Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:33, курсовая работа
Актуальность исследования. Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом, адекватных условий для развития его, получения должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Результаты исследования старших дошкольников по методике №1 «Какой…?» показали, что только у 2 детей (10%) средний уровень объема словаря, у 6 детей (30%) – очень низкий, у 12 детей (60%) – низкий уровень.
Рис. - 1. Уровень объема словаря старших дошкольников
Методика №2: «Исследования грамматического строя речи».
1.Понимание
предложно-падежных
Инструкция: положи мячик в коробку, на стол, под стол и т.п.
Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение;
0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;
0 баллов - не выполнение.
2. Понимание
форм единственного и
Инструкция: покажи на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла куклы, мяч – мячи.
Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение;
0,5 балла
- правильный ответ после
0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;
0 баллов - не выполнение.
3.Понимание уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных
Инструкция: покажи на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч мячик, кукла – куколка.
Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение;
0,5 балла
- правильный ответ после
0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;
0 баллов – не выполнение.
Выводы об уровне развития.
2,25-3 баллов - высокий уровень,
1,5-2,24 баллов - средний уровень,
0,75-1,4 балла - низкий уровень,
0-0,74 балла – очень низкий уровень.
В таблице 2 представлены результаты исследования по методике №2 «Исследования грамматического строя речи».
Таблица - 2. Результаты исследования старших по методике №2 «Исследования грамматического строя речи»
№ |
Ф.И. |
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за |
Понимание форм единственного и множественного числа существительных |
Понимание уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных |
Общее количество баллов | |
бал-лы |
уровень развития | |||||
1 |
Данил А. |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,5 |
очень низкий |
2 |
Алексей А. |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
1 |
низкий |
3 |
Илья Л. |
0,25 |
0 |
0 |
0,25 |
очень низкий |
4 |
Дима О. |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
1 |
низкий |
5 |
Денис П. |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
1 |
низкий |
6 |
Аделя С. |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
очень низкий |
7 |
Саша Х. |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
1 |
низкий |
8 |
Лейсан Х. |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
очень низкий |
9 |
Кирилл Ш. |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,75 |
низкий |
10 |
Артем Я. |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
1 |
низкий |
11 |
Максим Т. |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
очень низкий |
12 |
Витя Ч. |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
1,25 |
низкий |
13 |
Арина И. |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,75 |
низкий |
14 |
Данил Т. |
0 |
0 |
0,25 |
0,25 |
очень низкий |
15 |
Дима Е. |
1 |
0,25 |
0,25 |
1,5 |
средний |
16 |
Катя К. |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,75 |
низкий |
17 |
Ксюша А. |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
1 |
низкий |
18 |
Ксюша С. |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
очень низкий |
19 |
Лера Г. |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
1,25 |
низкий |
20 |
Лиза Л. |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,75 |
низкий |
30% (6 человек) детей обладают очень низким уровнем использования правильного грамматического строя речи, 65% (13 человек) – низким уровнем, и лишь один ребенок – средним уровнем.
Рис. - 2. Уровень грамматического строя речи старших дошкольников
Методика №3: «Исследования словаря и навыков словообразования»
1. Инструкция: у кошки - котенок, а у…
Козы, собаки, волка, курицы, утки, свиньи, лисы, коровы, льва, овцы.
Оценка: 1 балл - правильный ответ;
0,5 балла
- самокоррекция или правильный
ответ после стимулирующей
0,25 балла - неверно образованная форма;
0 баллов - невыполнение.
2. Образование
существительных в
Инструкция: большой - мяч, а маленький - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.
Стол, стул, дом, снег, дерево.
Оценка: 1 балл - правильный ответ;
0,5 балла
- самокоррекция или правильный
ответ после стимулирующей
0,25 балла - неверно образованная форма;
0 баллов - невыполнение.
Выводы об уровне развития.
1,5-2 балла - высокий уровень,
1-1,4 балла - средний уровень,
0,5-0,9 балла - низкий уровень,
0-0,4 балла – очень низкий уровень.
В таблице 3 представлены результаты исследования по методике №3 «Исследования словаря и навыков словообразования».
Таблица - 3. Результаты исследования
старших дошкольников по
№ |
Ф.И. |
1 Образование существительных |
2. Образование существительных в уменьшительной форме |
Общее количество баллов | |
баллы |
уровень развития | ||||
1 |
Данил А. |
0 |
0,25 |
0,25 |
очень низкий |
2 |
Алексей А. |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
низкий |
3 |
Илья Л. |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
низкий |
4 |
Дима О. |
0,25 |
0 |
0,25 |
очень низкий |
5 |
Денис П. |
0 |
0,25 |
0,25 |
очень низкий |
6 |
Аделя С. |
0,5 |
0,25 |
0,75 |
низкий |
7 |
Саша Х. |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
низкий |
8 |
Лейсан Х. |
0,5 |
0,5 |
1 |
средний |
9 |
Кирилл Ш. |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
низкий |
10 |
Артем Я. |
0,25 |
0 |
0,25 |
очень низкий |
11 |
Максим Т. |
0 |
0,25 |
0,25 |
очень низкий |
12 |
Витя Ч. |
0,5 |
0,25 |
0,75 |
низкий |
13 |
Арина И. |
0,5 |
0,5 |
1 |
средний |
14 |
Данил Т. |
0,25 |
0 |
0,25 |
очень низкий |
15 |
Дима Е. |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
низкий |
16 |
Катя К. |
0,5 |
0,25 |
0,75 |
низкий |
17 |
Ксюша А. |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
низкий |
18 |
Ксюша С. |
0,5 |
0,5 |
1 |
средний |
19 |
Лера Г. |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
низкий |
20 |
Лиза Л. |
0,25 |
0 |
0,25 |
очень низкий |
Результаты исследования старших дошкольников по методике №3 «Исследования словаря и навыков словообразования» показали, что 30% (6 человек) детей обладают очень низким уровнем, 60% (12 человек) – низким уровнем, у остальных детей (2 человека) – средний уровень.
Рис. - 3. Уровень словаря и навыков словообразования старших дошкольников
Методика №4: «Исследования связной речи».
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Возможно использование какой - либо другой последовательности из 4 - 5 картинок. Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ (Приложение 1).
Оценка: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла
- картинки разложены со
1 балл -
раскладывание картинок и
В таблице 4 представлены результаты исследования по методике №4 «Исследования связной речи».
Таблица - 4. Результаты исследования старших дошкольников по методике №4 «Исследования связной речи»
№ |
Ф.И. |
Баллы |
Уровень развития |
1 |
Данил А. |
1 |
низкий |
2 |
Алексей А. |
2,5 |
средний |
3 |
Илья Л. |
2,5 |
средний |
4 |
Дима О. |
1 |
низкий |
5 |
Денис П. |
1 |
низкий |
6 |
Аделя С. |
1 |
низкий |
7 |
Саша Х. |
0 |
очень низкий |
8 |
Лейсан Х. |
1 |
низкий |
9 |
Кирилл Ш. |
1 |
низкий |
10 |
Артем Я. |
2,5 |
средний |
11 |
Максим Т. |
0 |
очень низкий |
12 |
Витя Ч. |
1 |
низкий |
13 |
Арина И. |
1 |
низкий |
14 |
Данил Т. |
1 |
низкий |
15 |
Дима Е. |
2,5 |
средний |
16 |
Катя К. |
1 |
низкий |
17 |
Ксюша А. |
1 |
низкий |
18 |
Ксюша С. |
1 |
низкий |
19 |
Лера Г. |
0 |
очень низкий |
20 |
Лиза Л. |
1 |
низкий |
У 20% (4 человека) дошкольников средний уровень развития связной речи, у 60% (12 человек) – низкий уровень и у 2 детей – очень низкий уровень.
Рис. - 4. Уровень связной речи старших дошкольников
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его связной речи (Таблица 5).
По структурным компонентам языковой системы (наличие фразы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие) нами были введены обозначения уровня речевого развития: высокий уровень (14- 17 баллов), средний уровень (7,5-13,5 баллов), низкий уровень (2,25-7,25 баллов), уровень очень низкий (0-2 баллов).
Таблица - 5. Уровень развития связной речи старших дошкольников
№ |
Ф.И. |
Методики (баллы) |
Общее количество баллов |
Уровень развития | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
1 |
Данил А. |
3 |
0,5 |
0,25 |
1 |
4,75 |
низкий |
2 |
Алексей А. |
3 |
1 |
0,5 |
2,5 |
7 |
низкий |
3 |
Илья Л. |
7 |
0,25 |
0,5 |
2,5 |
10,25 |
средний |
4 |
Дима О. |
5 |
1 |
0,25 |
1 |
7,25 |
низкий |
5 |
Денис П. |
1 |
1 |
0,25 |
1 |
3,25 |
низкий |
6 |
Аделя С. |
2 |
0,5 |
0,75 |
1 |
4,25 |
низкий |
7 |
Саша Х. |
3 |
1 |
0,75 |
0 |
4,75 |
низкий |
8 |
Лейсан Х. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
3,5 |
низкий |
9 |
Кирилл Ш. |
4 |
0,75 |
0,5 |
1 |
6,25 |
низкий |
10 |
Артем Я. |
5 |
1 |
0,25 |
2,5 |
8,75 |
средний |
11 |
Максим Т. |
1 |
0,5 |
0,25 |
0 |
1,75 |
очень низкий |
12 |
Витя Ч. |
6 |
1,25 |
0,75 |
1 |
9 |
средний |
13 |
Арина И. |
8 |
0,75 |
1 |
1 |
10,75 |
средний |
14 |
Данил Т. |
4 |
0,25 |
0,25 |
1 |
5,5 |
низкий |
15 |
Дима Е. |
1 |
1,5 |
0,75 |
2,5 |
5,75 |
низкий |
16 |
Катя К. |
7 |
0,25 |
0,5 |
2,5 |
10,25 |
средний |
17 |
Ксюша А. |
5 |
1 |
0,25 |
1 |
7,25 |
низкий |
18 |
Ксюша С. |
1 |
1 |
0,25 |
1 |
3,25 |
низкий |
19 |
Лера Г. |
2 |
0,5 |
0,75 |
1 |
4,25 |
низкий |
20 |
Лиза Л. |
3 |
1 |
0,75 |
0 |
4,75 |
низкий |
Результаты исследования уровня развития связной речи старших дошкольников показали, что у большинства детей (10 человек) низкий уровень развития. Дети с низким уровнем развития связной речи строят простые фразы 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Различаются некоторые грамматические формы и морфологические элементы языка. Не знают названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества. Грамматический строй речи не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам.
Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи. Грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных. Дети с низким уровнем развития речи не определяют позицию звука в слове; не могут выбрать картинки с заданным словом, не выделяют звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готовы. Ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.
У восьми детей средний уровень развития связной речи. Для этих детей характерна развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; активная речь - простые предложения, затрудняются распространять простые и строить сложные предложения; пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Правильно употребляют простые грамматические формы, не допускают ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных – окончаниях. Нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов.