Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 14:18, реферат
Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип, которым руководствовался он в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».
Макаренко был бесконечно талантлив как педагог и щедр как человек .
И «Педагогическая поэма », и статьи по вопросам педагогики, и письма друзьям раскрывают его педагогические «тайны». И одна из них – в настоящей, по – своему суровой и в то же время беспредельной, огромной любви к своим воспитанникам. Он трудился вместе с ними, он радовался вместе с ними, он учил их в классе, он говорил с ними о первой любви, он ездил с ними отдыхать и составлял планы на каждый «завтрашний день», он заменял на свадьбе отца.
Сила любви Макаренко к детям была такова, что колонисты, даже самые равнодушные, не могли чувствовать её на себе, не могли не отзываться на неё.
Организаторы строительства обратились к Антону Семёновичу Макаренко с просьбой всё «посмотреть с педагогической точки зрения». Макаренко выполнил просьбу чекистов. Вскоре чекисты обратились к Антону Семёновичу с новой просьбой – подготовить открытие коммуны, а также выделить из коллектива горьковцев человек 50 колонистов, которые бы составили ядро коммуны, перенесли бы на новую почву свои традиции и навыки.
Однако при всех трудностях, с которыми сталкивался Макаренко в работе, были для него и новые радости и открытия.
Между тем противники педагогической системы Макаренко продолжали свои нападки. В конце концов договорились они до того, что признали всю предложенную им систему воспитания «несоветской». А в это время чекисты открывали перед Антоном Семёновичем огромные перспективы, необычайные просторы для его педагогических исканий. И Макаренко решился…
3-е сентября 1928 года Антон Семёнович Макаренко ушёл с поста заведующего колонией им. М. Горького, где проработал ровно 8 лет, с 3-его сентября 1920 года, и возглавил трудовую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского.
Возглавив коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, Макаренко продолжал работать так же напряженно, как и прежде, использую опыт, полученный им в период работы в колонии. Только теперь у него было гораздо больше друзей, потому что никакие злобные статьи и выступления не могли скрыть настоящих успехов. Друзьями Макаренко, друзьями коммуны называли себя в это время и рабочие Харьковского паровозостроительного завода, и рабочие тракторного завода, и шахтёры Донбасса, и моряки крейсера «Червона Украiна», и колхозники окружающих сёл, и лётчики, и артисты Харьковского государственного театра русской драмы.
Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского с самого начала своего существования получила название трудовой коммуны.
Коммуна начала своё существование на средства, которые добровольно отчисляли из своей зарплаты чекисты.
Антон Семёнович всеми силами стремился к тому, чтобы коммунары не оставались холодными, бесстрастными зрителями. Поэтому часто в коммуне проводились диспуты, обсуждения спектаклей и пьес. Актёры Харьковского театра русской драмы, взявшие шефство над коммуной, были здесь частыми гостями.
Макаренко, горячо любивший искусство, стремился к тому, чтобы его воспитанники любили и ценили его, внимательно следили за событиями культурной жизни.
Очень хотелось Антону Семёновичу, чтобы, познавая прекрасное в искусстве коммунары умели видеть это прекрасное в жизни.
«Нашей воспитанности должен завидовать весь мир, - любил повторять он. И добавлял: - Вы не джентльмены, а хвастунишки. Когда уступаете место в трамвае – не оглядывайтесь».
В большом и малом требовал Макаренко от своих воспитанников уважения к человеку, к товарищу. Строго соблюдать регламент во время докладов и выступлений на собрании – уважать сидящих в зале, не затруднять их внимание перечислением пустых мелочей.
Уважение к личности каждого коммунара чувствовалось и в том, что в коммуне не было замков, запоров, ключей.
Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята, лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла, всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Никогда не обнимал и не целовал Антон Семёнович своих воспитанников – разве только в каких-то особых случаях. Он был с ними постоянно требовательным, даже подчас суров. Но каждый из них ощущал необыкновенную силу, настоящей дружбы и подлинного тепла.
С детства полюбив природу, полюбив дальние походы, ночевки у костра, Антон Семёнович хотел, чтобы радости походной жизни не прошли мимо его ребят. Он знал, как крепнет дружба в этих походах, как расширяется кругозор, определяются интересы.
В день пятилетия коммуны, 29-го декабря 1932 года, Макаренко был торжественно премирован коллегией Государственного политического управления УССР грамотой и именными золотыми часами. Правление трудкоммуны премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а Народный комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.
Макаренко задумал написать несколько работ, в которых хотел обобщить некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930-года написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива дзержинцев в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года – опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».
В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение «Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я часть «Педагогической поэмы». Но совету А. М. Горького отказался от этого замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».
В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу «Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах говорилось о дзержинцах, об их труде, учении, характерах, их праздниках и буднях.
4-го июня 1934 года Антон
Семёнович Макаренко был
В июле 1935-го года Макаренко был назначен на должность помощника Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.
“Мы научились быть счастливыми”
В жизни Макаренко особую роль сыграл Горький. Он был его советчиком, его руководителем, его большим другом. Горький был для Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал его в трудную минуту.
«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать, - писал Макаренко. – Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное нужно учиться у Горького… Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением.
Такое отношение к человеку – есть отношение марксистское».
Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он много пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения. Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской организации, членом которой он теперь являлся.
В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей». Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым. Но на этом, да ещё на некоторых частных деталях автобиографичность повести кончается. Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как относились к этой моральной категории различные классы.
Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точный адресат – для родителей.
Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя тема образцовая воспитательный советский коллектив, давно сложившийся, растущий материально и духовно на основе больших концентрированных коллективных сил, обладающей традицией и совершенной формой; вооружённой тончайшей педагогической техникой – социалистический детский коллектив… счастливый детский коллектив, свободный от антагонизмов и настолько могучий, что любой ребёнок в том числе и правонарушитель, легко и быстро занимает правильную позицию в коллективе».
Коллектив, описанный Макаренко в повести «Флаги на башнях», очень многим напоминает тот коллектив ребят, с которым расстался учитель в «Педагогической поэме».
Воля члена коллектива – одна из важных проблем повести. Именно воля рождает дисциплину, а дисциплина – это очень хорошо, это приятная вещь. Но так только до тех пор, пока всё приятно и благополучно. Чушь! Не бывает такой дисциплины. Приятное дело может делать всякий болван. Надо уметь делать неприятные вещи, тяжёлые, трудные… Дисциплина нужна нашей стране потому, что у нас мировая героическая работа…»
В каждой повести Макаренко есть герои, которые особенно полюбились читателю. В «Педагогической поэме» - это Карабанов, Задоров, Лапоть, в «Книге для родителей» - Ваня Веткин и его братья. В повести «Флаги на башнях» нельзя не запомнить и не полюбить Ваню Гальченко, Игоря Чернявина, Володю Бегунка, Воленко, Алёшу Зырянского, Оксану, Ванду, очень разных и в то же время очень похожих друг на друга ребят. Они уходят со страниц повести в настоящую большую жизнь. Живут в ней, строят её, защищают её.
Как и в «Педагогической поэме», Макаренко разрабатывает в повести «Флаги на башнях» серьёзные педагогические и этические проблемы. Но, как и «Педагогическая поэма», эта книга не превращается в научно-педагогическую статью или исследование. Это художественное произведение. И произведение глубокое, яркое, интересное.
Повесть была опубликована в 1938-ом году в 6, 7 и 8-ом номерах журнала «Красная новь». Читатели хорошо встретили новое произведение Макаренко.
В споре с Левиным, в который вступил Макаренко, разрешались проблемы большие, нежели это могло показаться на первый взгляд. Речь по сути дела шла не о «Флагах на башнях», а о принципах подхода к изображаемому. Макаренко шёл в своей повести по пути воспроизведения правды жизни. Левин не поверил этой правде.
Статья Левина вызвала негодующие отклики со стороны читателей. И самым негодующим среди них было письмо группы бывших воспитанников Макаренко.
Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.
“Удивительный человечище”
Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько мгновений Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы.
В руках у Макаренко была рукопись – киносценарий. Последние слова, которые он произнёс, были: «Я писатель Макаренко».
Антон Семёнович давно уже был болен, ему был необходим покой и отдых. А он представлял себе счастье только в борьбе и действии, «спокойное счастье» ничегонеделания презрительно называя «свинячьим».
Он постоянно спешил, спешил работать, спешил побольше увидеть, прочитать, узнать, поделиться всем этим с друзьями. Он спешил, чтобы обогнать смерть, которая всё время напоминала ему о себе тревожными перебоями сердца. И друзья, знавшие близко этого человека, хорошо представляют, как шла эта постоянная борьба за лишний день настоящей жизни.
«Он не боялся смерти. Он смотрел на неё только как на помеху в работе и презирал её. В одном из писем этого периода он так и пишет: «Природа придумала смерть, но человек научился на смерть».
Он никогда и никому не навязывал своей дружбы. Но если уже сходился с человеком, то становился ему другом искренним, настоящим, другом – навсегда.
Вот какой это был человек. «Удивительный человечище», - так сказал о нём Горький.
«Советское общество – это общество на великом походе, - писал Макаренко в начале 1939-го года. – Мы живём в то замечательное время, когда человечество закончило какой-то тысячелетний период предварительной жизни и впервые в истории подняло знамя человеческой организации. Мы вооружены стратегией марксизма – ленинизма, мы ведём бой за новое счастье, за новый разум, новую жизнь».
Всю жизнь Макаренко следовал этому принципу.
Макаренко творил жизнь. И жизнь, созданная им, продолжается. И в ней, в этой жизни, большое место принадлежит делам, мыслям, мечтам, надеждам, памяти этого удивительного человека.
Использованная литература:
Т. Г. Кроль. Издательство «Просвещение» Москва – Ленинград 1964 г. «А. С. Макаренко» - биография.
А. Б. Ложечко «Воспитатель, учитель, боец». Москва 1963 г.
М. Ф, Шабаева «История педагогики» Москва 1961 г.
Чистопольское педагогическое училище
Реферат
на тему:
«Жизнь и деятельность Антона Семёновича Макаренко»
Студентки 3 курса, группы «Б»
Глонягиной Ольги.
Преподаватель: Румянцева Н. Н.
Чистополь 2002 г.
Информация о работе Жизнь и деятельность Антона Семёновича Макаренко