Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа
Гипотеза исследования: слушание как вид музыкальной деятельности будет влиять на развитие эмоциональной сферы обучающихся, если соблюдать следующие педагогические условия:
учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников;
применять разнообразные методы и приемы при организации слушания музыкальных произведений обучающихся: метод наблюдения за музыкой, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии, метод эмоциональных контрастов, метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения.
Проводить занятия в системе, на основе единства культурного и образовательного пространства.
ВВЕДЕНИЕ
В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, особенно ее эмоциональной сферы. Для многих детей время проведенное в школе, является самым эмоционально-насыщенным. Именно в школе реализуются возможности для непосредственного общения, обучающегося с педагогами, эмоционального воздействия со сверстниками в процессе обучения и воспитания.
В Государственном образовательном стандарте основного общего образования относительно проблемы развития эмоциональной сферы школьников выделена одна из целей изучения музыкального искусства: развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, эмоционально-ценностного отношения к музыке.
В последних документах в области образования выдвинуты новые задачи, которые потребовали новых подходов в личностном развитии обучающихся, на создание условий для индивидуально-творческого развития каждого школьника, на вовлечённость в этот процесс самого обучающегося
( «Наша новая школа», проект «Об образовании»). [29, 16].
Проявление потребности современной школы в духовно-практическом опыте школьников связано с необходимостью развития личностно-смысловой сферы обучающихся, благодаря чему у них проявляется отношение к постигаемой действительности, её переживание, осознание ценности, ощущение себя в гармонии со всем миром; высвобождение сущностного потенциала добра, отзывчивости, внимательности к окружающему миру, умение сопереживать, сорадоваться.
С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущения правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного и творческого потенциала. «Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М.Теплов. Содержанием музыки в первую очередь являются чувства, эмоции, настроения. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику, физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. [4, 98].
Однако в структуре школьного воспитания современной школы в недостаточной степени представлена работа, направленная на пробуждение у обучающихся, а затем и воспитания у них потребности быть неравнодушными, эмоционально отзывчивыми. Как показал анализ практики, имеет место противоречие между потребностью практики в развитии эмоциональной сферы младшего школьника и недостаточной обращенностью педагога к слушанию музыкальных произведений как виду деятельности обучающихся на уроках музыки.
В связи с этим можно сформулировать проблему: Каким образом слушание музыкальных произведений, способствует развитию эмоциональной сферы младших школьников?
Исходя из противоречия и проблемы, была сформулирована тема курсовой работы: «Слушание музыкальных произведений как средство развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях»
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Предметом исследования: развитие эмоциональной сферы младших школьников через слушание музыкальных произведений.
Цель исследования: определить методы и приемы слушания музыкальных произведений, способствующих развитию эмоциональной сферы младшего школьника.
Гипотеза исследования: слушание как вид музыкальной деятельности будет влиять на развитие эмоциональной сферы обучающихся, если соблюдать следующие педагогические условия:
В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Базой практики является ГКОУ СО «Корзуновский детский дом-школа»
Методологической основой данной работы послужили труды психологов Л.С. Выгодский, Б.М. Теплов, В.А. Сухомлинский, Б.А. Асафьев,
Г.М. Ципина, Д.Б. Кабалевского.
Для реализации цели и задач курсовой работы применялся комплекс методов: теоретический анализ, наблюдение, беседа, тестирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности детей. Курсовая работа состоит из введения, тезауруса, двух глав, заключения, списка информационных источников, приложения.
Тезаурус
Восприятие – познавательный процесс, который заключается в отражении в сознании человека образов, предметов и явлений, действующих в данный момент на наши органы чувств.
Возраст – категория, которая служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития: физического, психического и социального.
Метод (греч. – путь к чему-либо) - это определенное действие педагога и ученика, направленное на достижение цели музыкального образования.
Музыкальное восприятие – слушание – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованию музыкальной деятельности и являющиеся условием на практике.
Младший школьный возраст – возраст примерно от 6-7 лет до 10-11 лет; это соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.
Прием – часть метода, которая выполняет вспомогательную роль и конкретизирует его.
Слушание музыки – это один из основных видов музыкальной деятельности, основной путь – развитие эмоциональной сферы на музыку.
Чувство – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в жизни, что он познает или делает.
Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства.
Эмоциональная сфера – одна из сфер проявления темперамента.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающего мира. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают радость, другие – негодование, одни вещи ему не нравятся, другие вызывают у него удовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, и называются эти отношения чувствами и эмоциями.
Существуют различные точки зрения на понимание эмоций и чувств. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Чувства субъективно выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоции состояния свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями. Эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности удовлетворения. Осознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства [3, 98].
Отрицательные эмоции порождаются более или менее сознаваемой субъектом реальной или воображаемой действительности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Информационная концепция эмоций обладает недосказанностью, хотя, скорее всего, не объясняет всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции укладываются в эту схему по своему происхождению. Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, с какого рода препятствиями он сталкивался, на что надо обратить внимание, над тем, чем необходимо задуматься, что изменить. Эмоция сигнализирует о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает те самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности. Чувства, считает Петровский А.В., это одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познавательным и изменяемым им предметам и явлениям действительности.
Эмоции и чувства – психологические состояния, которые заключаются в субъективном отношении человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе – так рассматривает Крутецкий В.А. Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы, считает Петровский А.В., он определяет эмоции, как непосредственное временное переживание какого-нибудь постоянного чувства.
Чувство – это более глубокое устойчивое состояние человека, а эмоции – кратковременное, простое, непосредственное переживание, возникающее на конкретную ситуацию (по Крутецкому В.А.). Более полно говорит о них Коломинский Я.Л. Эмоции – это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Джеймс Уильям рассматривает эмоции с точки зрения чувствования и телесного проявления. Согласно его теории телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта и осознание нами этого возбуждения, в то время как оно совершенствуется, и есть эмоция. Например, чувство долга, гнев, ответственность, радость. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как примитивные формы эмоций удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Причиной эмоций по Джемсу У. являются бесчисленные рефлекторные акты, возникающие под влиянием внешних объектов и немедленно осознаваемые нами, нам тот час же становится понятным, поему может существовать бесчисленное множество эмоций и почему у отдельных индивидов они могут неопределенно варьировать и по составу, и по мотивам, вызывающих их. Источником является объективная действительность, все соотнесения с потребностями человека, так считает Крутецкий В.А. [1, 116].
То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей, вызывает у людей положительные эмоции: радость, любовь. То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции: неудовлетворение, горе, печаль, ненависть. Согласно теории Джемса основными источниками эмоций являются центростремительные точки. В эстетических восприятиях (например, музыкальных) главную роль играют центростремительные точки независимо от того, возникают ли наряду с ними внутренние органические возбуждения или нет. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями, которые снижают психическую активность, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Поэтому, если учащиеся в состоянии воодушевления, подъема, при наличии желания читать и положительных чувств воспринимают рассказ, тем лучше они понимают его идею, содержание, описание каких-либо образцов и запоминают прочнее.
Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха, человек бледнеет; от стыда, смущения он краснее. Страх, потоотделение, сердце начинает усиленно биться. Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике, пантомимике, вокальной мимике, которая заключается в изменении интонации, смысловых ударений, голоса. Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано с физиологической активацией. Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – это спросить у субъекта, что он испытывает, но как трудно передать словами то, что чувствуешь. Поведение могло бы восприниматься как субъективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем точно их причину: от радости они, от огорчения или от негодования.
Информация о работе Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников