Дидактическая игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.
Задачи исследования:
1) Изучение роли игры в процессе обучения.
2) Рассмотрение необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров.

Содержание

Введение. Игра как феномен культуры --------------- 3
Глава I. Игра как психологическое явление.
1.1 Теории происхождения игры ------------------------ 5
1.2 Сущность игры как психологического явления --------- 10
1.3 Виды игровой деятельности -------------------------- 11
Глава II. Роль игровой деятельности в развитии
личности детей
2.1 Роль и значение дидактической игры
в учебном процессе и в формировании
положительного отношения к школе ---------------- 12
2.2 Виды дидактических игр ------------------------------- 15
2.3 Требования к дидактической игре -------------------- 17
Заключение --------------------------------------------------- 18
Литература ---------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Дидактическая игра.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

В игре у ребёнка закладывается  способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.

Нет нужды объяснять, насколько  все эти качества необходимы ребёнку  в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что  игра вовсе не пустое занятие, она  не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

 

 1.3 Виды игровой деятельности

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая  доставляет удовольствие и не имеет  утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Творческие  или сюжетно – ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются  по содержанию (отражение быта, труда  взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов).

Игры  с правилами имеют готовое  содержание и заранее установленную  последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими  много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и  творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

 

Глава II. Роль игровой деятельности в развитии личности детей.

2.1 Роль и значение  дидактической игры в учебном процессе и в формировании положительного отношения к школе

Сущность дидактической игры заключается  в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной  игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической  игре происходит в неразрывной связи  с развитием у него логического  мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное  положительное отношение к учебной  и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность  подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог  учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как  он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится  сознание ребенка к предстоящим  изменениям условий жизни, отношений  со сверстниками и с взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые  педагогом для ознакомления детей  со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия  нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во  время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей  к изображаемому и в то же время  содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь  и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они  испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение  к книге сохраняется у детей  и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды дидактических  игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям  и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные  признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Чёткой классификации, группировки  игр по видам ещё нет. Часто  игры соотносят с содержанием  обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

  1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
  3. Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

 

 

 Можно группировать игры  и так:

  1. Игры-путешествия
  2. Игры-поручения
  3. Игры-предположения
  4. Игры-загадки
  5. Игры-беседы
    1. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат:решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
    1. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
    2. Игры-предположения. “Что было бы… ?” или “Что бы я сделал…?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача  и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
    3. Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
    4. Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.          

2.3 Требования к дидактической  игре

Из понимания  значения дидактических  игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.  

 

 

 

 

 

Заключение

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка  к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Игра помогает общению, она может  способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Возраст от 6 до 8 лет в психоанализе называется латентным периодом. В  этот период своей жизни ребёнок  старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому целесообразно  начинать обучение английскому языку  именно в возрасте 6–8 лет. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка.

Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической  адаптации ребёнка в новом  языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребёнка в мир языка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы, использованной в курсовой работе:

 

  1. Английский для детей – М., Экслибрис – 1992 N 1-5, 1993 N 1-20
  2. Бедарев Г.К. Организаторам весёлого досуга – М., Сов. Россия – 1979
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. Берн Э. Л., Лениздат – 1992
  4. Большая Советская Энциклопедия. Под ред. Прохорова А.М. – М., Советская Энциклопедия – 1972 т.10 с. 31-32
  5. Былеева Л.В. Русские народные игры: ч. II – M., Сов, Россия – 1988
  6. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Тетрадь по английскому языку для самостоятельной работы – М., Просвещение – 1992
  7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. – М., Просвещение – 1973
  8. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение – М., Педагогика – 1975
  9. Ильчинова О. Английский для маленьких девочек и мальчиков – Казань – 1993
  10. Красильникова В.С., Грошева З.Н. Детские игры в Великобритании – М., 1992
  11. Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом – М., Просвещение –1979
  12. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М., Просвещение – 1982
  13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком – М., Педагогика – 1990
  14. Могучая Н.В. Весёлый алфавит – М., Книга и бизнес – 1992
  15. Наш “взрослый” детский сад. Под ред. Галаховой П.В. – М., Просвещение – 1991
  16. Гейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи – М., Педагогика – 1989
  17. Психология. Словарь. Под ред, Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., Политиздат – 1990
  18. Ростовцева О.М. Английский для детей дошкольного возраста – Тула, Ясность – 1992
  19. Современная западная философия. Словарь. Под ред, Малахова В.С., Филатова В.П. – М., Политиздат – 1991
  20. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы) – М., Просвещение – 1982
  21. Тазиев С.Ф. Отрядному вожатому о работе в пионерском лагере – Елабуга – 1990
  22. Швайко Г.С. Игра и игровые упражнения для развития речи – М., Просвещение – 1988
  23. Шмаков С.А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей – М., Магистр – 1992
  24. Эйкерcли К.Е. Универсальный самоучитель английского языка – Санкт-Петербург, Политехника – 1991 (Книга 1)
  25. Alvin Schwartz. Ten Copycats in a Boat and Other Riddles – New York? Scholastic Book Services – 1980
  26. Cramer R.L., Hammond W/D/ and others/ Spelling: Words and Skills – Glenview, Scott, Foresman and Co. – 1981

Информация о работе Дидактическая игра