Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
Программа физики десятого класса объёмна и включает в себя много тем. В связи с этим учителю бывает трудно собрать достаточное количество дидактического материала, а существующие книги по физике требуют значительного времени для их изучения.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение физики в 10 классе общеобразовательной школы
1.1 Обзор программы физики десятого класса….………………………….…4
1.2 Значение использования исторических сведений на уроках физики……5
Глава 2. Дидактическое обеспечение уроков физики 10 класса, с включением материалов по истории физики
2.1 Вид используемого материала……………………………………………..7
2.2 Примеры используемого материала……………………………………….8
Заключение ……………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………...................18
Приложение 3.
Задания по теме «Законы сохранения в механике»
ВАРИАНТ 1.
1. Груз перемещают равномерно по горизонтальной поверхности, прилагая силу 300 Н под углом 600 к горизонту. Найдите работу, совершенную при перемещении груза на расстояние 10 м. (1500 Дж)
2. Вагон массой 25 т движется со скоростью 2 м/с и сталкивается с неподвижной платформой массой 15 т. Определите скорость совместного движения вагона и платформы после того, как срабатывает автосцепка. (1,25 м/с)
3. Два одинаковых
шарика 1 и 2, находящиеся на наклонной
плоскости, имели начальную скорость,
равную нулю. Затем один из них начал двигаться
по наклонной плоскости, а другой падать
вниз по вертикали. Будут ли равны: а)работы
силы тяжести 1 и 2 шариков, конечные скорости
их движения? Трение не учитывать.
ВАРИАНТ 2.
1. Молотком массой
0,4 кг одним ударом вбивают
небольшой гвоздь. Скорость молотка
при ударе 2м/с. Определите
2. По наклонной плоскости с углом наклона 300 равномерно поднимают груз массой 200 кг. Сила трения скольжения груза о плоскость 680 Н. Вычислите совершенную работу, если длина наклонной плоскости 8 м. (13440 Дж)
3. На тепловой
электростанции пар приводит
в действие паровую турбину с электрическим
генератором. От генератора электростанции
энергия передается по проводам к электродвигателям
на завод. Перечислите превращения энергии
в этом процессе.
ВАРИАНТ 3.
1. Пружину жесткостью 10 000 Н/м сжали на 3 см. Определите её потенциальную энергию. (4,5 Дж)
2. Тело массой
0,1 кг брошено вертикально вверх
с начальной скоростью 30 м/с.
Определите кинетическую и
3. Шар, движущийся со скоростью V, упруго соударяется с таким же шаром. Какова скорость их движения, если второй шар перед столкновением:
а) был неподвижен?
б) двигался навстречу с той же скоростью?
Задание
включает три варианта по три стандартные
задачи: две расчётные и одну качественную,
по темам: «Закон сохранения импульса»,
«Механическая работа», «Закон сохранения
энергии». Задание хорошо сбалансировано
по сложности и может служить для контроля
за усвоением темы.
Приложение
4.
Разрезные карточки.
Тема «Уравнение состояния
идеального газа»
Карточка
ученика:
Вопросы | Ответы |
Относительная молекулярная масса, mr | |
Молярная масса вещества, μ (кг/моль) | |
Количество вещества, ν (моль) | |
Масса молекулы, m0 (кг) | |
Число молекул в сосуде, N | |
Концентрация молекул, n (1/м3) | |
Плотность газа, ρ (кг/м3) | |
Абсолютная температура, T (K) | |
Давление газа в сосуде, p (Па) | |
Средняя кинетическая энергия молекул, E (Дж) | |
Средняя квадратичная скорость молекул газа, v (м/с) |
Здесь предполагается
решение большого количества различных
задач, вследствие чего ученик получает
бездну числовых ответов, а учитель получает
возможность обратить его внимание на
порядок этих величин. Некоторые из них
ужасно малы, другие огромны. Их одновременное
видение учеником приводит к возможности
сравнить величины из мира молекул. Одновременное
ощущение малости каждой молекулы и огромности
их числа даёт то представление о молекулярном
мире, которого трудно добиться другими
средствами. Также здесь будет очень полезно
поработать над физическим смыслом искомых
величин.
Приложение 5
Тестовые задания по разделу «Термодинамика»
ВАРИАНТ 1.
1. Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при адиабатическом расширении?
А: не изменяется. Б: возрастает. В: убывает. Г: для ответа не хватает данных. Д: внутренняя энергия равна нулю.
2. При каком
процессе изменение внутренней
энергии системы равно
А: изохорическом. Б: изобарическом. В: изотермическом. Г: адиабатическом. Д: среди этих ответов нет правильного.
3. Газу передано 100 Дж теплоты, при этом его сжали, совершив работу в 300 Дж. Чему равно изменение внутренней энергии газа?
А: 0 Дж. Б: 100 Дж. В: 200 Дж. Г: 300 Дж. Д: 400 Дж.
4. Чему равна работа газа при переходе из состояния 1 в состояние 2?
А: 0 Дж. Б: 300 Дж. В: 200 Дж. Г: 600 Дж. Д: 900 Дж.
5. Тепловой двигатель получает от нагревателя 100 Дж теплоты за каждый цикл и отдает холодильнику 60 Дж. Чему равен КПД двигателя?
А: 67%. Б: 50%. В: 40%. Г: 25%. Д: среди этих ответов нет правильного.
6. Переход газа
из состояния К в состояние
М можно совершить четырьмя
способами (см. рис). При каком
способе газ совершит
А: 1. Б: 2. В: 3. Г: 4. Д: при всех способах
работа одинакова.
7. При нагревании вещество из твердого превращается в жидкость, а затем в газ. Какой участок графика нагревания соответствует процессу нагревания жидкости?
А: 1-2. Б: 2-3. В:
3-4. Г: 4-5. Д: 5-6.
8. Цилиндрики одинаковой массы из стали, свинца, меди, алюминия поставлены на одинаковые бруски льда. Начальная температура всех цилиндриков одинакова. Какой цилиндрик, остывая, растопит больше льда?
А: стальной. Б: свинцовый. В: медный. Г: алюминиевый. Д: все цилиндрики растопят одинаковое количество льда.
9. Каково назначение "холодильника" в тепловом двигателе?
А: чтобы двигатель не перегревался. Б: для получения разницы между работой сжатия и работой расширения. В: для уменьшения тепловых потерь. Г: "холодильник" не полезная, а вредная деталь двигателя - он забирает часть тепловой энергии. Д: среди этих ответов нет правильного.
10. Сжатый углекислый газ пропускают через воду. Почему температура воды при этом понижается?
А: растворение
углекислоты идет с поглощением
тепла. Б: работа расширения газа может
совершаться только за счет тепла. В: испарение
воды всегда приводит к уменьшению температуры.
Г: газ всегда холоднее жидкости. Д:
среди этих ответов нет правильного.
ВАРИАНТ 10.
1. Как меняется внутренняя энергия идеального газа при изотермическом сжатии?
А: не изменяется. Б: возрастает. В: убывает. Г: для ответа не хватает данных.
Д: внутренняя энергия равняется нулю.
2. Внутренняя
энергия газа при сжатии
А: адиабатический. Б: изобарический. В: изохорический. Г: изотермический.
Д: среди этих ответов нет правильного.
3. Газ, совершая работу, получил 300 Дж тепла, при этом его внутренняя энергия увеличилась на 200 Дж. Сколько Дж работы совершил газ?
А: 0 Дж. Б: 100 Дж. В: 200 Дж. Г: 300 Дж. Д: 500 Дж.
4. Чему равна работа, переходе из состояния 1 в состояние 2?
А: 3 кДж. Б: 2кДж. В: 1кДж. Г: 0 кДж.
Д: среди этих ответов нет правильного.
5. Какой наибольший КПД может иметь тепловая машина
с температурой нагревателя 2270С и температурой холодильника 270С ?
А: 100%. Б: 88%. В: 60%. Г: 40%. Д: среди этих ответов нет правильного.
6. Переход газа из состояния К в состояние М можно совершить четырьмя способами (см. рис). При каком способе придется совершить внешними силами наибольшую работу?
а: 1. Б: 2. В: 3. Г: 4. Д: работа во всех случаях будет одинакова.
7. При охлаждении вещество из
пара превращается в жидкость,
а затем в твердое вещество.
Какой участок графика
А: 1-2. Б: 2-З. В: 3-4. Г: 4-5. Д: 5-6.
8. Почему самовар
с раскаленными углями
А: без воды нагревание идет быстрее. Б: вода увеличивает массу нагреваемых тел. В: без воды угли разогреваются сильнее. Г: температура кипения воды ниже температуры, плавления припоя. Д: все эти ответы правильны.
9. Что обладает большей внутренней энергией: пары бензина в цилиндре ДВС (4000С) или выхлопные газы (12000С)?
А: выхлопные газы — их температура больше. Б: пары бензина - в них запас всей энергии.
В: выхлопные газы — их давление больше. Г: правилен ответ А вместе с ответом В.
Д: среди этих ответов нет правильного.
10. Воздух, сжатый в бутыли, выталкивает пробку. В этот момент в бутыли образуется туман. Почему?
А: в бутыль попадает наружный воздух. Б: сжатый воздух отдает количество теплоты другим телам. В: работа расширения совершается за счет потери части внутренней энергии.
Г: количество теплоты превращается в кинетическую энергию пробки. Д: среди этих ответов нет правильного.
ВАРИАНТ 3.
1. Как изменяется
внутренняя энергия идеального
газа при сжатии в
А: не изменяется. Б: возрастает. В: убывает. Г: может меняться по-разному. Д: внутренняя энергия равна нулю.
2. Как меняется внутренняя энергия идеального газа при изобарическом расширении?
А: уменьшается. Б: увеличивается. В: не изменяется. Г: уменьшается или остается неизменной.
Д: среди этих ответов нет правильного.
3. Над газом совершили работу сжатия в 300 Дж, при этом внутренняя энергия газа увеличилась на 500 Дж. Сколько тепла получил этот газ?
А: 800 Дж. Б: 500 Дж. В: 300 Дж. Г: 200 Дж. Д: 0 Дж.
4. Чему равна
работа газа при переходе из
состояния 1
в состояние 2?
А: 3000 Дж. Б: 4500 Дж. В: 1500 Дж. Г: 0 Дж.
Д: среди этих ответов нет правильного.
5. В каждом цикле работы тепловая машина получает от нагревателя 100 Дж теплоты и отдает холодильнику 75 Дж тепла.
Чему равен максимальный КПД этой машины?
А: 75%. Б: 43%. В: ЗЗ%. Г: 25%. Д: среди этих ответов нет правильного.
б. Переход газа из состояния К
в состояние М может совершаться
четырьмя способами (см. рис.) При каком способе газ совершит минимальную работу?
А: 1. Б: 2. В: В. Г: 4. Д: при всех способах работа одинакова.
7. При нагревании твердое вещество превращается в жидкость, а затем в пар. Какой участок графика нагревания соответствует кипению жидкости?
А: 1-2. Б: 2-З. В: 3-4. Г: 4-5. Д: 5-6.
8. Почему конденсирующийся водяной пар оставляет больший ожог, чем кипящая вода?
А: пар имеет большую температуру, чем вода. Б: ожог происходит в основном за счет теплоты конденсации пара. В: кипящая вода отнимает тепло, а не выделяет его. Г: правильны ответы А и Б вместе взятые. Д: правильны ответы Б и В вместе взятые.
9. Почему наличие холодильника увеличивает КПД теплового двигателя?
А: двигатель работает в более легком режиме. Б: это следует из формулы Карно. В: уменьшаются непроизводительные затраты энергии. Г: правильны ответы А и Б вместе взятые. Д: среди этих ответов нет правильного.