Дидактические игры по физкультуре как средство развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:39, реферат

Краткое описание

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно.

Вложенные файлы: 1 файл

didakticheskaja_igra_kak_sredstvo_obuchenija.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 


 


1.4 Дидактическая игра  как средство обучения

   Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

   Дидактическую игру следует  отличать от игры вообще и  игровой формы занятий, хотя это  деление условно.

   Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи  игровых приемов и ситуаций, которые  выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

   Реализация игровых приемов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по следующим  основным направлениям: дидактическая  цель ставится перед учащимися  в форме игровой задачи; учебная  деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве игры средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического  задания связывается с игровым результатом.

    Во время дидактической  игры важным моментом является  дисциплина. По мнению многих  учителей, урок считается идеальным  с точки зрения дисциплины, если  школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются только  индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.

   Учитель, как правило,  пресекает  попытки ребят с ходу исправить  замеченные ошибки, общаться между  собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно : хаотичное общение, подсказки, списывание приносят огромный вред.

   Если же  общение учеников  сделать целенаправленным, таким, чтобы  они почувствовали пользу от  такого общения в процессе  познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты,  как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

   Взаимопомощь и взаимоконтроль  одновременно и упрощают , и усложняют  работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем .

    Что касается усложнения  работы учителя, то оно связано  с необходимостью гибкого руководства  познавательной деятельностью во  время дидактической игры,  удачного  подбора групп ( команд) и их руководителей, организации эффективного общения на уроке.

   Рассмотрим, в чем же состоит  специфика дидактической игры, её  существенный признак. Во-первых, дидактическая  игра имеет свою устойчивую  структуру, которая отличает её  от всякой другой деятельности.

   Основными структурными  компонентами дидактической игры  являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное  содержание или дидактические  задачи, оборудование, результаты игры.

   В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.

                                Структура игры.

   Остановимся более подробно  на структурных компонентах дидактической  игры.

  1. Игровой замысел

Игровой замысел- первый структурный компонент игры- выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в  виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

  1. Правила

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

      Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

  1. 3. Игровые действия

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия , которые регламентируются правилами игры, дают им  возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

  Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

4. Содержание

   Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

   5. Оборудование

   Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, проектов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, грамоты, медали, которыми награждаются команды-победители.

   6. Результат

  Дидактическая игра имеет определенный  результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

   Все структурные элементы  дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры ( сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные возможности учащихся, реализовать межпредметные связи.

   Сочетание этих элементов  игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.

   Ценность дидактических  игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

   При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное- её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличие интереса дети занимаются с большей охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

   Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к знаниям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда, дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

   Учитель сам должен в  определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включиться в игру- тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра доставляет детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Методика организации дидактических игр.

  1. Цель игры. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры нужно уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические пособия и материалы понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры ( лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.) ?

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формирования умений.  В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учёбе ( 7, с.5).

        Виды игр по характеру педагогического процесса.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

   Обучающей будет игра, если учащиеся в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

   Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

   Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Правила организации дидактических игр

  1. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала доступно пониманию школьников. В противном случае, игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать внимание.
  3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
  4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учебе, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры. Особенно это бывает заметно, когда игра проводится с учениками 3-4 классов. Они уже хорошо разбираются, где организаторы игр объективны, а где нет, и остро реагируют на несправедливость.
  5. Каждый  ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
  6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по содержанию должны чередоваться.
  7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
  8. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
  9. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.
  10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Информация о работе Дидактические игры по физкультуре как средство развития двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста