Дидактические игры на развитие сенсорного восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:
Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по рассматриваемой нами теме;
Изучить сенсорное воспитание как основу умственного воспитания детей дошкольного возраста;
Выявить роль дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей;
Изучить особенности методики организации и проведения дидактических игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте по сенсорному воспитанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

    Введение. 

    Актуальность. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

    Игра, являясь простым и близким  человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём  к овладению теми или иными  знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость применения её в процессе обучения и воспитания становится всё более актуальной из-за возрастания тенденции к сокращению занятий в дошкольном учреждении.

    Задолго до того как игра стала предметом  научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

    В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет  огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования его взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый мир приключений.

    Выдающийся  педагог Н.К.Крупская, подчёркивая  особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего  детского организма. В игре развиваются  физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются  сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее». [18, с. 203-204]

    Н.К.Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». [8, с.207]

    Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

    В настоящее время появилось целое  направление в педагогической науке  – игровая педагогика, которая  считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учёные доказали, что упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

    Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной нами темы.

    Цель  исследования: изучить особенности использования дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

    Для успешного достижения цели нами был  поставлен ряд задач:

  1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по рассматриваемой нами теме;
  2. Изучить сенсорное воспитание как основу умственного воспитания детей дошкольного возраста;
  3. Выявить роль дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей;
  4. Изучить особенности методики организации и проведения дидактических игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте по сенсорному воспитанию.
 

    Объект  исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

    Методологическую  основу составляют труды ведущих педагогов, занимавшихся изучением проблемы использования дидактических игр по сенсорному воспитанию дошкольников младшего дошкольного возраста: .В.Плеханова, К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддьякова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I.  Теоретические основы   использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста. 

    I.1. Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей дошкольного возраста.  

    Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.[5; c. 45]      

    Сенсорное воспитание создает необходимые  предпосылки для формирования психических  функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

       Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» — чувства, «моторика» — движение) развития. [3, с. 27] 

    Наиболее  целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления. 
      Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

      Психологическая наука и практика (убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  [7, с. 51] 

    Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

     Познание  ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности. [17; 35]

       Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию. 
      В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.[21; 33]      

   Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.      

 Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. 

    Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. [1, с. 38] 

    Если  человеку предложить определить форму  невидимого предмета только с помощью пассивного осязания — водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.  

    Рефлекторная  концепция психики, предложенная И. М. Сеченовым убедительно объясняет значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени. Доказано, что пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов. [11, с. 49]

    Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.     

      Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

      Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение. [22; 18]

      Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. 
       Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.      

 Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.[25; 13]  

Информация о работе Дидактические игры на развитие сенсорного восприятия