Дошкольная педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Долгое время предметом дошкольной педагогики являлось воспитание и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения [2, С.11].
Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности [8, С.7].

Содержание

1. Предмет дошкольной педагогики
2. Основные понятия дошкольной педагогики
3. Источники развития дошкольной педагогики
4. Видные деятели дошкольной педагогики
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная педагогика.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

Управление образования Миноблисполкома

УО «Солигорский государственный педагогический колледж»

 

 

 

                          Контрольная работа

                          по дисциплине «Педагогика»

                          Тема: Дошкольная педагогика как  наука

                          Вариант 2    

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                                Учащейся-заочницы  3 курса

                                                 группы ДЗ-31

                                                 Барковской Екатерины Леонидовны

 

                                                 2013

 

Содержание:

 

1. Предмет дошкольной педагогики

 

3

2. Основные понятия дошкольной педагогики

 

5

3. Источники развития дошкольной педагогики

 

6

4. Видные деятели дошкольной педагогики

 

8

5.       Литература

11


 

 

  1. Предмет дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей дошкольного возраста.

Как и у любой другой науки, у дошкольной педагогики есть свой научный аппарат. В него входят следующие компоненты:

      • объект дошкольной педагогики
  • предмет дошкольной педагогики.

Объектом дошкольной педагогики является воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс [1, С.8].

Долгое время предметом дошкольной педагогики являлось воспитание и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения [2, С.11].

Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности [8, С.7].

В.И. Логинова указывает, что дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, дошкольная педагогика теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения.

Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания, отмечает И.Ф. Харламов. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные понятия дошкольной педагогики

Основными педагогическими понятиями являются: воспитание, обучение, образование.

В современной педагогике можно встретить употребление понятия воспитание в трех значениях (И.Ф. Харламов, Козлова С.А. и др.):

в широком социальном смысле - социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни [3, С. 5];

 в широком педагогическом смысле - специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности [3, С.5];

 в узком педагогическом смысле - целенаправленная, планомерная и систематическая передача подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков, специальный отбор содержания, средств и методов формирования личности [1, С.9].

Образование предполагает овладение определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков. Этот объем всегда определялся уровнем развития производительных сил общества. Уровень общественно необходимых знаний повышается по мере развития общества, роста его производительных сил [5, С.6].

Под обучением понимается целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-позавательной научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-волевых представлений и убеждений [8, С.12].

Следует отметить, что обучение понятие более узкое, чем образование. Обучение является основным способом, обеспечивающим овладение систематизированными знаниями, умениями, навыками.

 

 

 

  1. Источники развития дошкольной педагогики

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогической опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа [1, С.12]. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества. Народная мудрость сохранила множество выдержавших проверку опытом и временем педагогических советов в виде пословиц, поговорок. Ярким отражением педагогического гения народа назвал К. Д. Ушинский произведения фольклора (былины, легенды, сказки). Сегодня не утратили своей воспитательной ценности и такие средства народной педагогики, как игры, игрушки, песни, потешки, заклички и др.

Опыт воспитания в человеческом обществе, как отмечает В.И. Ядэшко, во многом складывался под влиянием религии. В религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.) сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности: «Чти отца своего и мать», «Не убий», «Не укради» и др. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. Христианское учение дополнило их идеей о любви к ближнему, призывом любить и прощать друг друга, стремиться к совершенству.

Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Это и памятники отечественной педагогической культуры: «Поучение детям» Вл. Мономаха, «Юности честное зерцало», «Домострой» и др. Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики [7, С. 21].

Источником развития педагогики является и педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведений, в индивидуальной деятельности педагогов.

Особый интерес представляет, по мнению П.И. Пидкасистого, для развития педагогики инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую практику образования (Царскосельский лицей пушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Павлышская школа В.А. Сухомлинского и др.). Но для развития науки важно учитывать и массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный. Это необходимо для того, чтобы теория воспитания не отрывалась от реальности, определяла причины неудач практики, выдвигала принципы, правила, рекомендации, способствующие совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Видные деятели дошкольной педагогики

Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г. г.) создал первую систему дошкольного воспитания [4, С. 24]. В своих трудах Я. А. Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

    • указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
    • разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость.
    • создал книгу "Видимый мир в картинках",  положил начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни;
  • предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук.

Важное значение дошкольному воспитанию придавал швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г. г.). Главным достижением педагога является разработка теории элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет.

Центром всего воспитания в системе Песталоцци является формирование нравственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии, утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека.

Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. Ф.Фрэбель впервые в истории человечества создал воспитательное учреждение для детей не заменяющее семью, а оказывающее ей помощь в воспитании детей и дал ему название детский сад. Выдающийся немецкий педагог разработал систему дидактических пособий для дошкольников, которые назывались дарами, придумал разнообразные виды детских работ: плетение из соломы, выкладывание из лучины.

В начале XX в. широкое распространение получила и система дошкольного воспитания, которую созданла Мария Монтессори (1870-1952). Главная ценность воспитания в системе Монтессори - стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике существующее уже более 80 лет - Вальдорфская педагогика. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов, необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям и народной культуре.

Немалый вклад в развитие теории и практики дошкольного воспитания в России внесла А. С. Симонович (1840–1933). Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е. Н. Водовозова (1844–1923). Е. Н. Водовозова опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей и отражала значение системы Ф. Фребеля, его игр и занятий; содержание и методику воспитания детей отдельных возрастных групп (от 1 до 4; от 4 до 6; от 6 до 8 лет); обзор развивающих детских игрушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. – Ч.1. – Гл.1.

  1. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – М., 1988.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
  3. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980. – С. 5 – 40.
  4. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей М.: Педагогическое общество России, 2001.
  5. Поддъяков Н.Н., Казарян Л.М. Педагогика дошкольного детства // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 11. – С. 50 – 56.
  6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

Информация о работе Дошкольная педагогика как наука