Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:49, реферат
Роберт Оуэн (1771-1858) отец кооперативного движения Англии, Роберт Оуэн родился в 1771 г. в уэльском городе Ньютаун, в семье почтмейстера в прошлом шорника. Роберт рос живым, способным и любознательным ребёнком. В семь лет он стал лучшим учеником в классе и учитель сделал его своим помощником. В 9 лет он начал работать в лавке соседнего торговца. В 10 лет перечитав все книги в местной библиотеке он самостоятельно отправился в Лондон к старшему брату. С 10 до 19 лет Роберт Оуэн служил помощником приказчика, а затем, приказчиком в Стэмфорде, Лондоне, Манчестере.
Кооператоры Европы и Америки
А) Роберт Оуэн
Б) Уильям Кинг
В) Филипп Бюше
Г) Герман Шульце-Делич
Д) Фердинанд Райффайзен
Нимская школа
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)
Реферат
По истории педагогики на тему:
Деятельность школьных
кооперативов Западной Европы.
Института
экономики и управления
Студент группы 31 МТ
Апти Яхуб
Ялта – 2014
Содержание:
А) Роберт Оуэн
Б) Уильям Кинг
В) Филипп Бюше
Г) Герман Шульце-Делич
Д) Фердинанд Райффайзен
1. Кооператоры Европы и Америки
На возникновение и развитие потребительских кооперативов большое влияние оказали великий социалист-утопист Роберт Оуэн и его последователь Уильям Кинг.
Роберт Оуэн (1771-1858) отец кооперативного движения Англии, Роберт Оуэн родился в 1771 г. в уэльском городе Ньютаун, в семье почтмейстера в прошлом шорника. Роберт рос живым, способным и любознательным ребёнком. В семь лет он стал лучшим учеником в классе и учитель сделал его своим помощником. В 9 лет он начал работать в лавке соседнего торговца. В 10 лет перечитав все книги в местной библиотеке он самостоятельно отправился в Лондон к старшему брату. С 10 до 19 лет Роберт Оуэн служил помощником приказчика, а затем, приказчиком в Стэмфорде, Лондоне, Манчестере.
В 20 лет в 1791 г. Оуэн поступил управляющим на крупную бумагопрядильную фабрику в Манчестере. Он сразу улучшил управление технология производства на фабрике. Доходы резко возросли, и имя Роберта Оуэна, выдающегося организатора и менеджера стало известно в промышленном мире Англии. В 1796 г. вместе с несколькими компаньонами Роберт Оуэн приобрёл крупное предприятие в посёлке Нью-Ланарк в Шотландии. Вскоре он стал миллионером. В 25 лет он сделал карьеру, стал богатым и известным предпринимателем. Но это мало удовлетворяло его. Он хотел улучшить материальное положение и социальны статус рабочих и ремесленников, справедливо полагая, что в этом случае они будут трудиться надёжней и производительней. В 1802 г. Роберт Оуэн начал свой социальный эксперимент в Нью-Ланарке.
Он построил ясли, детские сады, школы для детей и взрослых, клуб с библиотекой, открыл службу социального обеспечения, страхования и санитарного надзора. Порядок в посёлке поддерживала народная дружина.
Через 5 лет в 1807 г. Роберт Оуэн выплатил всем полную зарплату за несколько месяцев вынужденного простоя во время хлопкового кризиса. Вот тогда рабочие поверили своему управляющему. Они лучше работали и активно принимали участие в органах самоуправления в посёлке. За десять лет эксперимента Нью-Ланарк, в котором проживало более 2 тыс. жителей, преобразился как в сказке. В нём появились новые дома для рабочих с просторными квартирами, фабричный магазин, кафе, клубы. Посёлок стал ухоженным, чистым, красивым. Исчезли воровство, драки, пьянство, религиозно-этнические конфликты. Благодаря дисциплине, трудолюбию, терпимости и взаимопомощи рабочих, четыре прядильно-ткацких фабрики и завод по производству прядильных станков Нью-Ланарка стали высокорентабельными предприятиями. Реальный доход на душу населения в Нью-Ланарке был гораздо выше, чем в других подобных рабочих посёлках. В 1816 г. рабочий день на фабрике был сокращён с 16 до 10,5 часов.
Эксперимент удался блестяще, но как только Роберт Оуэн вынужден был уехать из Нью-Ланаркак отношения справедливого сотрудничества между трудом и капиталом стали ухудшаться. И тем не менее Роберта Оуэна можно считать предтечей социальной инженерии и патернализма XX века.
Первое литературное произведение «Опыт образования человеческого характера» Роберт Оуэн опубликовал в 1812 г. По мнению Оуэна человеческий характер есть продукт наследственности и обстоятельств. Под обстоятельствами Оуэн понимал среду в широком смысле слова, от материальных условий, культуры. нравственности климата до законодательства и традиций.
В 1817 г. Роберт Оуэн предложил английскому парламенту принять закон о строительстве «Земледельческих и мануфактурных поселений единства и взаимной кооперации». Финансировать этот проект, по мысли Оуэна, должно правительство из средств получаемых от налога в пользу бедных.
В 1817 г. Роберт Оуэн начал пропаганду кооперативных общин, а в последствии производственных и потребительских кооперативов, которую продолжал до конца жизни. Он твёрдо верил, что можно создать такую «социальную систему», в рамках которой не будет разделения людей на богатых и бедных. Одновременно Роберт Оуэн активно участвовал во всех социально-экономических движениях трудящихся за свои права. Он был одним из авторов первого в мире закона об охране труда, который был принят в Англии в 1819 г.
В 1821 г. в Лондоне при его участии было создано «Кооперативное экономическое общество», членами которого стали главным образом городские наборщики. Это был по существу потребительский кооператив, имевший собственную лавку и продавший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе кооператива стоял выборочный комитет.
В 1824 г. сторонники Р. Оуэн создали «Лондонское кооперативное общество», которое посредством публичных лекций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агитацию за устройство общин на коммунистических началах. В том же году Р. Оуэн отправился в Америку, где купил у одной религиозной общины посёлок «Гармония» и участок земли в 30 тыс. акров, истратив на это почти всё своё довольно значительное состояние. На призыв Оуэна откликнулось 800 поселенцев, и в мае 1825 г. община, названная «Новой Гармонией» была открыта. Однако за два года её существования сменилось несколько вариантов устава общины, начались ссоры, образовались враждующие группировки. Весной 1827 г. «Новая Гармония» фактически перестала существовать. Сын Оуэна, Роберт Дейл Оуэн, приписывает неудачу этого начинания нежеланию отца производить отбор кандидатов в члены общины. Этому способствовало и ещё одно обстоятельство: после первых успехов колонии, Оуэн поспешил перейти от оплаты труда к принципу равного для всех вознаграждения. В таких условиях многие члены общины перестали трудиться.
Другие попытки – организация 18 оуэнистских общин в штатах Нью-Йорк, Огайо и Индиана в 1826-1827 гг., не увенчались успехом.
Причины развала первых общин: уравнительное распределение продуктов труда, денежные затруднения, разногласия по вопросам управления, воспитания, режима труда и отдыха. Общины не обеспечивали необходимого сочетания общественных и личных интересов, не соблюдали принципа материальной заинтересованности и поэтому не стимулировали активное участие членов в хозяйственной деятельности. Общины были не в состоянии конкурировать с торговым и промышленным капиталом и быстро распадались. Однако Р. Оуэн и его сторонники считали, что главная причина развала общин – недостаток средств. В 1826 г. оуэнисты создали «Общество фонда кооперативной общины», которое было по существу потребительским кооперативом. Общество установило большие паи, чтобы в него могли вступить рабочие и ремесленники, занялось торговлей, а всю прибыль откладывало в «фонд общины».
В 1826 г. «Лондонское кооперативное общество» стало издавать «Кооперативный журнал», который популяризировал взгляды Р. Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание общин и кооперативов.
В 1831-1833 гг. Р. Оуэн принимает самое активное участие в кооперативно-профсоюзных конгрессах. В 1833 г. под председательством Роберта Оуэна состоялся совместный съезд представителей кооперативных обществ и профессиональных союзов, на котором был образован Великий национальный объединённый союз производств Великобритании и Ирландии, объединивший около 500 тыс. рабочих и ремесленников.
За свою жизнь Роберт Оуэн произнёс 1000 публичных речей, выпустил около 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей в журналах и газетах. «Книга о нравственном мире» и «Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумения к разумности», последние крупные произведения, написанные им в 40-50 годах XIX века.
Уильям Кинг (1786-1865) отец потребительской кооперации Англии, Уильям Кинг родился в 1786 г. в г. Ипсвиче, в семье директора местной гимназии. Он окончил престижную Вестминстерскую школу, затем учился в Оксфордском и Кембриджском университетах. В 1821 г. Уильям Кинг поселился в г. Брайтоне, где открыл частную врачебную практику и вскоре завоевал репутацию высококвалифицированного профессионала и доброжелательного человека. В Брайтоне У. Кинг принял участие в создании Агропромышленной школы для рабочих, где преподавал политэкономию и кооперацию. В 1827 г. ученики У. Кинга организовали первый в Брайтоне потребительский кооператив. В это время Уильяма Кинга познакомили с леди Байрон – женой великого шотландского поэта. Она хотела улучшить положение её сельских рабочих и обратилась за советом к У. Кингу. Он помог ей организовать потребительский кооператив.
В 1828 г. Уильям
Кинг начал издавать ежемесячный журнал
«Кооператор». В отличие от Р. Оуэна, возлагавшего
надежды на помощь богатых филантропов
в устройстве общин, У. Кинг провозгласил
и обосновал необходимость самодеятельности
широких народных масс. Он считал, что
только организации самих трудящихся
могут привести к новому социальному строю.
Разделяя взгляды Р. Оуэна на конечную
цель – создание сельскохозяйственно-
Так в 20-30-е годы XIX в. благодаря пропагандистской и организаторской деятельности Р. Оуэна, У. Кинга и других оуэнистов понятия «кооперативный», «кооперация», «кооператор», «кооператив» вошли в сознание многих рабочих и ремесленников, батраков и представителей наименее обеспеченных прослоек средних городских слоёв Англии как символы различных обществ взаимопомощи, сотрудничества. объединения, союза (отсюда «союзные лавки» У. Кинга) на долевых, паевых началах средств и труда группы трудящихся для защиты своих интересов.
Призывы Уильяма Кинга нашли отклик у разорявшихся ремесленников и частично рабочих. В 1827-1834 гг. они организовали около 5—кооперативов. Большинство их было создано в г. Брайтоне, где жил и работал У. Кинг. Это массовая организация потребительских и производственных кооперативов («союзных лавок») известна в истории Англии под названием «брайтоновской волной». Однако английские ремесленники и рабочие, находящиеся в крайней нужде, не могли длительное время отрывать от себя последние средства для создания «фонда общин». Недостаточный учёт принципа материальной заинтересованности вскоре привёл к развалу и этих кооперативов.
Английские промышленные рабочие в 30-40-х годах основные усилия направили на создание профсоюзов и участие в первом массовом сознательном политическом движении рабочего класса, которое получило название «чартистское» от слова хартия. Основное требование чартистов – всеобщее избирательное право, с помощью которого они надеялись захватить политическую власть и улучшить своё положение. В 1842 г. всеобщая стачка чартистов, местами перераставшая в восстание, потерпела поражение.
Рабочие вновь обратились к экономическим формам борьбы, укреплению профсоюзов и созданию кооперативов. Но теперь, наученные неудачами предшествующего периода, рабочие Рочдейля, Линдса и других промышленных городов и посёлков Англии, создали кооперативы, которые учитывали принцип материальной заинтересованности и оказали, хотя небольшую, но очень нужную рабочим материальную помощь.
Филипп Бюше (1796-1865) врач по образованию, в юности участвовал в движении за воссоздание единой, независимой Италии, затем примкнул к сенсимонистам, но, когда последние образовали религиозные секты, отделился от них и основал свою католическую школу, которая проповедовала смесь идей великих просветителей и этических норм раннего христианства.
Во время буржуазной революции 1830 г. во Франции Филипп Бюше подверг резкой критике буржуазию и призвал к изменению отношений между трудом и капиталом. В том же году Бюше открыл свой клуб, главными условиями членства которого были честность, аскетизм и готовность к самопожертвованию во имя создания нового общества. Члены клуба вели агитацию среди ремесленников и рабочих Парижа за организацию ассоциации как «средства предоставить орудия производства в руки рабочего».
В 1832 г. под влиянием пропаганды столяры одного из районов Парижа создали производственный кооператив «Ля Крамм». Одновременно сам Филипп Бюше основал кооперативное общество ювелиров. В издаваемых Ф. Бюше журналах «Европа» (1831-1833 гг.) и «Ателье» (1840-1850 гг.) были разработаны принципы деятельности кооперации, подчёркивался её добровольный, самодеятельный и самостоятельный характер.
Ф. Бюше, как и У. Кинг, предложил создать общественный капитал, с помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации капиталистов путём выкупа их предприятий. Но если у Кинга фонд общины не имеет чёткой характеристики, то у Бюше – это неделимый фонд, который создаёт каждый производственный кооператив из отчислений из чистой прибыли в размере 20%. Идея создания неделимого фонда в кооперативах – наиболее ценная из многих мыслей и предложений Филипп Бюше в области кооперативного строительства.
Информация о работе Деятельность школьных кооперативов Западной Европы