Дидактика как педагогическая теория обучения. Ее предмет, объект, задачи, функции, понятийный состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:45, реферат

Краткое описание

Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).
Дидактика как часть педагогического знания занимается проблемами обучения и воспитания на всех уровнях образовательного процесса.
Дидактика отвечает на такие вопросы – чему учить и как это делать.

Содержание

ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. 3
ЕЕ ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПОНЯТИЙНЫЙ СОСТАВ. 3
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ. 10
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (1).docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

Амонашвили разработал:

- законы учителя: любить  и понимать ребенка, заботиться  о нем;

- принципы: уважать личность  ребенка, терпение в процессе  становления ребенка и очеловечивание  среды, в которой находится ребенок;

- заповеди: верить в безграничность  ребенка, в связь педагогических  способностей и в силу гуманного  подхода к ребенку;

- личные качества: доброта, искренность и преданность.

Эта технология обучения детей 6 лет возраста, она способствует активности учащегося, включению ребенка в учебный процесс и предлагает использовать творческие задания.

Один из приемов обучения детей на уроке – исправление типичных ошибок, которые приучают детей постоянно логически мыслить, самостоятельно анализировать информацию, слушать, воспринимать и проверять ее.

 

Гербарт И. Ф.

Немецкий философ и педагог, представитель авторитарной педагогики. Цель его воспитания – формирование нравственной личности и морально сильного характера.

Основные черты системы обучения Гербарта:

- главная задача школы  – интеллектуальное развитие  школьников, а воспитание – дело  семьи;

- для поддержания порядка  и дисциплины на уроке предлагается  использовать запреты, ограничения  и телесные наказания;

- воспитание нельзя отделять  от обучения, а воля и характер  развиваются одновременно с разумом;

- он вводит понятие  воспитательное обучение (тесное  сочетание обучения с дисциплиной).

Главный вклад Гербарта в дидактику – выделение 4 ступеней обучения: ясность, ассоциации, система, метод. Ученики на уроке должны строго и внимательно слушать учителя и заучивать готовые знания. Учителю отводится активная роль, а ученикам пассивная, ни каких поблажек не было. В середине 19 века теория Гербарта пришла в упадок и распространения не получила.

 

 

П. Я. Гальперин (современная концепция).

Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий». В основе теории лежит алгоритм – это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату. Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы:

  1. предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап);
  2. формирование действия как внешне речевого (проговаривание);
  3. формирование действий во внутренней речи (сознание);
  4. переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления.

Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному). Индуктивный метод опирается на личный опыт ребенка.

 

 

Джон Дьюи.

Дидактика американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартисов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы. В 1895 году Дьюи убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная  им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. Ограниченность дидактики Дьюи в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений. «Прогрессивистская» дидактика Дьюи пыталась решать именно те вопросы, где «традиционная» дидактика Гербарта оказывалась бессильной. В результате были хорошо разработаны «полярные», противоположные решения одних и тех же проблем, дававшие прекрасный результат в отдельные моменты обучения. Но крайности не могут быть истинными, что вскоре и обнаружилось при анализе достижений обеих систем, которые одинаково не отвечали требованиям быстротекущей жизни. Последовавшие затем исследования были направлены на то, чтобы, сохраняя все лучшее из древней, традиционной и прогрессивистской систем, найти новое решение злободневных вопросов. Дидактику, занявшуюся этими поисками, назвали новой. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, соновой которого является собственная познавательная  деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности.

 

 

Становление современной дидактической системы

 

Современная дидактика стремится к разработке такой модели процесса обучения, которая позволила бы соединить в единое целое чувственное познание с мышлением, практику - как источник познания, так и критерий его истинности - с теорией, индивидуальные задания и запросы на образование - с политикой государства в этой области. Таким образом, речь идет о создании универсальной и, вместе с тем, гибкой модели системы образований.

Современная модель процесса обучения не сочетает в жестком и статическом виде отдельные звенья процесса познания с определенными фазами психофизиологического развития учащихся. Считается неправомерным учить детей сначала на уровне конкретного материала, а затем - на уровне абстрактного, потому что каждому уровню конкретного, наглядно-действенного и образного знания о предмете соответствует определенный уровень абстрактного мышления. Нельзя считать верной и рекомендацию приобщать учащихся к практической деятельности уже после того, как они пройдут этапы познания посредством чувств и мышления. С первых дней пребывания ребенка в школе необходимо заботиться как о первом, так и о втором, и третье Необходимо, чтобы элементы деятельности ученика были связаны как с конкретным, так и абстрактным мышлениям.

Выдвигая требование параллельного развития и одновременного взаимодействия ощущений, мышления и практической деятельности в познании, современная дидактическая система стремится к устранению противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между объемами знаний, которые получают ученики от учителя и самостоятельной.

Современные дидактические системы руководствуются принципом, согласно которому учащиеся должны овладеть основами систематизированных знаний, а также определенными умениями и навыками как самостоятельным поиском, которые, однако, организуются учителем и содержательно определяются программой обучения, так и путем восприятия определенной части информации в готовом виде. Этот последний путь рекомендуется тогда, когда процесс самостоятельного получения знаний требует слишком большой затраты времени или не способствует развитию способностей и познавательных интересов учащихся.

В современных дидактических системах подчеркивается необходимость учета при отборе содержания обучения потребностей как общественного, так и индивидуального характера. Ученики должны усвоить основы систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре, которые позволяют им понять окружающую действительность, а также участвовать в ее преобразовании. При этом овладению знаний не может помешать отсутствие у учащихся соответствующих интересов, поскольку такие интересы успешно можно формировать, развивать и направлять. Кроме того, программы обучения должны быть построены так, чтобы ученики могли осуществлять разнообразные виды теоретической и практической деятельности. Сочетать теорию с практикой, что является важным условием всестороннего развития, под которым понимают их интеллектуальное, моральное, физическое и эстетическое развитие, а также овладение ими определенным запасом технических знаний, необходимых в жизни человека в XXI веке.

Современная дидактика пытается избавиться от крайностей в выборе форм процесса обучения, подчеркивая необходимость использования разнообразия (индивидуальная, групповая, коллективная) и рекомендуя управляться определенными задачами обучения и воспитания.

Современная дидактика руководствуется положением о том, что результаты обучения не оговорены ни факторами наследственности, ни характеристиками среды. Эти факторы оказывают влияние на ход и результаты процесса обучения, однако, его окончательные итоги определяются осознанной и целенаправленной деятельностью учителя.

 

 

 

Используемая литература

 

1. Педагогическая энциклопедия / Авт. – сост. Наров П.А. – М.: ПРИОР, 2005

2. Смирнова А.Н. Педагогика и психология. – М.: Олма-пресс, 2007

3. Смирнова А.Н. Развитие и обучение дошкольников. М.: Олма-пресс, 2006

4. Тимофеева А.Н. Психология дошкольников. – М.: Литера-М, 2008

5. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. - М: Педагогика, 2004

6. Яковлев П.А. Педагогика и психология. – М.: Статут, 2007

7. Яковлев П.А. Исследование социальных систем.- М.: ПРИОР, 2010


Информация о работе Дидактика как педагогическая теория обучения. Ее предмет, объект, задачи, функции, понятийный состав