Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:15, контрольная работа
Долгое время предметом дошкольной педагогики являлось воспитание и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения [2, С.11].
Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности [8, С.7].
1. Предмет дошкольной педагогики
2. Основные понятия дошкольной педагогики
3. Источники развития дошкольной педагогики
4. Видные деятели дошкольной педагогики
5. Литература
Управление образования Миноблисполкома
УО «Солигорский государственный педагогический колледж»
Контрольная работа
по дисциплине «Педагогика»
Тема: Дошкольная педагогика как наука
Вариант 2
Содержание:
1. Предмет дошкольной педагогики
|
3 |
2. Основные понятия дошкольной педагогики
|
5 |
3. Источники развития дошкольной педагогики
|
6 |
4. Видные деятели дошкольной педагогики
|
8 |
5. Литература |
11 |
Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей дошкольного возраста.
Как и у любой другой науки, у дошкольной педагогики есть свой научный аппарат. В него входят следующие компоненты:
Объектом дошкольной педагогики является воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс [1, С.8].
Долгое время предметом дошкольной педагогики являлось воспитание и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения [2, С.11].
Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности [8, С.7].
В.И. Логинова указывает, что дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, дошкольная педагогика теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения.
Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания, отмечает И.Ф. Харламов. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.
2.Основные понятия дошкольной педагогики
Основными педагогическими понятиями являются: воспитание, обучение, образование.
В современной педагогике можно встретить употребление понятия воспитание в трех значениях (И.Ф. Харламов, Козлова С.А. и др.):
в широком социальном смысле - социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни [3, С. 5];
в широком педагогическом смысле - специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности [3, С.5];
в узком педагогическом смысле - целенаправленная, планомерная и систематическая передача подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков, специальный отбор содержания, средств и методов формирования личности [1, С.9].
Образование предполагает овладение определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков. Этот объем всегда определялся уровнем развития производительных сил общества. Уровень общественно необходимых знаний повышается по мере развития общества, роста его производительных сил [5, С.6].
Под обучением понимается целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-позавательной научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-волевых представлений и убеждений [8, С.12].
Следует отметить, что обучение понятие более узкое, чем образование. Обучение является основным способом, обеспечивающим овладение систематизированными знаниями, умениями, навыками.
Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогической опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа [1, С.12]. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества. Народная мудрость сохранила множество выдержавших проверку опытом и временем педагогических советов в виде пословиц, поговорок. Ярким отражением педагогического гения народа назвал К. Д. Ушинский произведения фольклора (былины, легенды, сказки). Сегодня не утратили своей воспитательной ценности и такие средства народной педагогики, как игры, игрушки, песни, потешки, заклички и др.
Опыт воспитания в человеческом обществе, как отмечает В.И. Ядэшко, во многом складывался под влиянием религии. В религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.) сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности: «Чти отца своего и мать», «Не убий», «Не укради» и др. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. Христианское учение дополнило их идеей о любви к ближнему, призывом любить и прощать друг друга, стремиться к совершенству.
Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Это и памятники отечественной педагогической культуры: «Поучение детям» Вл. Мономаха, «Юности честное зерцало», «Домострой» и др. Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики [7, С. 21].
Источником развития педагогики является и педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведений, в индивидуальной деятельности педагогов.
Особый интерес представляет, по мнению П.И. Пидкасистого, для развития педагогики инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую практику образования (Царскосельский лицей пушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Павлышская школа В.А. Сухомлинского и др.). Но для развития науки важно учитывать и массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный. Это необходимо для того, чтобы теория воспитания не отрывалась от реальности, определяла причины неудач практики, выдвигала принципы, правила, рекомендации, способствующие совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
4.Видные деятели дошкольной педагогики
Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г. г.) создал первую систему дошкольного воспитания [4, С. 24]. В своих трудах Я. А. Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:
Важное значение дошкольному воспитанию придавал швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г. г.). Главным достижением педагога является разработка теории элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет.
Центром всего воспитания в системе Песталоцци является формирование нравственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии, утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека.
Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. Ф.Фрэбель впервые в истории человечества создал воспитательное учреждение для детей не заменяющее семью, а оказывающее ей помощь в воспитании детей и дал ему название детский сад. Выдающийся немецкий педагог разработал систему дидактических пособий для дошкольников, которые назывались дарами, придумал разнообразные виды детских работ: плетение из соломы, выкладывание из лучины.
В начале XX в. широкое распространение получила и система дошкольного воспитания, которую созданла Мария Монтессори (1870-1952). Главная ценность воспитания в системе Монтессори - стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.
Чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике существующее уже более 80 лет - Вальдорфская педагогика. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов, необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям и народной культуре.
Немалый вклад в развитие теории и практики дошкольного воспитания в России внесла А. С. Симонович (1840–1933). Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.
Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е. Н. Водовозова (1844–1923). Е. Н. Водовозова опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей и отражала значение системы Ф. Фребеля, его игр и занятий; содержание и методику воспитания детей отдельных возрастных групп (от 1 до 4; от 4 до 6; от 6 до 8 лет); обзор развивающих детских игрушек.
Литература:
1. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. – Ч.1. – Гл.1.