Жизнь и деятельность Елены Келлер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:21, реферат

Краткое описание

Это женщина – образованнейшая американка, знавшая немецкий, французский, латынь и греческий, известная писательница и общественная деятельница. В 1904 году Хелен Келлер с отличием окончила колледж, много работала в различных организациях помощи слепым. Ее перу принадлежат около десяти работ, большей частью мемуарного и философского характера, среди них “История моей жизни” и “Оптимизм” (1903), “Песня каменной стены” (1916), “Наш Марк Твен” (1930), “Oткрытая дверь” (1957). Хелен Келлер известна и как лектор. Она много разъезжала с лекциями по Соединенным Штатам, Европе, Азии, Африке и Австралии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………….………………………………………………………………….4
I. ДЕТСТВО………………………………………………………………………………………………..4
II. ОБРАЗОВАНИЕ 11
III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 13
IV. ЕЛЕНА КЕЛЛЕР И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ… ………………..…………… ….…………14
V. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………………………………………....15
VI. ЕЛЕНА КЕЛЛЕР И ЯПОНСКИЙ АКИТО 18
VII. ЕЛЕНА КЕЛЛЕР В ИСКУССТВЕ И ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЕ 19
VIII. НАГРАДЫ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Хелен Адамс Келлер.docx

— 233.77 Кб (Скачать файл)

Точно также она пыталась, чтобы  Хелен ее «услышала» с помощью  языка рук и поняла. Поэтому  она неустанно с ней «говорила», давая в руки все новые и  новые предметы и складывая слова. Сколько же нужно дать предметов, сколько надо сложить слов, чтобы  Хелен наконец ее поняла? А сколько  нужно сказать слов, чтобы грудной  ребенок понял? Разве матери когда-нибудь считают, когда разговаривают со своими детьми? Поэтому Анна снова  и снова пыталась «говорить» с  Хелен. Ведь нужно было всего одно слово, поняв которое, Хелен поймет и все остальные. Одно слово! Но какое?

Прорыв в общении с ней  случился, когда Хелен внезапно поняла, что особые прикосновения Энн  к её руке, которые та совершала  обливая её руку холодной водой, означают понятие «вода». Анна верила, что это придет со временем и надо только продолжать дальше обучение, не останавливаясь. Анна видела, что в Хелен живет неутомимая энергия и жажда общения, она очень хотела говорить, но не знала как. Анне рассказывали, что однажды, играя с другими детьми, Хелен стала засовывать пальцы в рот детям, чтобы почувствовать движения губ и языка. Затем она стала засовывать пальцы себе в рот, шевелить языком и даже издавать какие-то звуки, пытаясь говорить. Но эти звуки напоминали звуки, которые издают животные. Видя, что все бесполезно, она укусила себя за язык.

Страхи Анны были не напрасны. В  первый же вечер своего возвращения  домой Хелен пытается вести себя за столом как прежде, запуская руки в чужие тарелки и беря пищу руками. Потом она бросает на пол  кувшин с водой. Анна берет в одну руку Хелен, в другую кувшин и тащит  девочку во двор к водяной колонке. Она подставляет руку Хелен под  струю воды и складывает ей в руку слово «вода». И свершилось чудо!

 «Мы   пошли   по   тропинке   к   колодцу,   привлеченные   ароматом жимолости, увивавшей  его ограждение. Кто-то стоял там и качал воду. Моя учительница подставила мою руку под струю. Когда холодный поток ударил мне в ладонь,  она вывела на другой ладони по буквам слово «в-о-д-а», сначала   медленно,   а   потом   быстро.   Я   замерла,   мое   внимание   было приковано к движению ее пальцев. Внезапно я ощутила неясный образ чего-то забытого... восторг возвращенной мысли. Мне как-то вдруг открылась таинственная суть языка. Я поняла, что «вода» — это чудесная прохлада, льющаяся по моей ладони. Живой мир пробудил мою душу, дал ей свет. Я отошла от колодца полная рвения к учебе. У всего на свете есть имя! Каждое новое имя рождало новую мысль! На обратном пути в каждом предмете,   которого   я   касалась,   пульсировала  жизнь.  Это   происходило потому, что я видела все каким-то странным новым зрением, только что мною обретенным» [1,с.11]. Когда Хелен ощутила воду на своих руках, казалось, что лицо ребенка осветилось каким-то новым светом, который никто не видел раньше. Хелен поняла, что ее учительница пытается дать ей понять, как называется та свежая, прохладная вода, что струится по ее рукам. Ее губы задрожали, пытаясь вспомнить что-то, что она когда-то знала. Наконец она издала те звуки, которые пыталась произнести, будучи ребенком. Это были странные звуки, но было ясно, что Хелен имеет в виду именно воду. Это событие легло в основу пьесы Уильма Гибсона «Сотворившая чудо» и одноименного фильма. Дрожа в страшном нетерпении, она начинает бегать, трогать разные предметы и подставлять свою руку Анне, чтобы узнать, как же все они называются, и повторить это в ответ.

 Можно считать, что в этот  день она родилась заново, но  не в привычном нам мире, состоящем  из красок и звуков, а в мире  букв и слов, которые обрели реальную «живую» наполненность. После этого она буквально вымотала Салливан, требуя всё новые и новые названия для обозначения окружавших её предметов, включая подаренную ей куклу. Но потом у нее уже не хватает терпения повторять слова, она только спрашивает. Она трогает юбку матери и руку отца. Анна отвечает,  что это ее мама и папа. Потом Хелен трогает Анну, гладит ее по щеке и протягивает ладонь в ожидании. Анна складывает в ответ слово “учительница”. Потом Хелен находит в кармане у матери ключ, который она отдала ей когда-то, кладет его в руку Анне и целует ее в щеку. С этого дня они подружились. В течение последующих пятидесяти лет до тех пор, пока Анна Салливан не умерла в 1936 году, они были подругами.

Хелен Келлер открыла для себя новый  мир. Теперь она с нетерпением  учила названия все новых и  новых слов посредством языка  для глухих. В течение последующих  трех месяцев она выучила почти 300 слов и даже могла составлять из них предложения. Хелен Келлер хотелось наверстать потерянное время. Мисс Салливан не оставляла ее ни на минуту. Она  жила с Хелен, играла и работала с  ней неустанно все время. С  помощью языка для глухих она  могла говорить со своей ученицей.

 Анна Салливан никогда не подходила к обучению языку формально, не стремилась сделать изучение языка целью учения, не «сочиняла разговоры с целью научить ребенка говорить», а «неизменно употребляла язык только как орудие  сообщения мысли».

Анна отменила все уроки в  классе, но было много экскурсий, походов, поездок, встреч и общения, когда  язык выполнял свои основные функции  «обобщения и общения». Стремление Елены не только узнать, но «передать  другим то, что ей сказано, отмечает большой шаг в ее умственном развитии и служит неоцененным стимулом к  приобретению языка. «Я прошу всех близких,

 писала Анна Салливан,- поощрять ее рассказывать о своих похождениях и советую им выказывать как можно больше любопытства и удовольствия, выслушивая ее маленькие  приключения». Как только Елена научилась писать, она сразу написала письмо брату. Письма показывают ее напряженную умственную деятельность; она постоянно учится и ее тянет учить других, вернее делиться всем, что она приобретает день за днем. «Это было ее миром... Она будет читать и писать, читать и писать!» [2,с.57].

В последующей жизни Елена Келлер выполнила это намерение и  достигла значительных успехов как  писательница и общественный деятель. Но эти успехи целиком связаны  с той интуитивно верно угаданной  системой обучения, которую применила ее учительница Анна Салливан. К сожалению, сама она теоретически не обобщила свою огромную и плодотворную практику.В 1890, когда Хелен Келлер исполнилось 10 лет [Приложение 1], ей рассказали историю о слепоглухой девочке из Норвегии Рагнильде Каата, которая смогла научиться говорить. Вдохновлённая её примером, под руководством Салливан Хелен научилась осмысленно думать и говорить по методу Тадомы: прикасаясь к губам говорящего человека, она ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони. Хелен научилась читать книги, которые печатались для слепых. Она научилась пользоваться печатной машинкой, чтобы написать то, что она хочет сказать, хотя и не могла прочитать то, что написала. Однако, это не имело значения, так как вскоре она печатала без  ошибок. К этому времени она научилась плавать, кататься на пони и делать много других вещей, которые делают другие дети. Хелен также научилась читать по-английски, по-французски, по-немецки, по-гречески и по-латыни по методу Брайля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБРАЗОВАНИЕ

В 1888 Хелен начала посещать занятия  в Школе Перкинса для слепых. В своих воспоминаниях Е. Келлер писала: «Настоящим образом я начала читать, когда я в первый раз приехала в Бостон. Там, в Институте Перкинса, открыли для меня библиотеку и позволили каждый день проводить в ней 2–3 часа. Какая это была для меня радость! Я бродила от шкафа к шкафу и брала с полки любую книгу, какая только нравилась моим пальцам» [1,с.36]. В процессе чтения Е. Келлер приходилось преодолевать значительные трудности, вызываемые непониманием значения многих слов. Но по мере того, как она схватывала ситуацию, это непонимание снималось, и она уже с нетерпением слушала объяснения учительницы.

В 1894 Хелен и Энн переехали  в Нью-Йорк, где стали посещать Школу Райта-Хьюмасона для  глухих.

В 1898 они вернулись в Массачусетс, где Хелен поступила в Кембриджскую школу для девушек и вскоре в 1900 году получила разрешение на поступление в Колледж  Рэдклифф.

Четырьмя годами раньше, в мае 1896 года, Марк Твен и Генри Роджерс (английская статья о Роджерсе), бизнесмен и  филантроп, увидели шестнадцатилетнюю  Келлер впервые в Нью-Йорке, в  доме писателя-редактора Лоуренса Хуттена. В 1900 году Марк Твен, поклонник способностей и одаренности Хелен, обратился  в письме к супруге своего друга  Эмиль Роджерс. Твен отозвался о  Хелен как об «удивительном ребенке» и выразил надежду, что ей не придется оставить учебу вследствие бедности. Марк Твен многократно с восхищением отзывался о Хелен Келлер, но встретился с ней лишь за год до своей смерти. Келлер сохранила о нем воспоминания в своей уникальной осязательной манере - по ее словам, выражение его лица всегда было печальным, даже когда он рассказывал смешные истории. При этом надо помнить, что выражение лица собеседника Келлер всегда определяла наощупь, и часто у нее выходило точнее, чем у зрячих. Он призвал Эмиль поговорить с Роджерсом, напомнить ему о том первом впечатлении, которое Хелен произвела на обоих четыре года назад и также поговорить с остальными главами «Стандард Оил» (Роджерс являлся совладельцем, вице-президентом и председателем исполнительного комитета компании) о том, что можно сделать для достойной награды мисс Келлер. Генри Роджерс отреагировал очень щедро. Он и его жена осуществили высшее образование для Хелен в Рэдклиффе. Они даже поддерживали Хелен, многие годы спустя, помесячной стипендией.

То, что Хелен была благодарна, очевидно из посвящения её книги «Мир, в котором я живу», в словах «Генри Роджерсу, моему Дорогому Другу Многих Лет». На вкладыше личной копии самих Роджерсов она написала «Миссис Роджерс, лучшее из мира, в котором я живу есть доброта друзей как Вы и Мистер Роджерс».

В 1904 в возрасте 24 лет Хелен с отличием окончила Рэдклифф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 Несмотря на то, что Келлер  не могла писать самостоятельно, она является автором семи (!) книг: «История моей жизни», «Мой мир», «Оптимизм», «Дневник», «Учительница Анна Салливан – Мейси». Научная и публицистическая деятельность Е. Келлер продолжалась 65 лет. Самое поразительное в книгах слепоглухонемой Елены Келлер то, что чтение их не вызывает ни снисходительной жалости, ни слезливого сочувствия. Вы словно читаете записки путешественника в неведомую страну. Яркие, точные описания

дают читателю возможность испытать неизведанное в сопровождении человека, который не тяготится необычным  странствием, а, вроде бы, сам выбрал такой жизненный маршрут. Одна из них — автобиографическая повесть «История моей жизни», в 2003 году издана по-русски. О Хелен Келлер много писали и говорили в США еще в пору ее юности. А с выходом книги "История моей жизни" ее имя стало нарицательным, в том числе и далеко за пределами страны, и встречи с этой уникальной женщиной, вложившей в дар письменного слова все жизненные силы, искали многие.

 В своих книгах и лекциях Хелен Келлер делала все возможное, чтобы обнадежить людей, которые не могли видеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЕЛЕНА КЕЛЛЕР И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Марк Твен, как известно тем, кто  хорошо знаком с его творчеством  и биографией, был, несмотря на весь свой юмор, человеком глубоко пессимистического  склада. Тем поразительнее этот тесный душевный контакт с женщиной, ставшей  чуть ли не синонимом оптимизма, преодолевшей трудности, перед которыми все наши обыденные кажутся пустяками. Келлер, которой досталась еще более  трудная судьба, которая лишь в  семь лет вышла из мрака тотального младенчества и так никогда и  не обрела по-настоящему дара членораздельной  речи, заражала своей жаждой жизни  всех окружающих. Люди вроде Марка  Твена тянулись к ней инстинктивно. Марк Твен говорил, что две самые замечательные личности XIX столетия — Наполеон и Елена Келлер. Сравнение, на первый взгляд, неожиданное, но понятное, если признать, что и тот и другая изменили наше представление о мире и границах возможного. Однако если Наполеон подчинял и соединял народы силой стратегического гения и оружия, то Елена Келлер открыла нам изнутри мир физически обездоленных.

Благодаря ей мы проникаемся состраданием и уважением к силе духа, источником которой служат доброта людей, богатство  человеческой мысли и вера в Божий  промысел.

Таким же магнитом она стала и  для другой жертвы депрессий - философа и психолога Уильяма Джеймса. Надо сказать, что для Джеймса, который  внимательно ознакомился с книгой Келлер, она заключала в себе профессиональную проблему, которая остается таковой  до сих пор для его коллег. Выражая  восхищение книгой, Джеймс упрекает Келлер в том, что она по аналогии переносит  язык своей сознательной жизни на то время, когда она пребывала  а бессознательном сумраке, до семи лет не имея взаимного контакта с  внешним миром. Вот отрывок из ее ответа, попытка оправдания. «Не думаю,

что я по-настоящему помню эмоции, которые я испытывала прежде, чем  меня стали учить. Я знаю, что они  у меня были, потому что я сохранила  тактильную память о том, как я  проливала слезы, кричала, брыкалась  и совершала другие поступки, указывающие  на присутствие чувств. Но ни в одном  из этих случаев я не могу вспомнить  эмоций как таковых. Я охотилась  за вкусными вещами, и когда мне  не удавалось их найти, я плакала. Но даже если бы от этого зависела моя  жизнь, я не могу припомнить разочарование, которое вызывало эти слезы. Я  поражена, что в моем уме сохранились  столь отчетливые образы различных  поступков бок о бок с пустотой эмоциональной памяти» [1,с.41].

Она встречалась с Чарли Чаплином и президентом Кеннеди, с премьер-министром  Неру и королем Великобритании Георгом.

 

 

V. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1909 Келлер вступила в социалистическую партию Массачусетса и оставалась  членом ее до 1921г.

Довольно быстро Хелен стала  всемирно известным оратором и писателем. Она запомнилась многим, как защитник инвалидов по всему миру. Она была активной суфражисткой, пацифисткой, непримиримым оппонентом Вудро Вильсона, радикальной  социалисткой и сторонником введения контроля рождаемости.

 В 1915-ом Келлер основала  вместе с Джорджем Кесслером  международную организацию своего имени. Организация эта – «Helen Keller International» – занималась изучением зрения, здоровья и правильного питания.

В 1920-ом Хелен помогла создать  Союз Гражданских Свобод Америки. Келлер начинает многолетнюю кампанию по сбору средств для Американского фонда слепых. Свои мотивы она без колебаний представила как желание помочь тем, кому повезло меньше, чем ей. Ей никогда не приходило в голову думать о себе как о жертве невезения или несчастья. Впоследствии эта компания стала настоящим походом по планете с целью оказать помощь слепым, где бы они ни жили. Но выступая вновь и вновь в защиту и поддержку слепых, Хелен Келлер не взывала к жалости или состраданию.

Информация о работе Жизнь и деятельность Елены Келлер