Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:22, реферат
Работоспособность это показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Уровень работоспособности очень зависит от внешних условий (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.) и функционального состояния организма.
Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление.
II исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня;
III непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня;
IV при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня;
V при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня;
VI при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня;
VII улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй;
VIII ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.
Разумеется, учитель не может и не должен определять тип работоспособности каждого ребенка, но знать, что вариантов достаточно много, что они различны, конечно, необходимо. Это поможет не только правильно построить урок, занятие, но и найти более адекватный подход к разным ученикам.
В течение урока индивидуальная динамика работоспособности тоже может быть различной. Мы уже много говорили о том, что на сохранение высокого уровня работоспособности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников младших классов назовем состояние здоровья.
Дети ослабленные, часто болеющие, с отклонениями психоневрологического статуса отличаются низким уровнем работоспособности и неблагоприятной динамикой. Чаще всего у них отмечаются неблагоприятные изменения работоспособности, такие, как типы III, IV в течение дня. Среди этих детей чаще встречаются ослабевающий и неровный типы работоспособности на уроке. Но и у здорового, хорошо успевающего ученика может быть резко снижена работоспособность после болезни.
Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности. Сангвиники обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на уроке внимательно слушают, тянут руку (готовы и хотят отвечать), легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что реактивность у них преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» - отключается мгновенно. Работоспособность у этих учеников очень неустойчива.
Флегматики медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут работать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание.
Меланхолики: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на перемене; они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются, и, естественно, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа.
Желание учителя повысить эмоциональность урока, переключить внимание учащихся успешно реализуется при использовании различных технических средств (PowerPoint-презентация, видео, работа с интерактивной доской). Но данные средства нужно использовать в меру, т.к. применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, и частое переключение для ребенка достаточно сложно, а длительное использование этих же средств утомляет его.
Существуют научно обоснованные нормы длительности использования ТСО на уроках. В первом-втором классах длительность просмотра PowerPoint-презентаций, диафильмов, слайдов составляет 7-15 минут, видеофильмов 15-20 минут, обучающих передач – 15 минут.
В то же время учителю необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и учебной, есть определенный уровень эмоционального напряжения, при котором выполнение задания эффективно. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные – дезорганизующими. И если сказка, рассказанная на уроке для разрядки вызвала сильные эмоции, то запомнится сказка, а не то, что изучали на уроке.
Кроме того, психоэмоциональное напряжение быстро истощает организм и приводит к быстрому падению работоспособности. Утомительность урока не всегда связана с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ребенка. Конечно, разные дети на одном и том же уроке утомляются по-разному, поэтому понятия «трудность урока» и «утомительность урока» неоднозначны.
Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогических критериев оценки трудности урока. В то же время специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование ТСО, интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием.
Урок - основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки - основная часть партитуры школьного дня...» (Ш. Амонашвили). Как оценить утомительность урока? И можно ли построить урок так, чтобы он был менее утомительным? Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока. Педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению. Для того, чтобы оценить утомительность урока, можно использовать результаты специальных исследований, проведенных сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков.
Каждый урок оценивался по трем параметрам:
трудности (Т - оценивалась в зависимости от характера мыслительной деятельности);
насыщенности (Н - по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);
характеристике эмоционального состояния учащихся (Э - которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.).
А также по результатам подробного гигиенического хронометража учебных занятий и анализа изменений функционального состояния организма учащихся и динамики их работоспособности.
Сопоставление всех этих данных показало, что каждый показатель в отдельности (трудность, насыщенность, эмоциональность) в разной степени влияет на утомительность урока. Как показали эти исследования, уроки чтения, русского языка, математики и природоведения оказывали практически одинаковое влияние на функциональное состояние организма учащихся и динамику их работоспособности. Но наиболее трудными оказались уроки природоведения. На этих уроках в большей степени требовалось решение логических задач, творческое применение знаний. Это естественно, ведь природоведение - интегрированный курс разных наук, представляющих целостную картину мира. Затем следовали уроки математики, русского языка и чтения. По насыщенности учебными элементами (или видами учебной деятельности) первое место занимает чтение, а затем математика, русский язык, природоведение. Наиболее высокие эмоциональные реакции вызывали уроки природоведения, за ними - уроки математики, чтения, русского языка.
Затем пытались выяснить,
на каких уроках какое сочетание
всех этих факторов будет оказывать
благоприятное и
Пользуясь этой таблицей,
нетрудно при планировании урока
учесть, например, что благоприятный
результат при высокой трудност
Эта таблица убедительно и наглядно показывает, что не нужно бояться рассчитывать все факторы учебного процесса - радость и удивление, смену видов деятельности и объем учебного материала, интенсивность работы и ее длительность.
Соотношение основных факторов учебного процесса обеспечения благоприятной и неблагоприятной реакции младших школьников на учебную нагрузку (по С.М. Громбаху)
Учебный предмет |
Благоприятная степень выраженности факторов учебного процесса |
Неблагоприятная степень выраженности факторов |
Чтение |
Тв Нв Эс Тв Нс Эв Тс Нв Эв |
Тн Нн Эв Тн Нн Эс Тс Нв Эн Тс Нв Эн Тс Нв Эв |
Русский язык |
Тс Нс Эв Тн Нс Эв Тв Нн Эв Тс Нс Эс |
Тв Нн Эн Тс Нс Эн Тв Нв Эн Тн Нс Эс Тн Нн Эн |
Математика |
Тс Нс Эс Тн Нн Эс Тн Нс Эс |
Тв Нв Эв Тн Нс Эв Тв Нс Эс Тс Нн Эн Тв Нс Эн |
Природоведение |
Тс Нс Эс Тс Нв Эс Тв Нв Эс Тв Нв Эс Тв Нв Эс |
Тс Нв Эв Тв Нс Эв Тс Нс Эв Тн Нс Эс Тв Нв Эс |
Примечание:
• факторы учебного процесса:
Т - трудность;
Н - насыщенность;
Э - эмоциональность.
• степень выраженности фактора:
н - низкая;
с- средняя;
в - высокая.
Учет физиологических
закономерностей
Задания для контроля:
1. Что такое работоспособность? Назовите основные типы работоспособности у детей.
2. Что такое утомление? Назовите его признаки у детей.
3. Какие факторы определяют динамику работоспособности и продолжительность ее отдельных фаз в течение учебного дня, недели, года? (коротко, 1–2предложения)
Ответы можно присылать на электронный адрес: ev726@mail.ru