Диагностика воспитанности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
1. Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.
2. Уровень сформированности различных личностных качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика по педагогике.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

Диагностика воспитанности

школьников 

В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов, можно выделить несколько составляющих воспитанности:

1.      Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.

2.      Уровень сформированности различных личностных качеств.

3.  Направленность личности:

•  положительная — на добро и отрицательная — на зло;

•  общественная направленность (на себя, на объект, 
на других людей — альтруизм, эгоизм).

4.  Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.

5. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).

Каждый педагог  сам определяет, по каким критериям  он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение. Предлагается комплект методик, использующих при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.

I. Выявление направленности личности

1) «Ситуация выбора»

Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). В третьем столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности.

 

 

                                                                                                                                         Таблица 1 

 

ФИО                                                                                                                      класс

№ п/п

Вид деятельности или занятия

Твой

 выбор

1

Разработка программы  вечера-встречи с выпускниками школы.

 

2

Подготовка сюрпризов  для педагогов.

 

3

Подготовка сюрприза для своих одноклассников.

 

4

Изготовление  украшений для вечернего платья.

 

5

Обучение элементарным навыкам самообороны и т.д.

 

1

Проявить свои таланты.

 

2

Сделать приятный сюрприз для друзей.

 

3

Оказать помощь младшим.

 

4

Прославиться  в школе.

 

5

Поиграть, весело провести время.

 

6

Приобрести нужные и полезные знания.

 

7

Приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д.

 

на себя:

на объект:

на других людей:


Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые  проводятся в конкретном образовательном  учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника.

2) Тест «Незаконченный тезис» (Методика  «свободный выбор»)

 Цель теста:  определить степень позитивного  или негативного отношения к  жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2)                                                                                                                                            

 Таблица 2 

 

ФИО

класс

N

Утверждение

Оценка (позитивная или негативная)

1

Хорошая жизнь  — это ...

 

2

Быть человеком  — значит ...

 

3

Самое главное  в жизни ...

 

4

Нельзя прожить  жизнь ...

 

5

Чтобы иметь друзей, надо ...

 

6

В хорошей школе ...

 

7

Когда есть свободное  время, я ...

 

8

Музыка нужна, так как ...

 

9

Я не согласен с  тем, что говорят, будто я ...

 

Вывод:


 

 3) Методика изучения мотивов  участия школьников в деятельности  

(подготовлена  Л.В. Байбородовой) 

Цель: выявление  мотивов поведения учащихся.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени  привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 3).                                                                                                                                              

 Таблица 3 

 

ФИО      класс

№п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от Здо 1 баллов

1

2

3

 

Интересное дело.

 Возможность  общения с  разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать  в делах своего коллектива.

Возможность заслужить  уважение товарищей.

Возможность сделать  доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера.  

 

 
 

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Вывод:


Обработка результатов

Для определения  преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.). 
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

II. Поступки, поведение учащихся

1. Педагогическое наблюдение и фиксация его результатов

Проводится постоянно. Его результаты фиксируются в  дневнике классного руководителя.

2. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе (социометрия)

Цель — выявление  межличностных отношений в классе. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий одноклассников). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

—С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.

—С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие— деловых. На основании результатов составляется матрица (табл. 4), в которую вносится список класса. В верхнюю строку матрицы заносятся номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке под номерами учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку ученик А. Леонов (имеет № 7) выбрал Р. Васильева (номер 3), С. Иглова {№ 5) и П. Климова (№ 6), то соответствующие выборы ставятся на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Л. Антонова выбрала № 4 (М. Дятлова выбрала № 1 — Л. Антонову), то эти два выбора с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны жирным шрифтом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек— кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг— «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты, члена Совета школы и т.п.) заштриховывают. 

 

 

                                                                                                                                                Таблица 4 

 

 

 

N9

Кто выбирает

Кого выбирают

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Андреянова И.

     

3

               

1

2

 

2

Василенко Д.

     

2

               

1

3

 

3

Еремеев Р.

       

2

3

         

1

     

4

Должикова М.

3

                     

1

2

 

5

Игумнов А.

   

1

     

3

       

2

     

6

Кондратьев Р.

   

1

 

3

 

2

               

7

Коротун О.

   

1

 

2

3

                 

8

Макаров Д.

     

2

   

3

         

1

   

9

Мазурова О.

   

2

 

1

           

3

     

10

Ойлер В.

1

 

3

 

2

                   

11

Рушкин А.

   

2

 

1

 

3

               

12

Ситдикова Г.

   

1

     

2

     

3

       

13

Трамбач А.

3

     

2

               

1

 

14

Чуркина А.

2

     

3

           

1

     

15

Черкашина Т.

       

1

 

2

       

3

     

Количество полученных выборов

4

0

7

3

9

2

6

0

0

0

1

5

4

4

0

Количество взаимных выборов

3

0

3

3

1

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0


 

 

АНКЕТА

Оценка воспитанности  учащихся   9-11 класс 

 

Показатель

Суждение

Балл 

01234

1

Самовоспитание

1.   Стараюсь следить  за своим внешним видом. 

2.   Я управляю собой,  своим поведением, эмоциями.

3.   Стараюсь быть  терпимым к взглядам и мнениям  других.

4.   Умею организовывать  свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих  задумываться о смысле жизни

 

 

2

Отношение к здоровью

5.   Соблюдаю правила  личной гигиены. 

6.   Стараюсь отказаться  от вредных привычек.

7.   Стараюсь заниматься  спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и  т.п.).

8.   Стараюсь правильно  и регулярно питаться.

9.    Соблюдаю режим  дня

 

 

3

Патриотизм

10. С уважением отношусь  к государственной символике. 

11. Я бережно отношусь  к традициям и истории своего  народа.

12. Я чувствую потребность  в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские  права и обязанности. 

14. Терпимо отношусь к  людям другой национальности

 

 

4

Отношение к искусству

15. Стараюсь в свободное  время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки  и т.д.).

16. Умею находить прекрасное в жизни.

17. Читаю произведения  классиков русской и зарубежной  литературы (помимо школьной программы).

18. Интересуюсь событиями,  происходящими в культурной жизни. 

19. Занимаюсь художественным  или прикладным творчеством

 

 

5

Отношение к природе

20. Бережно отношусь к  растительному миру.

21. Бережно отношусь к  животному миру.

22. Стараюсь сохранять  природу. 

23. Помогаю природе (сажаю  деревья, ухаживаю за животными  и т.д.).

24.  Привлекаю к сохранению  природы (родных, друзей и др.)

 

 

6

Адаптирован-ность

25. Прислушиваюсь к мнению  старших. 

26. Стремлюсь поступать  так, как решит большинство  моих друзей.

27. Стараюсь поступать  так, чтобы мои поступки признавались  окружающими. 

28. Желательно, чтобы все  окружающие ко мне хорошо относились.

29.  Стремлюсь не ссориться  с друзьями

 

 

7

Автономность

30. Считаю, что всегда надо  чем-то отличаться от других.

31. Мне хочется быть  впереди других в любом деле.

32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся  люди, то я не буду с ними  общаться.

34. Стараюсь доказать свою  правоту, даже если с моим  мнением не согласны окружающие

 

 

8

Социальная активность

35. За что бы я ни  взялся - добиваюсь успеха.

36. Я становлюсь упрямым,  когда уверен, что я прав.

37. Если я что-то задумал,  то обязательно сделаю.

38. Стремлюсь всегда побеждать  и выигрывать.

39. Если я берусь за  дело, то обязательно доведу его  до конца

 

 

9

Нравственность

40. Я умею прощать людей. 

41. Считаю, что делать людям  добро - это главное в жизни. 

42. Мне нравится помогать  другим.

43. Переживаю неприятности  других как свои.

44. Стараюсь защищать тех,  кого обижают

 

 

10

Социальная толерантность

45. Считаю, что в средствах  массовой информации может быть  представлено любое мнение.

46. Нищие и бродяги сами  не виноваты в своих проблемах. 

47. Беженцам надо помогать  больше, чем всем остальным, хотя  у местных проблем не меньше.

 

 

Информация о работе Диагностика воспитанности школьников