Деятельность социального педагога с семьей по профилактике алкоголя и табакокурения среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть деятельность социального педагога с семьей по профилактике алкоголя и табакокурения среди подростков. Объект: Профилактика алкоголизма, табакокурения среди подростков.
Предмет: Работа социального педагога с семьей по профилактике алкоголизма, табакокурения
Задачи:
1) Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма, табакокурения.
2) Подобрать психолого-педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения у подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Раздел 1. Психофизиологические и социальные аспекты проблемы профилактики табакокурения и алкоголя………………………………...
1.1 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму.
1.2 Факторы риска ранней зависимости от алкоголя и табакокурения.

Раздел 2 .Социально педагогические методы работы по профилактике табакокурения и алкоголя в семье………………………………………..
2.1 Влияние семейного воспитания на употребление подростками алкоголя и табакокурения.

2.2 Методы диагностики по выявлению зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Таганрогский государственный педагогический

институт  имени А.П. Чехова»

Факультет психологии и социальной педагогики

Кафедра социальной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

«Социально педагогическая работа с семьей по профилактике табакокурения и алкоголя»

 

 

 

 

                                                                 Курсовая работа № 2

студентки 4 курса очной формы обучения

Наумовой Екатерины Андреевны

Ф.И.О.

Социальная педагогика

(специальность,  направление подготовки)

 

Научный руководитель

К.пед.н., проф. Гура В.В.

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи «___» _____________20__г.

Дата защиты «___» _____________20__г.

 

Оценка ______________________

 

Научный руководитель ____________/__________________/

 

 

 

                                                          Таганрог

                                                             2012

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..

 

Раздел 1. Психофизиологические и социальные аспекты проблемы профилактики табакокурения и алкоголя………………………………...

1.1 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму.

1.2 Факторы риска ранней зависимости от  алкоголя и табакокурения.

 

 

Раздел 2 .Социально педагогические методы работы по профилактике табакокурения и алкоголя в семье………………………………………..

2.1 Влияние семейного воспитания на употребление подростками алкоголя и табакокурения.

 

 

2.2 Методы диагностики по выявлению зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.

 

Заключение………………………………………………………………..

 

Список литературы……………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Болезнь  легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда  речь заходит о вредных привычках  молодежи (табакокурение, алкоголизм ).

К сожалению, все предпринимаемые  попытки остановить рост детского алкоголизма  и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией табакокурения и алкоголизации молодежи гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением.

На  современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость  научного решения которых детерминируется  особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.

Статистика  фиксирует небывалый рост числа  курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.

Проникая  в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают  всё более пагубное воздействие  на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал  общества. Всё это приводит к резкому  сокращению рождаемости и средней  продолжительности жизни, ухудшению  здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной  основы общества - семьи.

Наибольшие  трудности в приспособлении к  требованиям современной сложной  экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе.

Исходя  из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам  чрезвычайно актуальной.

 

Цель: Раскрыть деятельность социального педагога с семьей по профилактике алкоголя и табакокурения среди подростков.

 

Объект: Профилактика алкоголизма, табакокурения среди подростков.

 

Предмет: Работа социального педагога с семьей по профилактике алкоголизма, табакокурения

 

Задачи:

  1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма, табакокурения.
  2. Подобрать психолого-педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Психофизиологические и социальные аспекты проблемы профилактики табакокурения и алкоголя.

 

1.1 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму.

Практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обезьянок», с особым искусством подражая окружающим, копируя их черты. Эту поведенческую особенность детского возраста психологи называют реакцией имитации. Она вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития. Ведь таким образом ребенок примеряет на себя различные социальные роли, которые в будущем ему предстоит выполнять, учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Однако в силу недостаточной сформированности аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности дети не в состоянии выбирать образцы для подражания, словно зеркало отражая все то, что их окружает. В полной мере это относится и к наркогенному поведению.

Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря  им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» - алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей - таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогенной зависимости.

Подростковому возрасту присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Обычно этот этап «знаменуется» множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя на прочность (в большей степени это характерно для мальчиков). Стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам [Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. - Л.: Медицина. 2004. - 415 с.].

Подростковый  возраст для большинства родителей  и учителей становится серьезным  испытанием. Его не случайно называют «трудным» - вчера еще такие послушные  и дисциплинированные мальчики и  девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен  характера связаны с мощными  физиологическими перестройками, которые  претерпевает организм подростка. Темпы  созревания различных систем организма  оказываются неодинаковыми, нередко  они просто не успевают друг за другом. Так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается  в том, что общий рост тела (когда  за 2-3 месяца подросток вытягивается на 15-20 см) опережает развитие сосудистой системы. Субъективно все это  проявляется в ощущении физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ним происходит, и оттого пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с одурманивающим препаратом в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию  «физиологического благополучия», на время снимает дискомфортные  ощущения. Кстати, первая проба наркотика  в период созревания оказывается  наиболее опасной. Установлено, что  у человека, познакомившегося с одурманиванием в 13-14 лет, риск дальнейшего развития зависимости повышается в 2-3 раза [Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. - М.: Медицина, 2006. - 80 с.].

В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции, обусловленные формирующимся  сексуальным влечением. Вообще интерес  к вопросам пола возникает у детей  очень рано, однако поначалу он не связан с эротическими переживаниями. В  подростковом возрасте он уже имеет  физиологическую основу. Неспособность  найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию  одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые из них в подростковой среде пользуются большой популярностью  из-за того, что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это называется «смотреть стриптиз» [Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 417 с.]

У подростков также бытует мнение о  том, что ряд наркотиков способен усилить потенцию, выполняя роль своеобразного сексуального допинга. Чтобы снять страх и психологическое напряжение, которое возникает при первом половом контакте, некоторые подростки (обычно мальчики) могут прибегать к использованию одурманивающего препарата.

Провоцировать наркогенное заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации [Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.]. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков использование наркотиков становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости », независимости.

Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание [Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 2004. - 328 с.]. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - цель психического развития подростка. Именно в общении со сверстниками происходит освоение основных коммуникативных навыков, приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Подросток, в силу тех или иных причин лишенный контакта со сверстниками, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру.

Однако  реакция группирования со сверстниками имеет и свои отрицательные стороны. По данным опросов, абсолютное большинство  несовершеннолетних начинают употреблять  наркотические веществ, в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники оказываются в роли инициаторов проб одурманивающего препарата. При этом перед молодым человеком встает выбор - принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. Тем более расплата за отказ от пробы следует незамедлительно, подросток оказывается изгоем, тогда как последствия приобщения к наркотизации скажутся спустя длительное время. Все это, а также несформированность умения сопротивляться внешнему давлению, отстаивать собственную точку зрения повышает риск возможной наркотизации.

Педагогу  очень важно своевременно выявить  в детском коллективе тех, кто  уже имеет опыт применения наркотических  или токсикоманических веществ. Во-первых, для того чтобы препятствовать дальнейшему развитию наркогенного заражения у юного поклонника дурмана, а во-вторых, для того, чтобы предотвратить приобщение к одурманиванию других воспитанников. Дело в том, что для подростков, имеющих опыт наркотизации, свойственна специфическая поведенческая реакция - прозелитизм (заражение) [Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006. - 144 с.]. Установлено, что один молодой человек, использующий наркотики, способен вовлечь в наркотизацию еще 4-5 подростков. Таким образом наркотизирующийся пытается снять чувство вины за собственное увлечение, оправдываясь перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду, которая живет по схожим законам и принимает его. Конечно, такое поведение редко носит осознанный характер, сам молодой человек до конца не понимает мотивы своих действий.

Информация о работе Деятельность социального педагога с семьей по профилактике алкоголя и табакокурения среди подростков