Жизненные планы и выбор профессии в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценности. Человек всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым. Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. Определение собственных жизненных целей - это лишь шаг к успешности. Поэтому сначала следует понять, каковы наши жизненные цели, чего хотим достичь. Нужно научиться пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать эти целей, не нанося вреда другим.

Содержание

Введение
Глава I. Проблемы сознательного выбора жизненного пути в юности
1.1 Жизненная перспектива и формирование мировоззрения в юношеском возрасте
Глава II. Теоретические основы профессиональной ориентации подростков
1.1 Выбор профессии как социальная потребность общества
1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 74.40 Кб (Скачать файл)

 
                                            29 
Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которая ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и “Я концепцию”.

Претендуя на равные с взрослыми права, подросток начинает им подражать во внешнем облике, манерах, по линии развлечений, романтических отношений.

Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребёнок интересуется определённой областью науки или  
                                       30

искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или заботы о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке.

В прочем лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способы принимать на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Очень важно в развитии подростка и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включён ребёнок, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями, сверстниками.

Способность подростков познавать самих себя порождает у них потребность к самоутверждению, самовыражению, то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными.

                                31

Депривация этих потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Её формирование тесно связано с процессом развития самосознания.

Самооценка – механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного (отношение к себе) процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа “Я”. Формирование самооценки зависит от умения учащихся не только анализировать свою деятельность, но и учитывать её результаты.

Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, в связи с этим в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям к себе.

В связи с этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, и  
 
                                               32 
его поведение, а тем самым и развитие начинает всё больше и больше определяться внутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые ориентируется, сформировавшейся самооценкой.

Формирование специфически человеческих побудителей ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестаёт лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в эти обстоятельства, “творить” их, а также “творить” самого себя.

Расхождение между стремлением подростков связанное с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни школьника, в какую-то иную, значительную и самостоятельную.

Подросток в отличие от младшего школьника обращён в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно.

Переход к старшему подростковому возрасту можно охарактеризовать как период, в который происходит смена  
 
                                               33 
некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную динамическую позицию “изнутри”. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях.

По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план  
                                        34 
 
— решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

То насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается  
                                                 35

поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.

В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте с выработкой мировоззрения.

Вообще, любая человеческая деятельность нуждается в предваряющем эту деятельность предвидении результата, на достижение которого направляются физические или духовные усилия.

Идеальное предвидение результата называется целью. Цель – исходный компонент деятельности. Цель придаёт смысл активности субъекта, инициирует его энергии, обогащает содержание жизни.

                                      36

Цель — это сплав внешней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании человека, и личностных потребностей, направляющих его внимание на определённые объекты.

Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека — одно из важнейших переживаний, отражающих реальность усилий по организации и осуществлению жизни.

Из мечты, где всё возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план — явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и юноши) называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые

37

никак не соотносятся с их практической деятельностью.  
Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.

 

                                                    38

 

                                   Заключение 
Первой главе данной работы является теоретико - методологической. В ней рассматривались теории юношеского возраста, определялось место переходного возраста в структуре жизненного пути.  
Во второй главе  описано исследование выбора профессии в подростковом возрасте. Профессиональное самоопределение молодежи - сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги.

 

 

 

 

 

 

 

39

 

                               Список литературы

1.Голомшток А.Е. Выбор профессии  и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика,2006. – 160 с.  
2.Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005. – 408 с.

3. Возрастная и педагогическая  психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2004-320с.

4.Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших  классов. М.: Академия,2004. – С.207-210. 
5. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. – М.: Академия,2008. – 94 с.  
6.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с. 
7.Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. –2005. – С.307-324.

8.Обуховский К. Возрастная психология. М.: 2002 – С.215

9. Гегель Г. В. Философия духа. Соч.- М.: 1997.- Т. 3.- С.94. 
10. Гегель Г. В. Философия духа. Соч.- М..: 1997.- Т.3.- С.95.

 

 

40

 

                                        Приложение 
Таблица 1. Обобщенные результаты диагностики склонности к работе с разными предметами труда  
 

Предметы  труда

Кол-во человек и процент от числа опрошенных

1.Природа

5 (10,90%)

2.Техника

11 (23,90%)

3. Другие люди

4 (8,70%)

4. Знаковые системы

7 (15,20%)

5. Художественные образы

21 (45,60%)

6. Сам человек

5 (10,90%)




 

 

 
 
 
Рисунок 1. Проявление склонности к работе с разными предметами труда у учащихся 9-х классов. 

(Предметы труда: П –  природа, Т – техника, ДЛ –  другие люди, ЗН – знаковая  система, ХО  - художественный образ, СЧ – сам человек) 
 
Суммирование долей превышает 100%, поскольку у некоторых учащихся склонности к работе с разными предметами труда имеют одинаковую выраженность. 
 

Типы профессиональной направленности

Кол-во человек и процент от числа опрошенных

1. реалистический

4 (8,70%)

2. интеллектуальный

4 (8,70%)

3. социальный

9 (19,60%)

4. конвенциональный

12 (26,10%)

5. предприимчивый

12 (26,10%)

6. художественный

18 (39,10%)


 

  
Таблица 2 Обобщенные результаты диагностики типов профессиональной направленности учащихся 9-х классов 
 
 
 
Рисунок 1. Профессиональная направленность учащихся 9-х классов  
 
 (Тип профессиональной направленности: Р – реалистический, И – интеллектуальный, С – социальный, К – конвенциональный, П – предприимчивый, Х – художественный). 
 
Суммирование долей превышает 100%, поскольку некоторых учащихся в равной мере можно отнести к нескольким типам профессиональной направленности. 
Как видно из рисунка 2, наибольший процент учащихся относится к художественному типу. Т.е. подросткам в большей степени свойственны такие качества личности, как оригинальность мышления, креативность, стремление к самовыражению. Вероятно, у большинства учащихся есть склонность к творческой деятельности.  
 
Достаточно высокий процент учащихся, по результатам тестирования, можно отнести к  конвенциональному и предприимчивому типам. Конвенциональный тип характеризуется следующими качествами: аккуратность, усидчивость, спокойствие и терпеливость. У подростков этого типа выражена способность к логической обработки информации и глубокому изучению вопросов. Людям конвенционального типа подходит работа с документами, текстами, цифрами, работа с четким кругом обязанностей.    
 
Людям предприимчивого типа характерны такие черты и качества, как инициативность, ответственность, смелость, решительность, ориентация на активную преобразовательную деятельность. Представителям данного типа подойдет работа, требующая организаторских и лидерских способностей.  
 
Некоторые учащиеся, прошедшие тестирование, относятся к социальному типу. Основными качествами людей этого типа являются: коммуникабельность, общительность, умение убеждать и объяснять.     
 
Меньше всего школьников относятся к реалистичному и интеллектуальному типам. Реалистичный тип характеризуется стремлением к практической деятельности. Людям такого типа свойственны практический склад ума и исполнительность. Интеллектуальный тип, напротив, характеризуется стремлением к теоретической деятельности. Таким людям свойственны абстрактное и системное мышление, способность к анализу, стремление заниматься исследовательской деятельностью. 
 
Таким образом, современные школьники больше тяготеют к руководящим профессиям, к творческой деятельности, а также к работе, связанной с информацией. Менее всего подростки хотят заниматься практической (производственной) и исследовательской деятельностью. Это вероятно связано с общественным мнением о престиже тех или иных профессий.   
Обратимся к рисунку 3 и таблице 3, где представлены результаты диагностики мотивов выбора профессии.  

Информация о работе Жизненные планы и выбор профессии в подростковом возрасте