Жизненные планы и выбор профессии в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценности. Человек всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым. Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. Определение собственных жизненных целей - это лишь шаг к успешности. Поэтому сначала следует понять, каковы наши жизненные цели, чего хотим достичь. Нужно научиться пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать эти целей, не нанося вреда другим.

Содержание

Введение
Глава I. Проблемы сознательного выбора жизненного пути в юности
1.1 Жизненная перспектива и формирование мировоззрения в юношеском возрасте
Глава II. Теоретические основы профессиональной ориентации подростков
1.1 Выбор профессии как социальная потребность общества
1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 74.40 Кб (Скачать файл)

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы, «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Почти все юноши на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, отвечали утвердительно. Но у большинства эти планы сводились к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.

Юноши пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: он может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

Жизненные планы юношей, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе, весьма различны.

16

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду. Эта иждивенческая установка социально опасна и чревата личными разочарованиями.

Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов юношей. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т. д.), учащиеся чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в  
 
                                                  17 
более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым  
недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы, в юношеском возрасте недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому, как в определенных условиях зрительного восприятия перспективы, отдаленные объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдаленная перспектива рисуется некоторым юношам более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих.

Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышления юноши становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, реальная оценка своих возможностей, умение оценить временные перспективы реализации поставленных целей. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это всегда план деятельностный.

Чтобы построить его, юноша должен более или менее  
 
                                              18 
четко поставить перед собой, следующие вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? 2.Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

Вместе с тем формирование таких планов у большинства юношей происходит стихийно, без сознательной работы. При этом достаточно высокий уровень потребительских и социальных притязаний не подкрепляется столь же высокими личностными устремлениями. Подобная установка чревата разочарованиями и социально неадекватна. Такое положение может быть объяснено естественным оптимизмом юношеского возраста, однако, это еще и отражение сложившейся системы обучения и воспитания. Образовательные заведения не всегда учитывает стремление юношей к самостоятельной творческой работе, большая часть претензий учащихся сводится именно к тому, что в ней недостает инициативы и свободы. Это касается и организации учебного процесса, и самоуправления. Вот  

19

 
почему профессионально организованная психологическая помощь находит самый положительный отклик у юношей.

Таким образом, взросление как процесс социального самоопределения многогранен. Наиболее отчетливо его трудности и противоречия проявляются в формировании жизненной перспективы. Поиск своего места в жизни неразрывно связан со становлением мировоззрения личности. Именно мировоззрение завершает процесс освобождения человека от бездумного подчинения внешним воздействиям. Мировоззрение интегрирует, сводит в единую систему различные потребности человека и стабилизирует мотивационную сферу личности. Мировоззрение выступает в виде устойчивой системы нравственных идеалов и принципов, которая опосредует всю жизнедеятельность человека, его отношение к миру и самому себе. В юности складывающееся мировоззрение проявляется, в частности, в самостоятельности и самоопределенности. Самостоятельность, самоопределенность - ведущие ценности современного общественного устройства, предполагающие способность человека к самоизменению и к поиску средств для его достижения.                     20

Формирование отдельных жизненных планов - профессиональных, семейных - без связи их с мировоззрением останется лишь ситуативным решением, не подкрепленным ни системой целей, ни даже собственной готовностью их реализовывать независимо от индивидуальных или социальных проблем. Другими словами, разрешение проблем личности должно идти параллельно со «связыванием» их с мировоззренческой позицией личности. Поэтому любая работа психолога с юношеской категорией должна быть направлена, с одной стороны, на разрешение конкретной проблемы, а с другой стороны - на упрочение (или коррекцию) мировоззренческой позиции.

 

 

 

 
 
 
 
 
21 
Глава II. Теоретические основы профессиональной ориентации подростков

1.1 Выбор профессии как социальная  потребность общества

Профессиональное самоопределение молодежи - сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги.

Основное внимание уделено соотношению потребностей народного хозяйства в работниках разных профессий и профессиональных склонностей молодежи. Специально рассмотрены роль семьи и школы как главных "агентов" социализации и профессиональной ориентации подрастающего поколения, а также демографические аспекты выбора профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии - это, по существу, выбор  
 
                                              22 
жизненного пути, если хотите, выбор судьбы. Работа - главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье.

Удачный выбор профессии - это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная "отдача". Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Не подчинение личного общему и не пренебрежение общественными интересами во имя личного, а именно сочетание этих интересов во имя общего блага - вот генеральный путь решения сложных проблем профессионального выбора.

В условиях развитого социализма и научно-технической революции для советской молодежи складывались объективно все более благоприятные предпосылки выбора профессии и жизненного пути в соответствии с призванием, склонностями, способностями  
личности.  
                                             23 
У нас давно ликвидирована классовая предопределенность профессиональных судеб, постоянно расширяется "веер" профессиональных выборов, увеличивается реальная свобода выбора занятий. К расширению свободы выбора ведут успехи социального развития, рост благосостояния народа, образования и культуры, сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условиях научно-технической революции.

Правильный выбор профессий - важное условие повышения производительности общественного труда, что особенно важно в условиях сокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другой стороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще, уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельными шагами. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем

 
                                                24 
малоразвитого. Понятно, что общественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Все это создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни, сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство, хулиганство, аморализм).

Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

В мире профессионального разделения труда много сложных, малоисследованных и не всегда широко осознанных проблем.

                                               
 
 
                                            
 

 

 

 

                                          25

 
 
 
1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка

 

Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы). Существует множество различных периодизаций возрастного развития. Удобнее всего будет взять за основу периодизацию , которая определяет границу подросткового возраста от 13 до 17 лет. Она рассматривает проблемы само презентации, временной перспективы, роль целей и идеалов в профориентации и т.д., а так же гибко подходит к определению “подросток”, называя подростка старшим подростком, молодым человеком, старшеклассником.

Таким образом, рассмотрим подробнее особенности формирования личности подростка и процесс возникновения и развития самосознания и самоопределения подростка в т.ч. и профессионального.

Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности,  
                                                26

инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость.

Вместе с подростком изменяется то место, которое он занимал в системе человеческих отношений. Ему легче, по сравнению с младшим школьником сопоставить своё поведение с поведением других людей (сверстников и взрослых), анализировать их, и свою деятельность. Подросток считает себя взрослым и стремится к тому, чтобы все относились к нему, как к взрослому. Он имеет собственное мнение и болезненно переживает, если старшие бездоказательно отвергают его доводы.

27

Ярко в характере подростков проявляется повышенная критичность к взрослым (родителям и учителям в первую очередь) и недостаточная самокритичность, увлечение героическими делами людей, любимых героев, стремление подражать своему идеалу (если, конечно, он есть), развитие и закаливание воли.

У подростков возникает интерес к собственной личности, к развитию у себя положительных и преодолению отрицательных качеств. Однако суждения его носят неглубокий характер, а свойства личности далеко не устойчивы. Но в то же время ему свойственны повышенная возбудимость, неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных видах деятельности. Несмотря на то, что развитие интеллекта, воли, чувств идёт в направлении сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций как стимулов действий продолжает оставаться значительным. Поэтому подростки часто бывают невыдержанными, грубыми, невнимательными.

Личность подростка дисгармонична .Свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью,  
                                              28 
с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности качественно меняют свой характер вследствие направленности на новые формы отношений.

Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная.

В ведущем типе деятельности ярче всего раскрывается личность подростка. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия тех или иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой они появляются и формируются.

Вот как характеризует подростковый возраст .

Старший подростковый возраст и ранняя юность – период самого глубокого кризиса.

Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности.

Информация о работе Жизненные планы и выбор профессии в подростковом возрасте