Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:18, реферат
ВОСПИТАНИЕ (как педагогическое явление) — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в неё (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом);
Поскольку духовное воспитание соотносится со смыслотворческой деятельностью, со смыслом жизни, с ценностными ориентирами воспитанников, с их бытийственным самоосуществлением, при определении и конструировании содержания духовного воспитания целесообразно исходить из конкретных проявлений бытия воспитанников (радость, вдохновение, труд, совесть, понимание, любовь, верность, горе, вера, страдание, страх и пр.). Проявления бытия всегда целостны, содержат в себе комплекс воздействий и влияний, в результате которых человек также изменяется во всей его целостности. При этом затрагивается как его душевная сфера (эмоции, воля, интеллект), так и сфера духовная (ценностно-смысловая). Если рассматривать духовное воспитание как деятельность, то можно представить его как ряд ситуаций, в каждую из которых педагогом привнесена определённая цель. Таким образом, единицей содержания духовного воспитания выступает воспитывающая ситуация.
Содержание духовного воспитания не может быть бессистемным набором воспитывающих ситуаций разного типа. Оно предстает в виде композиции ситуаций, специально созданных педагогом; педагог может также использовать в целях духовного воспитания школьников ситуации, спонтанно возникающие в педагогическом процессе.
Понятие «композиция» соотносится с понятием «форма». Форма понимается как внешнее выражение содержания, способ его существования и организации. Применительно к воспитывающим ситуациям форма может быть рассмотрена в двух аспектах. С одной стороны, каждая воспитывающая ситуация представляет собой некую конструкцию, то есть определённый распорядок частей и определённые отношения между ними. Таким образом, каждая воспитывающая ситуация конструируется как определённая форма работы. С другой стороны, сами воспитывающие ситуации, как правило, располагаются в определённой последовательности и характеризуются отношениями взаимной зависимости, вытекающими из логики организации и условий протекания процесса духовного воспитания. Главное слово, с помощью которого можно охарактеризовать композицию воспитывающих ситуаций – «вариативность». Оно означает необходимость гибкого подхода к отбору воспитывающих ситуаций и их расположению в зависимости от конкретных задач духовного воспитания, определяющих его содержание, от особенностей субъектов духовного воспитания и условий их деятельности.
Конструируя композицию воспитывающих ситуаций в сфере духовного воспитания, педагогу следует выбрать основную «тему» данной композиции, определить, в каком пропорциональном и логическом соотношении находятся типы ситуаций, выделить ключевые ситуации, определить их место в композиции ситуаций в зависимости от актуальных задач духовного воспитания. В процессе конструирования необходимо учитывать, что композиция воспитывающих ситуаций должна представлять собой чередование разных, иногда противоположных по содержательному наполнению событий. При этом насыщенные событиями периоды целесообразно чередовать с относительно «спокойными», содержанием которых является спокойное созерцание, позволяющее субъектам духовного воспитания проникнуть в сущность событий и явлений, увидеть за поверхностными обстоятельствами проявления бытия, осмыслить себя и своё место в мире. От того, насколько корректно сконструирована композиция воспитывающих ситуаций, зависит результат духовного воспитания. Композиция, адекватная воспитательным задачам, способствует освоению содержания духовного воспитания. Гармоничное сочетание формы и содержания в контексте решения задач духовного воспитания является непременным условием успешного восхождения субъекта духовного воспитания к ценностям, культуре, самому себе и Другому.
Глава №3. Формы, методы и средства духовного воспитания.
3.1. Формы духовного воспитания
Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Они складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы духовного, эстетического, физического воспитания и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).
Формы духовного воспитания характеризуются следующими особенностями:
3.2. Методы духовного воспитания
Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения.
3.3. Средства духовного воспитания
С философской точки зрения средством обычно называют всё то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются извне для реализации деятельности, получения её наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных её элементов. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности.
Средства воспитания — виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане; предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности.
Средства духовного воспитания:
Заключение
Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Список литературы