29
Целостная идентичность личности, доверие
к миру, самостоятельность, инициативность
и компетентность позволяют юноше решить
главную задачу, которая ставит перед
ним общество, - задачу самоопределения,
выбора жизненного пути.
Пожалуй, главная особенность подростка
– личностная нестабильность. Противоположные
черты, стремления, тенденции существуют
и борются друг с другом, определяя противоречивость
характера и поведения взрослеющего ребёнка.
Среди многих личностных особенностей,
присущих подростку, особо выделим формирующееся
у него чувство взрослости и “Я концепцию”.
Претендуя на равные с взрослыми
права, подросток начинает им подражать
во внешнем облике, манерах, по линии развлечений,
романтических отношений.
Встречаются и по-настоящему
ценные варианты взрослости, благоприятные
не только для близких, но и для личностного
развития самого подростка. Это включение
во вполне взрослую интеллектуальную
деятельность, когда ребёнок интересуется
определённой областью науки или
30
искусства, глубоко занимаясь
самообразованием. Или заботы о семье,
участие в решении как сложных, так и ежедневных
рутинных проблем, помощь тем, кто в ней
нуждается – младшему брату, уставшей
на работе маме или больной бабушке.
В прочем лишь небольшая часть
подростков достигает высокого уровня
развития морального сознания, и немногие
способы принимать на себя ответственность
за благополучие других. Более распространенной
в наше время является социальная инфантильность.
Очень важно в развитии подростка и то,
удовлетворяет ли его формальная самостоятельность,
внешняя, кажущаяся сторона взрослости,
или нужна самостоятельность реальная,
отвечающая глубокому чувству. Существенно
влияет на этот процесс система отношений,
в которую включён ребёнок, - признание или непризнание
его взрослости родителями, учителями,
сверстниками.
Способность подростков познавать
самих себя порождает у них потребность
к самоутверждению, самовыражению, то
есть стремление проявить себя в тех качествах
личности, которые он считает ценными.
31
Депривация этих потребностей
и составляет основу кризиса подросткового
возраста.
Из специфических человеческих
побудителей поведения особое место занимает
самооценка. Её формирование тесно связано
с процессом развития самосознания.
Самооценка – механизм переработки
знаний о себе на уровне аффективного
(отношение к себе) процесса, как один из
инструментальных показателей развитости
образа “Я”. Формирование самооценки
зависит от умения учащихся не только
анализировать свою деятельность, но и
учитывать её результаты.
Именно в старшем школьном возрасте дети
особенно часто начинают ориентироваться
не столько на оценку их окружающими людьми,
сколько на самооценку, в связи с этим
в этот период у них особенно интенсивно
формируется чувство собственного достоинства,
самоуважения, стремление отвечать не
только требованиям окружающих, но и своим
собственным требованиям к себе.
В связи с этим подросток в известной
степени эмансипируется от непосредственного
влияния взрослых, и
32
его поведение, а тем самым и развитие
начинает всё больше и больше определяться
внутренними условиями: ценностями, которые
он усвоил, образцами, на которые ориентируется,
сформировавшейся самооценкой.
Формирование специфически
человеческих побудителей ставит человека
в совершенно новые взаимоотношения с
окружающей действительностью. Эти взаимоотношения
характеризуются тем, что человек перестаёт
лишь приспосабливаться к обстоятельствам,
а начинает вмешиваться в эти обстоятельства,
“творить” их, а также “творить” самого
себя.
Расхождение между стремлением подростков
связанное с осознанием и утверждением
себя как личности, и положением школьника
вызывает у него желание вырваться за
рамки повседневной жизни школьника, в
какую-то иную, значительную и самостоятельную.
Подросток в отличие от младшего школьника
обращён в будущее, хотя это будущее представляется
ему очень туманно.
Переход к старшему подростковому возрасту
можно охарактеризовать как период, в
который происходит смена
33
некоторого “объективистского” взгляда
на себя “извне” на субъективную динамическую
позицию “изнутри”. Критерии самооценки
приобретают принципиально иные формы
сравнительно с оценкой человеком других
людей. Она проявляется в умении отделять
успех или неуспех в конкретной деятельности
от общего представления о себе, своих
способностях, возможностях.
По мере того как человек приобретает
жизненный опыт, перед ним не только открываются
все новые стороны бытия, но и происходит
более или менее глубокое переосмысливание
жизни. Этот процесс её переосмысливания,
проходящий через всю жизнь человека,
образует самое сокровенное и основное
содержание его внутреннего существа,
определяющие мотивы его действий и внутренний
смысл тех задач, которые он разрешает
в жизни.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась
и старший подросток остался в школе, он
тем самым отсрочил на два года выход во
взрослую жизнь и, как правило, сам выбор
дальнейшего пути. В этот относительно
короткий период срок необходимо создать
жизненный план
34
— решить вопросы кем быть (профессиональное
самоопределение) и каким быть (личностное
и моральное самоопределение). Старшеклассник
должен не просто представлять себе своё
будущее в общих чертах, а осознавать способы
достижения поставленных целей.
В выпускном классе дети сосредотачиваются
на профессиональном самоопределении.
Оно предполагает самоограничение, отказ
от фантазий, в которых ребёнок мог стать
представителем любой, самой привлекательной
профессии. Старшекласснику приходиться
ориентироваться в различных профессиях,
что совсем не просто, поскольку в основе
отношения к профессиям лежит не свой
собственный, а чужой опыт – сведения,
полученные от родителей, друзей, знакомых,
телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен,
не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме
того, нужно верно оценить свои объективные
возможности – уровень учебной подготовки,
здоровье, материальные условия семьи
и, главное, свои способности и склонности.
То насколько престижной окажется выбранная
профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается
35
поступать, зависит от его уровня притязаний.
Это может быть следствием разумного отказа
от беспочвенных надежд, но может быть
и проявлением малодушия, страха перед
решительным шагом.
Самоопределение как профессиональное,
так и личностное, становиться центральным
новообразованием старшего подросткового
возраста. Это новая внутренняя позиция,
включающая осознание себя как члена общества,
принятие своего места в нём.
В этом возрасте осознаётся
временная перспектива, развивается устойчивая
самооценка, нравственная устойчивость
личности. Самоопределение и стабилизация
личности в старшем подростковом возрасте
с выработкой мировоззрения.
Вообще, любая человеческая
деятельность нуждается в предваряющем
эту деятельность предвидении результата,
на достижение которого направляются
физические или духовные усилия.
Идеальное предвидение результата
называется целью. Цель – исходный компонент
деятельности. Цель придаёт смысл активности
субъекта, инициирует его энергии, обогащает
содержание жизни.
36
Цель — это сплав внешней принудительности
обстоятельств, которые преломляются
в сознании человека, и личностных потребностей,
направляющих его внимание на определённые
объекты.
Идеал имеет огромное влияние
на выбор и осуществление профессиональной
деятельности, выбор той сферы приложения
своих, которая будет приносить переживание
полноты жизни, как бы отражать реализуемость,
призвание человека — одно из важнейших
переживаний, отражающих реальность усилий
по организации и осуществлению жизни.
Из мечты, где всё возможно,
и идеала как абстрактного, иногда заведомо
недосягаемого образца постепенно вырисовывается
более или менее реалистический, ориентированный
на действительность план деятельности.
Жизненный план — явление одновременно
социального и этического порядка. Вопросы
кем быть (профессиональное самоопределение)
и каким быть (моральное самоопределение)
первоначально, на подростковом этапе
развития, не различаются. Сплошь и рядом
подростки (порой и юноши) называют жизненными
планами весьма расплывчатые ориентиры
и мечты, которые
37
никак не соотносятся с их практической
деятельностью.
Подросток пытается предвосхитить своё
будущее, не задумываясь о средствах его
достижения. Его образы будущего отличаются
тем, что они ориентированы на результат,
а не на процесс развития: подросток может
очень живо, в деталях, представлять своё
будущее общественное положение, не задумываясь
над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда
и характерная завышенность уровня притязаний,
потребность видеть себя непременно выдающимся,
великим. Жизненный план в точном смысле
этого слова возникает только тогда, когда
предметом размышлений становится не
только конечный результат, но и способы
его достижения, путь, по которому намерен
следовать человек, и те объективные и
субъективные ресурсы, которые ему для
этого понадобятся. В отличие от мечты,
которая может быть как активной, так и
созерцательной, жизненный план — это
план деятельности, поэтому он заземляется
в первую очередь на выбор профессии.
38
Заключение
Первой главе данной работы
является теоретико - методологической.
В ней рассматривались теории юношеского
возраста, определялось место переходного
возраста в структуре жизненного пути.
Во второй главе описано исследование
выбора профессии в подростковом возрасте. Профессиональное самоопределение
молодежи - сложный, многофакторный и многоаспектный
процесс. Разными сторонами этого процесса
занимаются многие науки. Вопросам выбора
профессии, профессиональной ориентации,
начала трудовой жизни, жизненных путей
молодежи посвящены многие научные исследования
последних лет, научные статьи и книги.
39
Список литературы
1.Голомшток А.Е. Выбор профессии
и воспитание личности школьника.
– М.: Педагогика,2006. – 160 с.
2.Григорович Л.А. Педагогика и психология/
Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.:
Гардарики, 2005. – 408 с.
3. Возрастная и педагогическая
психология: Учебник / под ред. Гамезо.
– М.: Наука, 2004-320с.
4.Коломинский Я.Л. Человек: психология.
Книга для учащихся старших
классов. М.: Академия,2004. – С.207-210.
5. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию.
– М.: Академия,2008. – 94 с.
6.Психология и педагогика: Учебное пособие
для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.-
336 с.
7.Столяренко Л.Д. Психология и педагогика
в вопросах и ответах (для студентов вузов).
- М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. –2005.
– С.307-324.
8.Обуховский К. Возрастная психология.
М.: 2002 – С.215
9. Гегель Г. В. Философия духа. Соч.- М.:
1997.- Т. 3.- С.94.
10. Гегель Г. В. Философия духа. Соч.- М..:
1997.- Т.3.- С.95.
40
Приложение
Таблица 1. Обобщенные
результаты диагностики склонности к
работе с разными предметами труда
Предметы труда |
Кол-во человек и процент от числа опрошенных |
1.Природа |
5 (10,90%) |
2.Техника |
11 (23,90%) |
3. Другие люди |
4 (8,70%) |
4. Знаковые системы |
7 (15,20%) |
5. Художественные образы |
21 (45,60%) |
6. Сам человек |
5 (10,90%) |
Рисунок 1. Проявление
склонности к работе с разными предметами
труда у учащихся 9-х классов.
(Предметы труда: П –
природа, Т – техника, ДЛ –
другие люди, ЗН – знаковая
система, ХО - художественный образ, СЧ –
сам человек)
Суммирование
долей превышает 100%, поскольку у некоторых
учащихся склонности к работе с разными
предметами труда имеют одинаковую выраженность.
Типы профессиональной направленности |
Кол-во человек и процент от числа опрошенных |
1. реалистический |
4 (8,70%) |
2. интеллектуальный |
4 (8,70%) |
3. социальный |
9 (19,60%) |
4. конвенциональный |
12 (26,10%) |
5. предприимчивый |
12 (26,10%) |
6. художественный |
18 (39,10%) |
Таблица
2 Обобщенные результаты диагностики типов
профессиональной направленности учащихся
9-х классов
Рисунок 1. Профессиональная
направленность учащихся 9-х классов
(Тип профессиональной
направленности: Р – реалистический, И
– интеллектуальный, С – социальный, К
– конвенциональный, П – предприимчивый,
Х – художественный).
Суммирование долей
превышает 100%, поскольку некоторых учащихся
в равной мере можно отнести к нескольким
типам профессиональной направленности.
Как видно из рисунка
2, наибольший процент учащихся относится
к художественному типу. Т.е. подросткам
в большей степени свойственны такие качества
личности, как оригинальность мышления,
креативность, стремление к самовыражению.
Вероятно, у большинства учащихся есть
склонность к творческой деятельности.
Достаточно высокий
процент учащихся, по результатам тестирования,
можно отнести к конвенциональному и предприимчивому
типам. Конвенциональный тип характеризуется
следующими качествами: аккуратность,
усидчивость, спокойствие и терпеливость.
У подростков этого типа выражена способность
к логической обработки информации и глубокому
изучению вопросов. Людям конвенционального
типа подходит работа с документами, текстами,
цифрами, работа с четким кругом обязанностей.
Людям предприимчивого
типа характерны такие черты и качества,
как инициативность, ответственность,
смелость, решительность, ориентация на
активную преобразовательную деятельность.
Представителям данного типа подойдет
работа, требующая организаторских и лидерских
способностей.
Некоторые учащиеся,
прошедшие тестирование, относятся к социальному
типу. Основными качествами людей этого
типа являются: коммуникабельность, общительность,
умение убеждать и объяснять.
Меньше всего школьников
относятся к реалистичному и интеллектуальному
типам. Реалистичный
тип характеризуется стремлением к практической
деятельности. Людям такого типа свойственны
практический склад ума и исполнительность.
Интеллектуальный тип, напротив, характеризуется
стремлением к теоретической деятельности.
Таким людям свойственны абстрактное
и системное мышление, способность к анализу,
стремление заниматься исследовательской
деятельностью.
Таким образом, современные
школьники больше тяготеют к руководящим
профессиям, к творческой деятельности,
а также к работе, связанной с информацией.
Менее всего подростки хотят заниматься
практической (производственной) и исследовательской
деятельностью. Это вероятно связано с
общественным мнением о престиже тех или
иных профессий.
Обратимся к рисунку
3 и таблице 3, где представлены результаты
диагностики мотивов выбора профессии.