспитания, проникнутой духом гуманизма и самоотверженной любви к детям. Он ушел из жизни 30 лет назад, но его можно с полным правом считать современным педагогом, поскольку теоретическая концепция и практические рекомендации Френе во многом сохраняют свое актуальное значение. Внимание к особенностям ребенка, оригинальное решение проблем организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса и преодолению пороков книжно-вербального обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы — все это органически вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в XXI в.

Френе родился 15 октября 1896 г. в маленьком городке Гарсе в крестьянской семье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились незаурядные способности мальчика, и родители решили отправить его в неполную среднюю школу близлежащего городка Грае. В 1913 г., завершив обязательное обучение, Френе поступает в нормальную школу в Ницце.

Французские нормальные школы — педагогические училища, готовившие учителей системы начального образования. Это были государственные учебные заведения интернатного типа, где учащиеся находились на полном обеспечении. Для детей малоимущих родителей обучение в нормальной школе было одной из очень немногих реальных возможностей получить «интеллигентную» профессию. Этим, прежде всего, объяснялся демократический состав учащихся нормальных школ, а затем соответственно и учителей системы начального образования.

Закончить нормальную школу Френе не пришлось. Грянула первая мировая война. Восемнадцатилетнего юношу призвали в армию. В 1915 г. под Верденом он был тяжело ранен в легкое, четыре года провел в госпиталях, но полностью излечиться так и не удалось. Всю жизнь Френе страдал одышкой и вынужден был жить только на юге Франции.

 

1. Педагогическая деятельность С.Френе.

 

В 1920 г. началась педагогическая деятельность Френе в малокомплектной школе маленького городка в Приморских Альпах.

Французская школа на протяжении многих десятков лет была пропитана духом традиционализма и являлась одной из самых консервативных институтов страны. В 20 — 30-е годы, когда складывалась система Френе, структура школы сохраняла строго иерархический характер. Начальная и средняя школы были жестко разделены. Первая представляла собой замкнутый концентр, где обучались в основном дети рабочих и крестьян. Полные средние школы были рассчитаны на узкий круг учащихся — детей буржуазии, высокопоставленных чиновников, наследственной интеллигенции. Эти дети не проходили через начальную школу, а начальное образование получали в особых подготовительных классах и таким образом с самого начала не смешивались с простонародьем.

Наиболее характерной чертой методики начального обучения в тот период являлся упор на дословное запоминание. Учебный процесс строился на принципе многократного повторения учебного материала. Это, естественно, способствовало прочности его усвоения, но не стимулировало ни внутренней интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, ни живого и непосредственного интереса к занятиям, ни развития аналитического и критического мышления.

В сельской местности сохранялось значительное число малокомплектных начальных школ, где один-два учителя вели занятия одновременно со всеми учащимися от 6 до 14 лет. Именно такие школы имел прежде всего в виду Френе, разрабатывая свою систему.

Столкнувшись с консерватизмом французской школы, ее схоластическими методами, оторванными от реальных запросов жизни, молодой учитель увлекся идеями популярного в то время движения Новое воспитание.

Это было широкое и очень пестрое международное педагогическое течение, получившее распространение на Западе именно в 20— 30-е годы. Оно вобрало в себя столь различные по идейно-теоретическим концепциям установки, что объединение их под одним названием нередко казалось условным и искусственным.

Однако была общая идея, сплотившая всех сторонников Нового воспитания, — решительное неприятие традиционной педагогики. Критика существующей системы воспитания и образования сводилась к следующему:

— непонимание значения детства как самого яркого и исключительно важного для развития личности периода жизни, оценка его лишь как подготовительного этапа к будущей жизни взрослого;

— игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление органических творческих импульсов ребенка;

— стандартизированно-догматическая концепция образования и культуры, шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль учителя.

Сторонники Нового воспитания исходили из убеждения, что их теория произвела переворот в педагогике, определив подлинный центр, вокруг которого должны вращаться система воспитания и обучения, этот центр — ребенок.

В 1924 г. Френе принял участие в конгрессе Международной лиги Нового воспитания, состоявшемся в Швейцарии, установил личный контакт с руководителями этого объединения А.Ферьером, Э.Коапаредом, Р.Кузине. Однако он не стал последователем ни одного из них. Молодой учитель упорно искал свои пути обновления школы.

К середине 20-х годов эксперименты Френе получили известность. В 1927 г. сложилось целое объединение учителей начальных школ, разделявших его взгляды. Это был Кооператив сторонников светской школы, впоследствии преобразованный в Институт современной школы и ставший важным центром производства и распространения учебных материалов. Френе принадлежит идея создания Международной федерации сторонников Новой школы, лидером которой он был много лет. Он основал несколько педагогических журналов и был их бессменным руководителем.

В 1934 — 1935 гг. при поддержке соратников и левой прессы Френе удалось построить собственную школу в Вансе. Это было одноэтажное здание павильонного типа с бассейном в центре двора; классные комнаты просторные, светлые с преобладанием белого и зеленого цветов. Школа работала как интернат, и учились в ней в основном дети из малообеспеченных семей.

На протяжении всей деятельности Френе неоценимую помощь оказывала жена — Элиз Френе — сама незаурядный педагог. Ее перу принадлежит книга, подробно рассказывающая об истории становления и развития системы Френе.

В отличие от сторонников Нового воспитания, подчеркивавших свою политическую незавербованность, Френе активно участвовал в общественной борьбе, был членом Коммунистической партии Франции, заявлял, что его педагогическая деятельность исходит, прежде всего из интересов трудящихся. В 1950 г. Френе вышел из Коммунистической партии, однако и в последующие годы ему, его движению была присуща левая социально-политическая ориентация. В 1925 г. в составе делегации французских народных учителей посетил Советский Союз, где встречался с Н.К.Крупской. В брошюре «Месяц с русскими детьми» Френе высоко оценил усилия, направленные на развитие просвещения. В начале 30-х годов во Франции был создан Фронт защиты ребенка. В него входили известные педагоги и психологи, включая П.Ланжевена и А.Валлона. Будучи одним из инициаторов создания Фронта, Френе стал его секретарем.

Консервативные чиновники школьного ведомства и реакционная французская пресса организовали ожесточенную травлю Френе, клеветнически утверждая, что в руководимой им школе детей воспитывают в духе безнравственности и неуважения к национальным традициям. В защиту Френе выступили демократические организации и виднейшие представители левой интеллигенции А.Барбюс и Р.Роллан.

В годы второй мировой войны Френе подвергался преследованиям со стороны профашистского режима Виши. В 1941 г. он был заключен в концентрационный лагерь, где содержался более полутора лет; после освобождения принимал активное участие в движении Сопротивления.

Френе умер в 1966 г. в Вансе. После его смерти движение продолжало свою деятельность, а Элиз Френе бережно хранила традиции школы Френе.

 

2. Френе как представитель гуманистического направления в педагогике.

 

С. Френе является одним из ярких представителей гуманистического направления в педагогике. Выступая за создание абсолютно новой системы воспитания и обучения молодежи, он резко критиковал сложившуюся в XX веке методику работы школы за то, что она сохранила прежние методы, содержание и сам дух обучения, не пытаясь приспособиться к радикальным изменениям, которые происходили в обществе. Школа должна быть убежищем, которое помогает детям сохранить или восстановить душевное равновесие, необходимое для того, чтобы не испытывать страха перед жизнью. Беду школы С. Френе видел в том, что она не могла удовлетворять индивидуальные нужды школьника. Недооценка индивидуальности ребенка, игнорирование его интересов, возможностей и ценностных ориентиров – одна из причин обеднения нравственных идеалов и поведения учащихся различных возрастов, негативного отношения к учению. С. Френе сожалел о том, что школьные учебники, программы, планы, предназначенные для всей страны, никогда не учитывали ни различных возможностей, ни различных вкусов учащейся молодежи.

Он критиковал тех, кто считал, что полученные в школе знания автоматически приведут к очеловечиванию человека. Многие полагают, что свидетельство об образовании открывает дверь в мир нравственности, гражданственности и человечности. Но это далеко не так. 3адача педагогов, по мнению С. Френе, в том, чтобы вернуть человеку достоинство и осознание своей самоценности, пробудить в его душе те струны, которыми школа полностью пренебрегла.

Повышение эффективности школы С. Френе связывает с перестройкой всей системы обучения и воспитания школьников. Но при этом, по его мнению, не следует повторять сложившихся в педагогике истин о том, что обучение должно быть занимательным и в игре дети становятся более активными. По С. Френе, педагогика игры стремится разделить жизнь и поведение человека на две зоны. Первая зона — зона серьезных дел, творчества и созидания включает в себя большинство практических действий, прежде всего все виды труда, а также связанные с ним многочисленные и зачастую тяжелые обязанности человека. Вторая зона помогает людям расслабиться и отдохнуть, снять напряжение. Это зона развлечений и игр. В подобном разделении жизни на две противоположные зоны, одна из которых требует усилий, жертв, страданий, а другая — полна радостного возбуждения и наслаждения, он видит причину тех просчетов школьной работы, которые имеют место в ее современной практике.

С. Френе говорит о необходимости осуществления операции, позволившей изменить характер школьного процесса. В основе такой операции должна лежать не занимательность в обучении, так как школьники, отдаваясь игре, стремятся всю жизнь превратить в игру; не чувствуя тяги к труду, они охотно занимаются всем, чем угодно, лишь бы уйти от реальности. Гуманизация учебного процесса, по его мнению, состоит в том, чтобы с восхищением относиться к содержательному труду ребенка, не мерить его результаты мерками взрослых, направляя по правильному пути, не лишать энтузиазма и энергии, важно выбрать полезные и эффективные виды труда, доступные школьникам. При этом необходимо заботиться о том, чтобы каждый школьник видел результаты своего труда и мог гордиться ими в среде сверстников.

Вместе с тем гуманизацию обучения и воспитания С. Френе не связывал с попустительством и анархией, с отсутствием требовательности и дисциплины.

Определяя пути перестройки школы на гуманистических принципах, С. Френе большую роль отводил атмосфере, характеру отношений между учителем и его учениками. В основе этих отношений он видел их сотрудничество. Он призывает и учителей, и родителей относиться к своим детям по-человечески.

Перед школой должны стоять не узкошкольные, а общечеловеческие проблемы. Решение этих проблем способствовало бы формированию настоящих людей, достойных граждан, способных активно противостоять проявлению авторитаризма, посягающего на их достоинство, граждан, требующих уважения своих прав в рамках сотрудничества и справедливости. С. Френе сетовал на то, что традиционная школа приучает детей подчиняться и молчать, механически повторять то, чему их учат, и во всем: полагаться на учебник и слово учителя. Он глубоко убежден в том, что на смену неограниченной власти учителя должны прийти совместные действия в целях повышения общей культуры и формирования человека завтрашнего дня, способного воспринять во всей глобальной сложности мир космической эры.

 

3. Схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

Центральный тезис концепции Френе сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создать и широко использовать новые материальные средства обучения и воспитания.

Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография. Именно с нее начал Френе свои эксперименты, и долгое время типографская машина являлась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по его методам. Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.

Информация о работе Гуманистическая педагогика С. Френе