Дидактические игры на развитие сенсорного восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности использования дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:
Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по рассматриваемой нами теме;
Изучить сенсорное воспитание как основу умственного воспитания детей дошкольного возраста;
Выявить роль дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей;
Изучить особенности методики организации и проведения дидактических игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте по сенсорному воспитанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

    Как сказано в концепции дошкольного  воспитания идея дошкольного воспитания социализируется в окружающем мире и определяется социальной ситуацией развития ребёнка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечён ребёнок, с кем он её осуществляет. Ребёнок усваивает знания о предметах, явлениях, жизни людей, животных и так далее. Знания получают по разным каналам: через непосредственное восприятие мира, через ощущение и восприятие, которые необходимо развивать, заниматься сенсорным воспитанием детей дошкольного возраста; опосредованно, через взрослых (воспитатели, родители и так далее), книги, СМИ и другие. Решать задачи сенсорного развития детей дошкольного возраста можно с помощью разных средств: учебной, бытовой, трудовой, игровой и других видов активной деятельности ребёнка. Однако игровая деятельность является самой приемлемой и эффективной в дошкольном возрасте, так как, по мнению большинства психологов, является ведущей деятельностью в этом возрасте. Как доказали исследования Л.А.Венгера, А.Л.Венгера, Н.Б.Венгера, Э.Г.Пилюгина, З.Богуславская, О.Дьяченко, сенсорные способности детей развивают дидактические игры. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. [3, с. 69]

    Как указывают исследователи, с помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. [12, с. 69]

    Методику  организации и проведения дидактических  игр в детском саду разрабатывали: Бондаренко А.К., Венгер Л.А., Аванесова  В.Н., Удальцова Е.И., Сорокина А.И., Усова  А.П.

    По  мнению вышеуказанных исследователей, организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

    В подготовку дидактической игры входят:

    - отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое;

    - установление соответствия отобранной  игры программным требованиям  воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

    - определение наиболее удобного  времени проведения дидактической  игры (в процессе организованного  обучения на занятиях или в  свободное от занятий и других  режимных процессов время);

    - выбор места для игры, где дети  могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

    - определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,  индивидуально);

    - подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

    - подготовка к игре самого воспитателя:  он должен изучить и осмыслить  весь ход игры, своё место в  игре, методы руководства игрой;

    - подготовка к игре детей: обогащение  их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. [12, с. 74]

    Проведение дидактических игр включает:

    - ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом, который будет использован в  игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

    -объяснение  хода и правил игры. При этом  воспитатель обращает внимание  на поведение детей в соответствии  с правилами игры, на чёткое  выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

    - показ игровых действий, в процессе  которого воспитатель учит детей  правильно выполнять действие, доказывая,  что в противном случае игра  не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает,  когда надо закрыть глаза);

    - определение роли воспитателя  в игре, его участие в качестве  играющего, болельщика или арбитра;

    - подведение итогов игры – это  ответственный момент в руководстве  ею, так как по результатам,  которых дети добиваются в  игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. [12, с. 76]

    Анализ  проведённой игры направлен на выявление  приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Рекомендуется использовать следующие методы и приёмы руководства дидактическими играми. [12, с. 79]

    Игра  становится методом обучения и принимает  форму дидактической, если в ней  чётко определены дидактическая  задача, игровые правила и действия.

    С помощью дидактической игры ребёнок  может приобретать и новые  знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

    Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. [12, с. 83]

    Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают  содержание игровых действий, правила  игры и ход её. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

    В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, то есть любую вещь, которая  в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки. [20; 34]

    Каждая  возрастная группа имеет свои особенности проведения дидактических игр.

    Так, обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу её воспитатель поясняет правила. По мере усвоения содержания и правил воспитатель представляет возможность детям играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений. [12,с. 86]

    Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части, вновь составить и так далее. Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (в средней и последующих группах) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в больше мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. [12, с. 91]

    В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Необходимо учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и так далее. Как отмечают исследователи, при помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. [3, с. 31] Учёные указывают на то, что развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. [12, с. 92] В период усвоения нового содержания, игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик, по мнению авторов, является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

    Многие  дидактические игры ставят перед  детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего  мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

    Воспитательно-образовательные программы ДОУ одной из главных задач выделяют задачу сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, то есть формирование у детей знаний о форме, цвете, величине, свойствах и качествах предметов окружающего мира; формирование у них обследовательских действий и умений применять их на практике.

    Знакомясь разными литературными источниками, посвящёнными использованию дидактических  игр как средства сенсорного воспитания, мы составили следующую картотеку  дидактических игр для использования  в группах младшего дошкольного возраста. (см. Приложение 1) 
 
 
 
 

    Заключение. 

    В ходе проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам:

    Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. 

    Сенсорное воспитание создает необходимые  предпосылки для формирования психических  функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего  обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

    Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

    Игра  – основная деятельность детей. Силой  воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в  образ дети создают игру. В играх  нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

    Дидактическая игра – это специально созданная  игра, выполняющая определённую дидактическую  задачу, скрытую от ребёнка в игровой  ситуации за игровыми действиями.

    Дидактическая игра способствует ознакомлению детей с предметами, явлениями окружающей жизни, так как такая игра требует сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и другие.

    Содержание  познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства.

    Игра  становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

    Прежде  чем начать игру, необходимо вызвать  у детей интерес к ней, желание  играть.

    Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

    Успешное  руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор  и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение  места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения.

Информация о работе Дидактические игры на развитие сенсорного восприятия