Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
Программа физики десятого класса объёмна и включает в себя много тем. В связи с этим учителю бывает трудно собрать достаточное количество дидактического материала, а существующие книги по физике требуют значительного времени для их изучения.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение физики в 10 классе общеобразовательной школы
1.1 Обзор программы физики десятого класса….………………………….…4
1.2 Значение использования исторических сведений на уроках физики……5
Глава 2. Дидактическое обеспечение уроков физики 10 класса, с включением материалов по истории физики
2.1 Вид используемого материала……………………………………………..7
2.2 Примеры используемого материала……………………………………….8
Заключение ……………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………...................18
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
Физический факультет
Кафедра
физики твердого тела
Александров
Родион Вадимович
Дидактическое обеспечение уроков физики 10 класса, с
включением
материалов по истории физики
Курсовая
работа
Дисциплина «Методика преподавания физики»
Направление подготовки 6.040203 «Физика»
Курс
4, группа ФПО - 4
Научный руководитель:
Старший преподаватель
кафедры
физики твердого тела
Шевченко Е.В.
Симферополь,
2011
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение физики в 10 классе общеобразовательной школы
1.1 Обзор программы физики десятого класса….………………………….…4
1.2 Значение использования исторических сведений на уроках физики……5
Глава 2. Дидактическое обеспечение уроков физики 10 класса, с включением материалов по истории физики
2.1 Вид используемого материала……………………………………………..7
2.2 Примеры используемого материала……………………………………….8
Заключение ……………………………………………………………………17
Список
литературы………………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
Программа физики десятого класса объёмна и включает в себя много тем. В связи с этим учителю бывает трудно собрать достаточное количество дидактического материала, а существующие книги по физике требуют значительного времени для их изучения.
В настоящее
время учителю предлагается
Проблемой
также является отбор
Цель данной работы: обобщение и структурирование существующего дидактического материала по физике, с включением сведений по истории физики. В работе будет раскрыто значение исторических сведений, представлен список используемого материала, а также подобрано большое количество конкретного дидактического материала в разных формах.
Исторические
сведения, включённые в материал,
собраны с целью поднятия
1.1 Обзор программы физики десятого класса
Ниже будет
приведён краткий обзор программы
по физике десятого класса, с указанием
общих разделов и количества часов,
отведённых на их изучение.
Программа физики стандартного уровня.
На физику отведено 70 часов, из них:
Программа физики академического уровня.
На физику отведено 105 часов, из них:
Программа физики профильного уровня.
На физику отведено 210 часов, из них:
1.2 Значение использования исторических сведений на уроках физики
Немаловажным аспектом преподавания физики является исторический. Исторические сведения позволяют учащимся проследить за развитием науки, совершением научных открытий. Процесс обучения любой дисциплине заключается не только в усвоении информации, которую в противном случае пришлось бы воспринимать на веру, но и в повторении процесса получения этой информации, в который входит решение уже известных задач, собственное доказательство теорий, повторение опытов. Исторические сведения необходимы учащимся для достоверного воспроизведения процесса развития физики в процессе её изучения.
Для того,
чтобы яснее уловить суть физических явлений,
необходимо проследить процесс их открытия
и изучения. Кроме того, построение четкой
системы взаимосвязей между различными
физическими теориями, чему способствует
изучение истории науки, развивает способность
к логическому мышлению у учащихся, построению
логических конструкций и схем. История
открытий в сфере наук естественного профиля
подчиняется своим законам. Ни одна теория
не может быть сформулирована сама по
себе, не имея фундамента из уже существующих
законов и данных. В то же время, гипотезы
и предположения в этой сфере требуют
немедленного подтверждения, стимулируя
развитие науки в целом. Всё это помогает
учащимся усваивать материал, предлагаемый
программой, в комплексе, одинаково хорошо
изучать темы одного блока и взаимосвязи
между различными блоками.
Процесс усвоения знаний в сфере
естественнонаучного профиля связан с
интенсивным ритмом умственной работы.
Изучение естественных дисциплин, в т.ч.
физики требует напряженной умственной
деятельности, что нередко мешает учащимся
сосредотачиваться на теме в процессе
долгого и урока. В данной ситуации историческая
справка позволяет учащимся и преподавателю
на время уйти от напряженной работы, в
то же время не отвлекаясь от темы урока.
Следующим немаловажным фактором для введения информации исторического характера в процесс преподавания физики является то, что она способствует привлечению внимания учащихся к предмету. Интересная информация позволяет увлечь аудиторию, которая в этом случае будет больше заинтересована в изучении материала. Кроме исторического аспекта, привлечению внимания учащихся служит и прикладной. То есть предоставление возможности практического применения, в том числе в быту, полученных в процессе усвоения обучения знаний. Впрочем, данные стороны процесса обучения во многом взаимосвязаны.
Важнейшим фактором в процессе развития любой науки является привлечение к ней внимания исследователей. Привлечение учащихся в процессе первоначального ознакомления с дисциплиной, изучения азов, позволяет заинтересовать большее количество будущих перспективных ученых. В данном процессе, применимо к физическим дисциплинам, существенную роль играет не только изучение физических теорий, законов и явлений, но и исторических сведений.
Изучение
истории физики является важным фактором
в процессе её освоения. Исторический
аспект образования позволяет не только
проследить развитие науки, исследованию
взаимосвязей между физическими теориями,
но и способствует привлечению к ней вниманию
учащихся, а также является стимулом к
её развитию.
Глава 2.
Дидактическое обеспечение
уроков физики 10 класса,
с включением материалов
по истории физики
2.1 Вид материала, используемого в работе:
Задания снабжены
рекомендациями для учителя, которые поясняют
какие цели преследует задание, когда
задание нужно давать ученикам, какие
ошибки ожидать от учеников и так далее.
2.2
Примеры из собранного
материала.
Пропедевтическое задание по теме «Силы природы. Уравнения в проекциях».
1. Изобразите силы, действующие при равномерном подъеме кабины лифта. | |
2. Изобразите силы упругости, действующие в точке В кронштейна. | |
3. На сколько сожмется пружина жесткостью 800 Н/м при действии силы 16Н ? | |
4. Какую силу надо прикладывать для равномерного движения стальной заготовки по стальному листу? Вес заготовки 600 Н. | |
5.
По данному чертежу сил |
|
6.
Запишите данное векторное
F + mg + N = ma. |
|
7. Из данных уравнений вывести формулу для ускорения: | F – Fтр = -ma
mg – N = 0 |
8.
Решить задачу: Паровоз толкнул
вагон массой 30 тонн. После толчка
вагон стал двигаться со |
Это задание
даётся после изучения сил природы,
перед "Применением законов Ньютона".
Оно включает в себя элементы алгоритма
по решению задач с использованием
законов Ньютона. Задание, выстроенное
по такому типу, позволяет ученику пойти
по пути конструирования решения, а не
по менее продуктивному пути простого
запоминания последовательности значков.
Признаком продуктивности работы ученика
по этому заданию является то, что он самостоятельно
(без объяснений) решает последнюю, восьмую
задачу этого задания. Другой результат
проявится позже, когда не потребуется
долго объяснять такие темы, как "Движение
под действием силы трения", "Движение
под действием нескольких сил", "Статика"и
пр. Ученики, справившиеся с этим заданием,
легко затем справляются и с движением
тела по окружности, на наклонной плоскости,
с движением связанных тел и т.д.
Если же для кого-то из учеников
это задание оказалось не по силам, учителю
следует найти возможность доработать
с ними этот материал до уровня максимальной
ясности. Освободившиеся уроки расходуются
на увеличение числа тренингов по решению
задач на II закон Ньютона (для отстающих
один из таких уроков отдаётся на доработку
этого задания, другие же дети пусть уходят
вперед).