Духовное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:18, реферат

Краткое описание

ВОСПИТАНИЕ (как педагогическое явление) — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в неё (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом);

Вложенные файлы: 1 файл

Духовное воспитание. Реферат..docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

Поскольку духовное воспитание соотносится со смыслотворческой деятельностью, со смыслом жизни, с ценностными ориентирами воспитанников, с их бытийственным самоосуществлением, при определении и конструировании содержания духовного воспитания целесообразно исходить из конкретных проявлений бытия воспитанников (радость, вдохновение, труд, совесть, понимание, любовь, верность, горе, вера, страдание, страх и пр.). Проявления бытия всегда целостны, содержат в себе комплекс воздействий и влияний, в результате которых человек также изменяется во всей его целостности. При этом затрагивается как его душевная сфера (эмоции, воля, интеллект), так и сфера духовная (ценностно-смысловая). Если рассматривать духовное воспитание как деятельность, то можно представить его как ряд ситуаций, в каждую из которых педагогом привнесена определённая цель. Таким образом, единицей содержания духовного воспитания выступает воспитывающая ситуация.

Содержание духовного воспитания не может быть бессистемным набором воспитывающих ситуаций разного типа. Оно предстает в виде композиции ситуаций, специально созданных педагогом; педагог может также использовать в целях духовного воспитания школьников ситуации, спонтанно возникающие в педагогическом процессе.

Понятие «композиция» соотносится с понятием «форма». Форма понимается как внешнее выражение содержания, способ его существования и организации. Применительно к воспитывающим ситуациям форма может быть рассмотрена в двух аспектах. С одной стороны, каждая воспитывающая ситуация представляет собой некую конструкцию, то есть определённый распорядок частей и определённые отношения между ними. Таким образом, каждая воспитывающая ситуация конструируется как определённая форма работы. С другой стороны, сами воспитывающие ситуации, как правило, располагаются в определённой последовательности и характеризуются отношениями взаимной зависимости, вытекающими из логики организации и условий протекания процесса духовного воспитания. Главное слово, с помощью которого можно охарактеризовать композицию воспитывающих ситуаций – «вариативность». Оно означает необходимость гибкого подхода к отбору воспитывающих ситуаций и их расположению в зависимости от конкретных задач духовного воспитания, определяющих его содержание, от особенностей субъектов духовного воспитания и условий их деятельности.

Конструируя композицию воспитывающих ситуаций в сфере духовного воспитания, педагогу следует выбрать основную «тему» данной композиции, определить, в каком пропорциональном и логическом соотношении находятся типы ситуаций, выделить ключевые ситуации, определить их место в композиции ситуаций в зависимости от актуальных задач духовного воспитания. В процессе конструирования необходимо учитывать, что композиция воспитывающих ситуаций должна представлять собой чередование разных, иногда противоположных по содержательному наполнению событий. При этом насыщенные событиями периоды целесообразно чередовать с относительно «спокойными», содержанием которых является спокойное созерцание, позволяющее субъектам духовного воспитания проникнуть в сущность событий и явлений, увидеть за поверхностными обстоятельствами проявления бытия, осмыслить себя и своё место в мире. От того, насколько корректно сконструирована композиция воспитывающих ситуаций, зависит результат духовного воспитания. Композиция, адекватная воспитательным задачам, способствует освоению содержания духовного воспитания. Гармоничное сочетание формы и содержания в контексте решения задач духовного воспитания является непременным условием успешного восхождения субъекта духовного воспитания к ценностям, культуре, самому себе и Другому.

 

 

 

 

 

 

Глава №3. Формы, методы и средства духовного воспитания.

3.1. Формы духовного воспитания

Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Они складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы духовного, эстетического, физического воспитания и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

Формы духовного воспитания характеризуются следующими особенностями:

  • камерность. Несмотря на то, что формы духовного воспитания могут быть не только индивидуальными и групповыми, но и коллективными (массовыми), они конструируются таким образом, чтобы создавать атмосферу искренности, доверительности, защищённости, в которой у человека исчезает страх быть самим собой, высказать свои мысли, проявить свои чувства, раскрыть перед другими свой духовный мир, когда он уверен, что рядом находятся единомышленники, люди, которые искренне стремятся к пониманию – предъявленных ценностей, явлений культуры, духовного мира других людей, самих себя;
  • направленность на саморазвитие воспитанника. Формы духовного воспитания должны быть сконструированы таким образом, чтобы побуждать воспитанников к активной смыслотворческой деятельности; отсюда требования «незаметного» педагогического руководства, демонстрации необходимых форм взаимодействия со стороны педагога, минимума ограничений, предписаний, готовой информации, максимума возможностей для самостоятельной деятельности воспитанников;
  • диалогичность. Диалог можно рассматривать в качестве универсальной характеристики духовного воспитания; при этом важна не только способность педагога к диалогу и умение его вести, но умение «провоцировать» диалог (особенно диалог с собой, с безмолвными предметами) и делать его естественной частью бытия воспитанников (Л. М. Лузина);
  • соотнесённость с формами бытия (жизненными проявлениями). Формы духовного воспитания представляют собой образы, «слепки» жизненных проявлений, перенесённые в иную реальность (игровую, виртуальную и пр.). Конструируя формы духовного воспитания, педагог организует щадящее включение ребенка в пространство бытия;
  • включённость в целостную воспитывающую среду. Формы духовного воспитания эффективны тогда, когда они являются органической частью той среды, в которой происходит духовное становление ребёнка, не звучат диссонансом на фоне этой среды; в этом случае они воспринимаются воспитанниками и педагогам.

3.2. Методы духовного воспитания

Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения.

  • Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: пед. наблюдение, беседа, пед. консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.
  • Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).
  • Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения («Взрыв», метод естественных последствий, наказание, поощрение, принуждение, требование).
  • Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения (анализ воспитывающих ситуаций, беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, пример, рассказ).

 

3.3. Средства духовного воспитания

С философской точки зрения средством обычно называют всё то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются извне для реализации деятельности, получения её наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных её элементов. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности.

Средства воспитания — виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане; предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности.

Средства духовного воспитания:

  • Природа и общество имеют принципиально важное значение для формирования в сознании целостной картины мира.
  • Межличностные (субъект-субъектные) отношения и общение. В общении закрепляются привычки эмоционального поведения и эмоционального отношения к другим людям и к самому себе, так как воспитание всегда начинается с развития эмоций, на базе которых формируется внутренний мир личности ребёнка.
  • Здоровая духовно-нравственная атмосфера в семье, правильно организованная жизнь школы, духовно-нравственный облик окружающих людей, тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях.
  • Идеал человека, носителя и хранителя русской культуры.
  • Художественные средства: литература, изобразительное искусство и классическая музыка являются одновременно источником знаний и источником чувств. Чтобы литература стала средством приобщения детей к духовному миру, необходимо грамотно определять круг чтения школьников, принимая во внимание влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности и высокую информативность этого средства. Когда речь идёт об изобразительном искусстве как средстве познания духовного мира, имеется в виду подлинное искусство, а не картинки. Высокохудожественные произведения способны вызвать поистине высокие духовно-нравственные чувства. Классическая музыка отражает во всей полноте переживания, способствует более тонкому пониманию окружающего мира, её трепетная задушевность волнует и трогает, будит в человеке высокие чувства.

Заключение

Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002.
  4. Меньшиков В.М. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания. http://www.portal-slovo.ru
  5. Соловцова И.А. Духовное воспитание: композиция воспитывающих ситуаций.

 

 

 

 

 


Информация о работе Духовное воспитание