Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:00, реферат
Общее понятие о дидактике, ее предмет, основные категории.
Основные дидактические концепции.
Развитие современной дидактической системы. Инновационное обучение и его необходимость.
Вышеуказанные типы педагогического сознания (технократический и гуманистический) определяют типы инновационных подходов к обучению.
I тип – инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Этот подход называется технологическим подходом к обучению, и основными его характеристиками выступают следующие: сообщение учащимся знаний; формирование способов действий по образцу; преобладание репродуктивной деятельности учащихся; это – высокоэффективное репродуктивное обучение.
Сущность процесса обучения в рамках технологического подхода:
II тип преобразований – инновации-трансформации, обеспечивающие личностно-ориентированный и исследовательский характер процесса обучения.
Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода
Приведем сравнительный анализ традиционной и современной (личностно-ориентированной) дидактических систем (см. таблицы 16, 17, 18).
№ п/п |
Параметры обучающей системы |
Традиционное обучение (предметно-ориентированное) |
Инновационное обучение (личностно-ориентированное) |
1. |
Единица управления |
Учебно-воспитательный процесс
рассматривается как |
Единицей управления
является целостная учебно- |
2. |
Цели |
Усвоение предметно-дисциплинар |
Развитие личности |
3. |
Ролевые позиции учителя и стиль руководства |
Предметно-ориентированная позиция, стиль авторитарно-директивный, инициатива учащихся подавляется. |
Личностно-ориентированная
позиция, организационная и |
4. |
Мотивационно-смысловые установки учителя |
Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых. |
Открытость личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке целей и задач, принятии решений, рефлексии. |
5. |
Характер организации учебно-познавательной деятельности |
Преобладают репродуктивные задачи. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание. |
На первый план выдвигаются творческие продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемыми продуктивных задач. |
6. |
Формы учебных взаимодействий и отношений |
Ведущая и единственная
форма учебно-познавательного |
Цели и задачи разрабатываются
совместно учителями и |
7. |
Контроль и оценка |
Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя. |
Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах обучаемых. |
8. |
Мотивационно-смысловые позиции обучаемых |
Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности. |
Усиление смыслов учения
посредством сотворчества. Обогащение
мотивов учения и познания, расширение
мотивационной сферы личности, появление
мотивов творческой деятельности, самоактуализации,
утверждение достоинства |
Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) системах обучения
№ п/п |
Критерии педагогической деятельности |
Характеристика педагогической деятельности | |
Традиционная система обучения |
Современная личностно-ориентированная система обучения | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Ценности педагогической деятельности |
Достижение проектных целей |
Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию |
2. |
Цели педагогической деятельности |
Достижение проектных целей |
Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых |
3. |
Характер педагогического воздействия |
Проектное содержание, транслируется педагогом, независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью |
Воздействие на ученика
строится на основе его самоопределения
на самоизменение и саморазвитие,
диагностики учебной |
4. |
Учет индивидуальных особенностей |
Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик |
Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики |
5. |
Учет ситуации |
Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно |
Постоянная рефлексия ситуации |
6. |
Учет позиции ребенка в учебном процессе |
Ученик – объект педагогического воздействия |
Ученик – субъект кооперативной деятельности |
7. |
Позиция учителя в учебном процессе |
Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление |
Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика |
8. |
Характеристика результата педагогического процесса |
Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.) |
Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности) |
9. |
Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования |
Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная |
Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического, мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний |
Компоненты урока |
Традиционный подход |
Личностно-ориентированный подход |
1 |
2 |
3 |
Цели |
Формулирует и объявляет учитель |
Учащиеся участвуют
в определении целей урока, для
чего педагогом специально создаются
затруднения в учебной |
Содержание образования |
Сам предмет, то есть номенклатура знаний и умений, которые предусмотрены программой |
Знания являются средством для становления и развития опыта: творческой деятельности, ценностного отношения, саморазвития, целеполагания, принятия решений, решения проблем, принятия ответственности на основе выбора в ситуациях неопределенности, взаимодействия с другими людьми, рефлексии собственной деятельности и т.д. Этот опыт является содержанием образования. При этом усваиваются и сами предметные знания |
Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся |
Внешняя мотивация: -убеждение важности и значимости знаний; -предъявление требований;
-упражнения в выполнении -поощрение и порицание; -соревнование |
Внутренняя мотивация:
опора на познавательные, коммуникативные
и статусные потребности |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности |
Преобладание объяснительно- |
Используется вся совокупность
методов. Урок выступает как |
Методы контроля и самоконтроля |
Индивидуальный или фронтальный опрос в начале урока, письменная контрольная работа по завершении темы. При этом контроль эпизодичен, содержание его часто засекречено. Правила «игры» неизвестны и часто меняются |
Преобладают диагностическая
и коррекционная функции |
ДЕЛОВАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА
«Традиционное и инновационное обучение»
Цель игры: деятельностное освоение студентами знаний по проблемам совершенствования образовательного процесса (глобальные образовательные тенденции, традиционное и инновационное в процессе обучения, характеристики учебного процесса с позиций технологического и поискового подходов к образованию); овладение будущими педагогами умений структурирования и проведения уроков в условиях традиционного и инновационного типов обучения.
Игровая ситуация заключается в постановке двух противоположных задач, поиска и противопоставления их решений в процессе коллективной мыследеятельности обучающихся; проведении (моделировании) уроков с использованием результатов, полученных в ходе решения задач.
Сущность моделирования уроков и педагогической деятельности учителя заключается в разработке студентами игровой группы структуры урока и проведении его основных фрагментов с позиции того методологического подхода и типа обучения, сторонниками которых они являются.
Ход деловой игры «Традиционное и инновационное обучение»
Руководитель деловой игры также назначает игровой совет (2-4 чел), в функциональные обязанности которого входят разработка и проведение фрагментов уроков в рамках вышеуказанных методологических подходов. При большой численности студенческой группы могут быть введены роли консультантов, обеспечивающие окончательное оформление результатов игры.
Задача 1. Определить виды а) учебно-познавательной деятельности учеников и б) педагогической деятельности учителя в учебном процессе в рамках технологического подхода в условиях традиционного обучения.
Задача 2. Определить а) виды учебно-познавательной деятельности учеников и б) педагогической деятельности учителя в учебном процессе в рамках поискового подхода в условиях инновационного обучения.
Схема представляет собой «солнце», лучи которого «заполняются» студентами, например:
рефлексия
После заполнения схемы-«солнца» листы вывешиваются на доску, образуя вернисаж плакатов.