Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Дистанционное обучение.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться  в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное  образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом  эксперимента стало создание нормативно-правового  обеспечения. Это дало возможность  всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных  технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у  данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования  с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но  существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

С нашей точки  зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот  факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму  обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных  учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2. Технологии дистанционного  образования в России

Мнение специалистов

В отечественной литературе содержится несколько вариантов типологии. Достаточно вспомнить одну из первых, предложенную А.Н.Тихоновым и А.Д.Иванниковым еще в 1994 г., и с которой согласилось большинство специалистов.

Тихонов А.Н. - в 1994 г. первый заместитель председателя Госкомвуза РФ, д.техн.н., профессор, академик РАО;

Иванников А.Д. - вице-президент Ассоциации международного образования, д.техн.н., профессор.

Опыт применения информационных технологий

В мировой практике дистанционного обучения, писали они, применяются следующие  информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
  • видеопленки;
  • трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
  • кабельное телевидение;
  • голосовая почта;
  • двусторонние видео телеконференции;
  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону.

При этом также используются компьютерные электронные учебники или электронные  учебники на лазерных дисках (Авторы не указывают на возможности использования "всемирной паутины" (www), т.к. ко времени написания статьи (1994 г.) данный ресурс находился только в стадии становления. ).

Несмотря на быстрое  развитие информационных технологий и  широкий спектр их применения в дистанционном обучении обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно важно, так как российские студенты, в отличие от их западных коллег, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Доставка учебного материала

Доставку основного материала  в виде текста или графики можно  осуществлять через компьютерные сети. В наиболее простом виде эти технологии применяются в национальных и мировых компьютерных сетях типа Internet, Bitnet, EUNet. Одна из возможностей - использование протокола передачи файлов (FTP протокола). Материалы для изучения и справочные материалы хранятся в архивах на серверах глобальных компьютерных сетей и могут быть запрошены обучаемыми, подключенными к данной сети в оперативном режиме или через асинхронную электронную почту.

Итак, основной объем  материалов для изучения должен быть предоставлен в виде печатных изданий, так как в подобной форме его легче читать и усваивать. Но наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

Технология видеозаписей и телевидения

Видео - очень полезная технология применительно к дистанционному обучению. Видеопленки позволяют  огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. В американских и европейских курсах основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Нет сомнений в том, что и у  нас такая система подачи изучаемого материала скоро приобретет огромную популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами: российские студенты менее привыкли к видео, чем западные; если материалы курса состоят из книги и видеокассеты, то российский студент скорее всего сначала примется за книгу, а уж потом - за видеокассету.

Если в курсе необходима визуальная информация, и ее невозможно дать в  печатном виде, то тогда необходимость  видеоматериалов очевидна. Если видеопленка - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда она может быть полезной, но не необходимой.

В нынешних российских условиях нет  ни психологических, ни технических  препятствий к использованию  видеообучения: значительная часть  населения имеет видеоаппаратуру  дома; есть множество пунктов видеопроката, где население может арендовать видеокассеты с записями за небольшую плату. По тому же принципу можно создать центры дистанционного обучения, где можно будет получить в прокат видеопленки с обучающим материалом.

Телевидение играет очень большую  роль в жизни российских людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Можно транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а можно впоследствии проверять знания при помощи кредитных тестов и экзаменов. Но данная технология может применяться только для большой аудитории, например, для изучающих иностранные языки или основы каких-либо наук. Трудно использовать национальное или даже городское телевидение для курсов более узкой направленности.

Кабельное телевидение широко распространено в крупных городах. Большинство  населения этих российских городов  ощутило его пользу, поскольку вещание ведется примерно 4-6 часов в день. Студии кабельного телевидения могут стать центрами распространения тех видеоматериалов, которые не разрешено копировать.

Многие обучающие теле- и радиопрограммы передаются через спутниковое  телевидение. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир, предоставляя для этого все свои 15 спутников. Среди развивающихся стран Индонезия была первой страной, основавшей национальную спутниковую систему для системы образования. Эта сеть объединила 11 университетов на разбросанных в море островах.

Спутниковые каналы позволяют также  организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов. Оптоволоконные сети ISDN также весьма эффективны. Но они пока еще очень дорогие; к тому же трудно опутать оптическими кабелями всю Россию.

Электронные учебники и CD-ROM

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники, как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.

В отличие от книги, эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме.

Оперативное общение преподавателей и студентов  является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Во время  такого общения студенты могут консультироваться  у преподавателей, обсуждать с  ними проекты, решения, оценки. Это так же позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода.

Телефония

Асинхронная система общения между  преподавателем и студентом, необходимая  для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные  задания), позволяет обучаемым и  преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в  любое удобное время.

Одним из видов асинхронного общения является голосовая почта, когда студент звонит по какому-то определенному номеру телефона и  его вопросы записываются на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую студенты, в свою очередь, может прослушать в асинхронном режиме.

Голосовая почта широко используется в дистанционном обучении США. На данный момент наиболее популярным видом  асинхронных коммуникаций являются глобальные телекоммуникационные компьютерные сети. Вполне очевидна выгода использования международных и национальных сетей типа Internet, Bitnet, TUNet.

При наличии доступа к интегрированным  цифровым сетям (ISDN) возможности дистанционного обучения практически не ограничены. При этом общение преподавателей и обучаемых возможно с помощью передачи текста, звука и движущегося изображения. Однако доступ к таким сетям с целью организации дистанционного обучения в настоящее время ограничен. Разработка подобных систем требует существенных затрат, однако, в будущем они, безусловно, найдут широкое применение.

Технологии дистанционного обучения, используемые в России

Технология

Использование в проектах дистанционного обучения

Распространен-

ность

технологии

Сложность и стоимость  широкого внедрения

Электронная почта

Да

Широкая

Низкая

Телеконференции

по электронной почте

Да

Широкая

Низкая

Мейлсерверы

Да

Широкая

Низкая

Электронные доски объявлений

Да

Широкая

Низкая

Телеконференции

в оперативном режиме

Нет

Невысокая

Средняя

Электронные библиотеки

Только каталоги

Невысокая

Высокая

Доступ к базам данных через  электронную почту

Да

Отдельные примеры

Низкая

Доступ к базам данных в оперативном  режиме

Да

Отдельные примеры

Средняя

Голосовая почта

Нет

Нет

Средняя

Видеокассеты

Да

Средняя

Средняя

Электронные учебники

Да

Широкая

Средняя

Лазерные диски

Нет

Невысокая

Высокая

Трансляция лекций

по телевидению

Да

Отдельные примеры

Средняя

Трансляция лекций

по телевидению с обратной связью по телефону

Да

Отдельные примеры

Средняя

Телевидеоконференции 

Да

Отдельные примеры

Средняя


Имеющийся опыт проектов дистанционного обучения в России позволяет выделить три набора информационных технологий для этих целей:

Набор 1 - наиболее дешевая группа технологий; эти технологии можно внедрять в широком масштабе без каких-либо трудностей; они достаточны для людей, имеющих сильную мотивацию к обучению.

Набор 2 - требует больших вложений. Этот набор технологий является перспективным для России на ближайшие 5-7 лет (т.е до 2000 г.-ред.)

Набор 3 - дает максимальные возможности. Но для этого необходимо создать спутниковые видеоцентры и оптоволоконные глобальные сети. Требуются существенные капитальные вложения. Тем не менее, постоянное снижение стоимости этих информационных технологий сделает массовое использование такого набора вполне реальным.

Наборы информационных технологий дистанционного обучения

Предоставление основного  материала

Интерактивное взаимодействие

Самостоятельная работа

Контроль знаний

Набор 1

Печатные материалы, видеокассеты, мейлсерверы

Электронная почта, телеконференции по электронной почте

Печатные материалы, мейлсерверы

Курсовые и рефераты по электронной  почте, контролируемые экзамены

Набор 2

Печатные материалы, электронные  библиотеки, мейлсерверы, видеокассеты

Электронная почта, телеконференции  по электронной почте в оперативном режиме

Электронные учебники, лазерные диски, электронные библиотеки, базы данных, доступные в оперативном режиме, мейлсерверы

Курсовые и рефераты по электронной  почте и в оперативном режиме, контролируемые экзамены

Набор 3

Односторонняя или двусторонняя видео  трансляция, печатные материалы, электронные  библиотеки, мейлсерверы

Видео или обратимая звуковая связь  при видеотрансляции, видеотелеконференции, телеконференции по электронной  почте или в оперативном режиме

Электронные учебники, лазерные диски, электронные библиотеки, базы данных с доступом в оперативном режиме, мейлсерверы

Электронные учебники и библиотеки, лазерные диски, базы данных, доступные  в оперативном режиме, мейлсерверы


Резюме

Заключая, считаем необходимым отметить, что дистанционное обучение в условиях России крайне важно. С точки зрения информационных технологий наиболее простым вариантом является использование электронной почты, печатных материалов и видеокассет. Эти технологии доступны уже сейчас и могут широко использоваться. Но для развития полномасштабного дистанционного обучения необходимо развитие информационных ресурсов, доступных по системам электронных телекоммуникаций, электронных библиотек и центров спутникового телевидения по всей России.

Примечание:

  • Полностью статья А.Н.Тихонова и А.Д.Иванникова "Технологии дистанционного обучения в России" см. в "Высшее образование", 4/1994.
  • Типологические аспекты технологий, основанные на исторических поколениях подробно описаны в рекомендуемой читателю литературе.(См. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / Дайджест - Раздел IV: Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном образовании - www.mgopu.ru - МЦДО: Виртуальная библиотека).

Типология технологий Минобразования России

На заседании Коллегии Минобразования России 26.06.02 была распространена "Справка об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных  образовательных технологий", составители  которой дали свою типологию технологиям с учетом развития ИКТ в России к XIXв. (приводиться в сокращении без комментариев).

Практикум

Произошедший в последние десятилетия XX века стремительный прогресс в  области информационно-коммуникационных технологий, - отмечается в Справке, - позволяет существенно увеличить возможности предоставления образовательных услуг. В этом плане дистанционное обучение, в котором используются современные технологии, является одним из основных направлений развития образовательной системы, позволяющее обеспечить населению широкий доступ к получению образования и, в первую очередь, для тех, кому неудобны по тем или иным причинам традиционные формы обучения. Зарубежный и российский опыт развития образования определенно указывает на то, что будущее образования за широким использованием гибких комплексных моделей учебного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии и, прежде всего, дистанционные.

Получили развитие комплексные  кейс-технологии, Интернет (сетевые) и телевизионно-спутниковые методы ДО.

В настоящее время во многом благодаря  эксперименту по уровню развития современных  электронных средств обучения отдельные  вузы России находится в одном  ряду с ведущими университетами индустриально  развитых стран Запада.

Основные дистанционные  образовательные технологии

Корректная классификация применяемых  вузами дистанционных технологий может  быть проведена лишь с помощью  многочисленных признаков, позволяющих  провести достаточно тонкую дифференциацию. Так, дистанционные технологии вузов-участников различаются по следующим признакам:

  • уровень предоставляемого профессионального образования (среднее, высшее, дополнительное);
  • базовый принцип организации образовательной среды;
  • доля и преимущественные виды очных занятий;
  • приоритетная ориентация, состав и степень интерактивности учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемым;
  • роли и функции преподавателей и студентов;
  • преимущественно используемые технические и программные средства, обеспечивающие контакт со студентом.

Данные признаки можно иерархически упорядочить и получить укрупненные  группы дистанционных образовательных  технологий. Так, в ходе эксперимента в наибольшей степени исследовались  следующие группы:

  • дистанционные технологии, в которых доминирует использование индивидуальных комплектов учебно-методических материалов (кейсов) в сочетании с гибкими формами очного взаимодействия преподавателей и студентов, а также мультимедийной поддержкой процесса обучения (Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), МГИУ, МИМ ЛИНК и другие);
  • дистанционные технологии, основанные на формировании виртуального образовательного пространства с помощью компьютерных сетевых технологий (МЭСИ, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП) и другие);
  • дистанционные технологии, основанные на формировании виртуального образовательного пространства с помощью систем телевидения и спутниковых каналов передачи данных (СГИ).

Следует отметить, что единая нормировка параметров дистанционных технологий без учета разновидности предоставляемого образования и других существенных отличий не целесообразна. Поэтому нормирование и стандартизация ДО должны включать корректную иерархическую процедуру отнесения конкретной технологии того или иного вуза к определенному классу технологий, предшествующую любым проверкам на соответствие установленным нормам.

Основными характеристиками выделенных групп дистанционных образовательных  технологий являются следующие.

Комплексные кейс-технологии

Технологии основаны на самостоятельном  изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых  обучаемому в форме (кейса). При этом существенная роль отводится очным  формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, а главное - активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольно-проверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами. Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования вузов. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

В целом, внедрение кейс-технологии в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход  к ДО, связанный со стремлением  сохранить и использовать богатые  возможности традиционных методов  обучения. Данный подход целесообразно  рекомендовать вузам, реализующим заочную форму обучения, в качестве одного из современных направлений совершенствования заочного образования.

К вузам-участникам эксперимента, успешно  использующим такие технологии, относятся  ВЗФЭИ, РУДН, МИМ ЛИНК, МГИУ, МЭСИ, Воронежский  экономико-правовой институт, Владимирский государственный университет, Московская финансово-юридическая академия (МФЮА), Московский институт экономики и права, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (в некоторых вузах наряду с этим активно развиваются сетевые технологии, связанные с применением электронных учебников и обучающих программ).

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

  • полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих студенту полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;
  • существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;
  • существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия, периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, моделирующие профессиональную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы.

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и  спутниковые каналы передачи данных

Такие технологии разработал и успешно  применяет Современный гуманитарный институт. Коллективом института  создана информационно-спутниковая  образовательная технология, позволяющая  обеспечивать 200 учебных центров (филиалов и представительств) в Российской Федерации и странах СНГ цифровыми и библиотечными ресурсами, вести телевизионные занятия по 4-м каналам.

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые  блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам  разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с  требованиями государственного образовательного стандарта. При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернет в асинхронном режиме, обеспечивающих контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями и другие.

Мониторинг качества усвоения знаний студентами реализуется с помощью  системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

  • оперативное лекционное тестирование;
  • индивидуальный компьютерный тренинг;
  • модульное контрольное тестирование по результатам изучения юниты;
  • письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Текущую аттестацию осуществляет Аттестационный центр СГИ (220 преподавателей). Итоговую аттестацию (государственные экзамены и защита выпускных работ) организует Центр итоговой аттестации базового вуза на основе региональных экстерриториальных центров по итоговой аттестации. Создана система 23 экстерриториальных кафедр, позволяющая объединить потенциал преподавательского состава вузов 127 городов Российской Федерации.

Компьютерные сетевые  технологии

Данные технологии характеризуются  широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных  учебников, доступных обучаемым  с помощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных  занятий существенно меньше, чем в описанной выше группе технологий. Это не означает отсутствие в рассматриваемых технологиях базовых элементов ДО, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных). Элементом обучения здесь являются также очные формы занятий и аттестации обучаемых. Поэтому корректнее говорить о комплексных (гибридных) технологиях с существенным использованием электронных учебников и обучающих программ, предоставляемых обучаемым с помощью компьютерных сетей. Создание и организация ДО на основе этих технологий, требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Общие характеристики индивидуального  комплекта учебно-методических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные выше в связи  с группой комплексных кейсовых технологий, в основном, справедливы и для этой группы дистанционных технологий.

Все учебные материалы размещены  на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность  связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к студенту центре.

Учебно-методические материалы сформированы в единую систему обеспечения  обучения по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного  образования. Электронные версии учебно-методических материалов размещаются в единой информационно-образовательной среде университета. По отдельным дисциплинам разрабатываются мультимедийные обучающие материалы, которые могут быть размещены на CD-ROM. На базе разработанных учебно-методических материалов с помощью информационно-образовательной оболочки WEB-CT создаются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на сервере университета.

Учебно-тренировочные комплексы  предназначены для организации  и проведения самостоятельной практической работы студентов с целью закрепления знаний.

Электронный учебник создается  с помощью системы автоматизированного  проектирования сетевых обучающих  курсов. Кроме электронного учебника эта система содержит следующие  инструменты:

  • доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;
  • чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;
  • внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;
  • инструмент для использования материалов курса,
  • материалы находящиеся на CD-ROM (для разгрузки Интернет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционное образование

Задача дистанционного образования - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым. Можно сформулировать базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного образования, являющиеся сегодня мерилом удачных решений.

Принципы дистанционного образования

Во-первых, доступность обучения. При хроническом недостатке времени учиться надо все больше и больше. Причем процесс обучения должен начинаться когда угодно — когда есть время; длиться сколько угодно — сколько есть времени и сил; он может быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок, и может быть продолжен с любого места. А сверху еще накладываются субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфика освоения материала и т. д. и т. п. Радикальный прорыв в этой области позволил осуществить известные результаты научно-технического прогресса: персональный компьютер и Интернет, а в ближайшей перспективе — мобильный Интернет и беспроводные локальные сети.

Во-вторых, радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить:

  • максимальное использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации, т. е. то, что получило название "мультимедиа";
  • нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов. Такой подход позволяет в максимальной степени приблизить процесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траектории дистанционного образования;
  • присутствие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда пользователь видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользователь может не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно интересующим пользователя. В целом такая система дистанционного образования заставляет учитывать, что интересующая его тема может иметь еще какие-то аспекты.

 
В-третьих, достоверность сертификации знаний. Оценка знаний предельно усложняется. Если раньше это вверялось в руки преподавателей-гуру, которые в ходе личной встречи (для некоторых студентов в ходе последовательности таких встреч) добивались того, чтобы студент привел багаж своих знаний в соответствие с выставляемой оценкой, то в системах дистанционного образования при сертификации знаний очного контакта, как правило, нет. Соответственно и методики сертификации знаний существенно отличаются от используемых при очном обучении. Наиболее распространенными здесь являются методики, основанные на тестировании, которые используются в практике очного образования скорее как дополнительные. Здесь они — основные. И сразу же встает другая проблема — при отсутствии очного контакта нет гарантий того, что экзамены не сдал кто-то другой.

Многие  не верят, что создание полноценной  системы дистанционного образования  возможно. Системы, которая логически была бы вплетена в экономику труда и капитала и обеспечивала бы цепочку: есть спрос на специалистов — находятся желающие занять вакансии они дистанционно обучаются — они дистанционно сертифицируют свои знания — их принимают на работу в организации, которым требуются специалисты. И все-таки это возможно. Уже сейчас первопроходцам удалось выстроить такие цепочки в некоторых предметных областях.

Технологии дистанционного образования

Анализируя  существующие системы дистанционного образования, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного образования используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Рассмотрим их особенности.

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются  в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. К данной группе может быть отнесена традиционная технология заочного обучения. Заочное обучение — по почте — существует более 100 лет. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.

С 40-х  годов начинаются эксперименты по использованию  отличных от почты средств доставки учебного материала — радио, магнитофонные  ленты, телевидение. Само название способа  обучения постепенно изменяется на "дистанционное". А слово "обучение" постепенно заменяется словом "образование", поскольку роль обучаемого становится все более активной и фрагментарный процесс обучения во время очных сессий дополняется непрерывным процессом самообразования с использованием записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций. TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций.

К сетевым  технологиям относится интернет-технология и технологии, использующие возможности  локальных и глобальных вычислительных сетей. В интернет-технологии Интернет используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Данная технология имеет ряд существенных преимуществ перед другими. Она позволяет проходить дистанционное обучение по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт как с преподавателем, так и с другими студентами и администрацией учебного центра. Возможность связи "многих-со-многими" является принципиальным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения: такое взаимодействие создает эффект "присутствия" и порождает явление "электронного" кампуса — виртуального университета.

Модель дистанционного образования

Сегодня, когда так много говорится о дистанционном обучении, важно уделить внимание существенному вопросу — что может и чего не может обеспечить дистанционное образование. Это убережет от встречающейся порой неадекватной оценки этой, безусловно, перспективной, но не всемогущей образовательной технологии. Для выяснения возможностей дистанционного образования проанализируем отдельные стадии обучения, которые так или иначе присутствуют в любом учебном процессе, позволяя говорить об универсальной модели обучения.

Начнем  со стадии мотивации. На успешность дистанционного образования большое влияние оказывают интересы, мотивы, ценностные установки и потребности индивидуума. Обучаемый должен иметь желание учиться и осознавать необходимость этого. Учебный процесс по своей природе целенаправлен, хотя и не исключает элементов случайности. Понимание целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие новой учебной информации.

Существуют  различные способы и приемы мотивирования  обучения. К их числу, несомненно, следует  отнести и использование в учебном процессе компьютера и компьютерных технологий. Например, трудно переоценить возможность получения высококачественной, хорошо оформленной и прокомментированной информации из Интернета. Несомненно, это оживляет учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность учащегося, а значит, обеспечивает мотивацию в обучении. Разумеется, нужен баланс акцентов, чтобы необходимость изучения конкретного учебного материала не подменялась разговорами о возможностях современных компьютерных средств. Другими словами, чтобы внимание обучаемого не смещалось от объекта изучения к средству обучения.

Стадия  организации. К числу организационных  форм образования относятся: лекции, практические, лабораторные, семинарские  занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации и т. п. Одной из основных форм получения знаний является самостоятельная работа. Поэтому применение современных технических средств, особенно при "обучении на расстоянии", может иметь достаточно высокую эффективность, если учащийся имеет возможность оперативно получать рекомендации преподавателя, планы подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, получать информацию о прохождении обучения партнерами по "виртуальной" учебной группе.

В самом  деле, сегодня имеются технические  возможности для того, чтобы учащийся, находящийся на большом расстоянии от учебного центра (вуза, колледжа, лицея), прослушал и просмотрел лекцию профессора, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент и т. п. При этом, правда, возникает реальная опасность некачественного дистанционного образования, поскольку учебные курсы в Интернете предлагают не только авторитетные учебные заведения, но и малоизвестные компании, пытающиеся делать быстрый бизнес на образовательных услугах с использованием современных информационных технологий.

Стадию  понимание следует считать кульминацией дистанционного образования. Она непосредственно  связана с интеллектуальной деятельностью  студентов и менее всего подвержена влиянию извне.

Эта стадия взаимосвязана с этапом контроль и оценка, который существенно  зависит не только от интеллектуальной деятельности обучаемого, но и в  значительной мере от возможности проверять  знания в диалоге с опытным  преподавателем. Разумеется, обучаемый должен убедиться, прежде всего, сам в том, что разобрался в изучаемом учебном материале, понял его, запомнил основные положения, научился применять их на практике для решения практических задач. С другой стороны, активная роль преподавателя не менее существенна, поскольку его задача не только убедиться в знаниях подопечного, но и — как при очном обучении — принять решение по корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала. К этапу контроль и оценка относится также и итоговый контроль, в процессе которого должен быть объективно определен достигнутый обучаемым уровень знаний. Итоговый контроль в дистанционном образовании имеет специфический нюанс: обучающий должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа (диплома, свидетельства, удостоверения, сертификата) об освоении образовательной программы. Известно, что даже при обычном обучении на стадии контроль и оценка приходится иногда предпринимать дополнительные меры по идентификации обучаемого. Конечно, данная проблема имеет место только в случае, когда по итогам дистанционного образования учащийся может получить официальный документ, свидетельствующий о приобретенной квалификации.

Стадия  повторение предназначена для закрепления  полученных обучаемым знаний и умений, доведения их до уровня навыков и  опыта творческой деятельности. Этой же цели, но на более высоком уровне, служит стадия обобщение.

Автор: Сергей Викторович Агапонов, директор по образовательным программам компании "ГиперМетод", кандидат физико-математических наук.


 

 

Начало XX века характеризуется бурным технологическим  ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения  внесло изменения в дистанционные  методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университета дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.


Информация о работе Дистанционное обучение