Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:
Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по рассматриваемой нами теме;
Изучить сенсорное воспитание как основу умственного воспитания детей дошкольного возраста;
Выявить роль дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей;
Изучить особенности методики организации и проведения дидактических игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте по сенсорному воспитанию.
На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.
При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.
Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
—восприятие целостного облика предмета;
—выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
—определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
—выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
—повторное целостное восприятие предмета. [8, с. 37]
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием. [8, с. 41]
Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция — психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств. [27; 23]
Перцептивные действия ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.
Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1) формирование и совершенствование представлений
о разновидностях свойств предметов, выполняющих
функцию сенсорных эталонов;
2) формирование и совершенствование самих
перцептивных действий, необходимых для
использования эталонов при анализе свойств
реальных предметов. [8, с. 45]
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
При этом подчеркнем, что большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Использование всего многообразия приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др.), побуждает детей к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Словесные обозначения свойств и качеств предметов, явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
На основании вышеизложенного мы можем определить профиль восприятия следующим образом:
— наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;
— проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте);
— действия
собственно восприятия (перцептивные
действия);
— опора на имеющийся опыт;
— создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове. [8, с. 50]
Особое внимание в процессе сенсорного воспитания должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется. [29; 11]
Итак,
сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного
развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие
является базовым для успешного овладения
многими видами деятельности.
I.2.
Роль дидактических
игр и упражнений в сенсорном
воспитании детей.
Игра - это исторически сложившийся вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
По своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу игры очень разнообразны.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. [10, с. 11]
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. [10, с. 13]
Структурным элементом игры является игровая задача или игрового замысла, осуществляемых детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.
Игровые действия разнообразны: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определённые проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещённых действий.
Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребёнок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребёнка через игровой замысел, действия и правила – называется автодидактизмом. [14, c. 29]
Дидактическая игра имеет игровой и дидактический результат - усвоение знаний через игру, повышение эмоционального настроя.
Дидактическая игра осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
А.П.Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». [14, с.33]
К.Д.Ушинский высоко ценил дидактические игры, любовно создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам. [14. с. 38]
Дидактическая игра способствует ознакомлению детей с предметами, явлениями окружающей жизни, так как такая игра требует сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и другие.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традициям общества, воспитание уважения к семье, старшим. В содержании обучения раскрываются нравственные черты человека: доброта, справедливость, правдивость, честность, любовь к труду и трудолюбие, любовь к Родине. В игре формируются нравственные привычки самих детей, создаётся возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Содержание
познавательной деятельности в сочетании
с игровой содействует и
Дидактическая игра также является важным средством образовательной работы. Дидактические игры помогаю детям точно, полно и расчленёно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), что является важной частью сенсорного воспитания дошкольника.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. [14, с. 36]
Итак,
во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь
обучения и игры, определилась структура
игрового процесса, основные формы и методы
руководства дидактическими играми. В
исследованиях накоплены факты, характеризующие
дидактическую игру как форму организации
обучения.
I.3.
Особенности методики
организации и проведения
дидактических игр и
упражнений в младшем
дошкольном возрасте
на занятиях и в свободное
время.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Информация о работе Дидактические игры на развитие сенсорного восприятия