Дидактическая игра как метод развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить условия эффективного развития детей дошкольного возраста через дидактическую игру. Объект: игровая деятельность дошкольника. Предмет: процесс развития детей дошкольного возраста в дидактической игре. Гипотеза: развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру будет протекать эффективно если:
процесс педагогического руководства будет строиться с учетом современных требований педагогики и психологии;
процесс педагогического руководства будет базироваться на возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста;
будут созданы условия и развивающаяся среда в группе детского сада и всего дошкольного учреждения.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы проблемы развития детей дошкольного возраста через дидактическую игру
1.1 Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
1.3 Понятие дидактической игры и педагогическая сущность
1.4 Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр
1.5 Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи
2.Анализ работы воспитателя по развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

игра педагогика.docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ работы воспитателя по развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр

 

Методика изучения развития детей дошкольного возраста через дидактические игры состояла из нескольких этапов: начального, основного, завершающего. Рассмотрим подробно выделенные этапы.

I этап (начальный) - состоял  в изучении документации, планирования  работы педагога II младшей группы.

Изучение документации свидетельствует о недостаточных условиях для развития ребенка-дошкольника через дидактическую игру.

При планировании работы по руководству дидактической игрой воспитатели иногда испытывают затруднения. Анализ календарных планов помог выявить типичные ошибки, допускаемые практиками.

Многие педагоги заранее планируют тематику игр, которая часто не согласуется с работой по ознакомлению с окружающим. Планирование тематики, как правило, связано с планированием развития сюжетной линии (указываются предполагаемые игровые действия, которые дети должны выполнять для реализации того или иного сюжета), что приводит к стандартизации игры, превращает ее в заученный спектакль. На недопустимость такого планирования указывали Д.В. Менджерицкая и П.Г. Саморукова.

В планах воспитательно-образовательной работы почти не прослеживается перспектива постепенного формирования дидактической игры. Зачастую усложнение сюжета понимается как простое увеличение количества выполняемых игровых действий на заданную тему. Не учитывается развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды, самостоятельно переносить жизненные впечатления в игру. Совершенно отсутствует в планах такой важный показатель развития игры, как постепенное усложнение способов игрового воспроизведения окружающей действительности. Нет указания и о том, как подводить детей к использованию предметов-заместителей, воображаемых предметов, как обучать более сложным ролевым способам действий и высказываний.

Правильно составленный перспективный план, в котором учитывается система педагогических воздействий, направленных на поэтапное формирование игры, окажет воспитателю неоценимую помощь в работе.

Преимущество перспективного планирования заключается в следующем. Во-первых, можно предусмотреть последовательное решение программных задач по разделу "Игра". Во-вторых, имея план, воспитателю при формировании игры легче учитывать и использовать в игре знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях и в повседневной жизни. В-третьих, наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно усложнять и способы игрового воспроизведения действительности. В-четвертых, планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы, но такая работа отсутствует в детском саду.

План разрабатывается без учета системы педагогических воздействий, которая включает в себя ознакомление с окружающим в активной деятельности, обогащение игрового опыта; изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.

Окружающая ребенка действительность является источником, питающим игру. Исходя из программных требований в данной возрастной группе, можно наметить круг явлений, предназначенных для ознакомления с окружающим. Если полученные представления затронут мысли и чувства детей, они могут найти отражение в играх.

Перспективный план состоит из четырех граф: первая - "Ознакомление с окружающим в активной деятельности", вторая - "Обогащение игрового опыта", третья - "Изменение предметно-игровой среды", четвертая - "Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры".

В первой графе указываются те занятия, которые обогащают знания детей и могут быть источником развития игры. Здесь же планируется работа по углублению знаний детей о том или ином явлении окружающей действительности: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, встречи с людьми разных профессий и др. В остальных графах планируются разнообразные мероприятия с учетом знаний, полученных детьми в процессе ознакомления с окружающим.

В графе "Обогащение игрового опыта" раскрываются постепенно усложняющиеся умения, которые воспитатель передает детям в разных играх (играх-инсценировках, дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных играх с сюжетным содержанием, играх имитационного характера, а также в индивидуальных, коллективных и совместных играх воспитателя с детьми).

Так, в начале учебного года во второй младшей группе усложняются предметные способы решения игровых задач. В связи с этим можно запланировать ряд совместных игр воспитателя с детьми, в процессе которых одних малышей учат действовать с предметами-заместителями, других - с воображаемыми предметами. При переходе к формированию ролевых способов предусматриваются игры имитационного характера, подвижные игры с сюжетным содержанием, в ходе которых дети, взяв на себя роль, учатся выразительности движений, жестов.

Однако времени для дидактических игр недостаточно, планирование дидактической игры ведется бессмысленно.

II этап (основной) - включал  в себя наблюдения за детьми, способами организации и руководства  со стороны педагога.

Практика показывает, что игра детей часто заключается в бесцельном катании машины по группе.

Таким образом, уже после первого наблюдения можно запланировать изменение предметно-игровой среды и конкретные методические приемы, направленные на развитие дидактической игры.

В процессе совместной игры воспитатель показывает, как использовать воображаемые предметы. Например, спросив у ребенка:

"Что ты перевозишь?" и услышав в ответ: "Кирпичи", педагог с сожалением говорит: "Как много ты нагрузил кирпичей. Твой груз опасно везти, он может упасть. Что же делать? Эти кирпичи так нужны на стройке". Взрослый таким образом дает ребенку возможность подумать, как поступить в данной ситуации, а затем предлагает свой вариант: "Шоферы иногда привязывают большой груз к кузову веревкой. Вот так!" (показывает жестом, как это можно сделать).

Но мы видим, что в данном случае предпочтение педагог отдает сюжетно-ролевой игре, но не дидактической. Дети не умеют пользоваться дидактическими играми, материалами. Несмотря на обилие материала и дидактических игр в группе дети не подходят к играм, слабо выраженный интерес.

III этап (завершающий) состоял  в стороннем наблюдении за  свободной самостоятельной дидактической  игрой. Хронометраж (5 дней по 30 мин.) свидетельствует, что за данный  период времени 28% - самостоятельно  берут и играют в дидактические  игры, 52% с помощью педагога, 20% - не  подходят к дидактическим игрушкам.

Таким образом, анализ данного исследования: развитие детей дошкольного возраста свидетельствует об отсутствии системы в работе педагога, слабо выраженное руководство ими. А между тем своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды. Эти ситуации способствуют развитию умения ориентироваться в игровой задаче, побуждают добиваться воображаемого результата, находить новые варианты и средства реализации задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, "в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности". Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр.

В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых:

дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Игра - важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом, дидактическая игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -М.: Просвещение. 1972. -215 с.
  2. Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей 4 года жизни с помощью дидактических игр. -М.: Просвещение, 1974.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М.: Педагогика, 1989. -С.3-12.
  5. Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. -М.: Просвещение, 1976. -С.3-8.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: Инфра, 1996. -С.24-57.
  7. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой. -М.: Просвещение, 1989. -286 с.
  8. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. -М.: Просвещение, 1973. С.203-204.
  9. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстником. // Дошкольное воспитание. - 1990. -№7. -С.18.
  10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982. -128 с.
  11. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. - 1993. -№3. -С.6.
  12. Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. -С.115-122, 149-155.
  13. Немов Р.С. Психология в 2 т. Т.2. -М.: Валдос, 1995. -С.25-28, 81, 83.
  14. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. -1997. №3. -С.84.
  15. Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№10. -С.23.
  16. Петровский А.В., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. -М.: Новая школа, 1993. -С.8-41.
  17. Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. -С.68.
  18. Распорова Е.М. Отображение социальных отношений в игре. -М.: Академия, 1997. -С.59-65.
  19. Рыжкова И. Учимся вместе. Учимся играя! //Дошкольное воспитание. -1997. -№3. -С.69.
  20. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М.: Просвещение, 1987. -97 с.
  21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. -С.5-49.
  22. Тамаски Т. Анализ развития ролевой игры // Дошкольное воспитание. -1993. -№2. -С.50.
  23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М.: Академия, 1996. -С.53-86.
  24. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96 с.
  25. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. -М.: Просвещение, 1991. -64 с.
  26. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. -М.: Академия, 1997. -С.43-59.
  27. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Просвещение. 1988. -С.11-108.

Информация о работе Дидактическая игра как метод развития ребенка