Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:26, контрольная работа
Человек ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: он наблюдает за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда люди обобщают наблюдения и делятся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению можно встретиться, когда комментатор информирует о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Значение метода наблюдения в образовании………………………….4
2. Классификация метода наблюдения……………………………………8
3. Достоинства и недостатки метода наблюдения в образовании……..12
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы………
Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).
Случайные,
не предусмотренные
Этапы наблюдения[4]:
Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов.
Предметом же — физические проявления, психические процессы интересующего исследователя явления:
Таким
образом, наблюдение - это очень доступный
метод, но он имеет свои недостатки, связанные
с тем, что на результаты наблюдения оказывают
влияние личностные особенности (установки,
интересы, психические состояния) исследователя.
3.
Достоинства и
недостатки метода
наблюдения в образовании
Метод наблюдения в практике образования, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.
Главным
преимуществом этого метода можно
назвать непосредственную связь
исследователя с объектом его
изучения. Кроме того, очень важным
является отсутствие опосредствующих
звеньев и оперативность
Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.
Если обратиться к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но, с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как[2]:
Наблюдение
должно быть систематическим и планомерным.
Необходимо составить подробную
программу того, какие люди будут
наблюдаться, в какие дни и
часы дня проводится наблюдение, какие
моменты жизни будут
В настоящее время для достижения объективности и точности наблюдения используются также такие технические средства, как киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результант наблюдения используется шкала, на которой отмечаются интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т.д.
Важной
методической проблемой при осуществлении
наблюдения является вопрос о взаимодействии
исследователя и испытуемых: испытуемый
не должен знать, что он стал объектом
изучения, иначе естественность поведения,
которая является главным преимуществом
метода, утрачивается. В качестве «шапки-невидимки»
используются «зеркало Гезелла», включенное наблюдение
(когда наблюдатель становится для наблюдаемых
привычным человеком, при котором они
ведут себя естественно).
Заключение
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что наблюдение в практике образования – это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта и особенностями метода наблюдения в практике образования являются:
Научное
наблюдение связано с прямым, непосредственным
восприятием событий или
Список
литературы
Информация о работе Достоинства и недостатки метода наблюдения в образовании