Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:50, реферат
Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.
В тесной связи с такими взглядами на жизнь стоят и взгляды Дистервега на задачи воспитания. В человеке дремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если воспитанием этот дар превратить в живую силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий. Задача воспитания - развить все стороны человеческой природы, все силы, данные человеку, и поставить его на путь самостоятельного развития.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Жизненный и творческий путь А. Дистервега…………………...4
Глава 2. Смысл гуманистической педагогики.….…...……………..…........9
Глава 3.Принципы воспитания.…………………………………………….11
Глава 4. Дидактические правила……………………..………….…………16
Заключение……………………………………………………………..........21
Список литературы………………………………………………………….22
Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, разумное воспитание детей должно строиться на основе знания законов естественного развития ребенка. Изучение этих законов — задача детской психологии, которой он придавал очень большое значение. Психологию он даже называл «основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время она еще не была подлинной наукой и делала лишь свои первые шаги. На основе изучения психологических особенностей детей и подростков.
2. Принцип культуросообразности означает организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Он писал, что «... в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». Считая, что учитель и воспитатель всегда должны принимать во внимание потребности своего времени, своего народа, Дистервег указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и родной литературы. Однако к правильному пониманию общественного характера воспитания он прийти не мог. Идеалистически представляя себе взаимоотношение между человеком и обществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется природными, внутренними качествами, присущими ему от рождения. Поэтому-то и принцип культуросообразности подчинен у него принципу природосообразности.
Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег изложил в статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в которой делил культуру на три большие области: культура внешняя, культура внутренняя и культура общественная. К внешней культуре он относил способы удовлетворения физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы его нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, его познавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественная культура включает в себя господство человека над силами природы и все формы его общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Таким образом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обучение, по его мысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно строится с учетом данных внешней, внутренней и общественной культуры.
3. Принцип самодеятельности.
Самодеятельность,
под которой он понимал активность,
Положение Дистервега о том, что «...ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать», актуально и в наши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность, свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.
Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик, техник или музыкант, — это уже дело не учителя.
Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна вести к сознательной деятельности в жизни.
В «Руководстве для немецких учителей» Дистервег писал: «Собственно человеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое, свободное, оригинальное исходит из этой самодеятельности... Воспитание простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; только настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими, так и его самообразование. Главной заботой воспитателя, следовательно, должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднее сделаться господином, руководителем своей жизни».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.
Формально дидактика (от греческого didasko — учить, доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики — теория обучения — также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определении является указание на необходимость организации специальных условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в ходе функционирования системы образования, элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования.
Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.
I. Правила обучения,
относящиеся к ученику, к
1.Обучай природосообразно.
2.Руководствуйся при обучении естественными
ступенями развития подрастающего человека.
3.Начинай обучение, исходя из уровня развития
ученика, и продолжай его последовательно,
непрерывно, без пропусков и основательно!
4.Не учи тому, что для ученика, пока он
это учит, еще не нужно, и не учи тому, что
для ученика впоследствии не будет более
нужно.
5.Обучай наглядно.
6.Переходи от близкого к далекому, от простого
к сложному, от более легкого к более трудному,
от известного к неизвестному.
7.Веди обучение не научным, а элементарным
способом.
8.Преследуй всегда формальную цель или
одновременно формальную и материальную;
возбуждай ум ученика посредством одного
и того же предмета, по возможности разносторонне,
и именно: связывай знание с умением и
заставляй его упражняться до тех пор,
пока выученное не сделается достоянием
подсознательного течения его мыслей.
9.Никогда не учи тому, чего ученик еще
не в состоянии усвоить.
10.Заботиться о том, чтобы ученики не забывали
того, что выучили.
11.Не муштровать, не воспитывать и образовывать
для данного случая, а заложить общие основы
человеческого, гражданского и национального
образования.
12.Приучай ученика работать, заставь его
не только полюбить работу, но настолько
с ней сродниться, чтобы она стала его
второй натурой.
13.Считайся с индивидуальностью твоих
учеников.
II. Правила обучения,
касающиеся учебного материала,
1.Распределяй
материал каждого учебного
2.Задерживайся, главным образом, на изучении
основ.
3.При обосновании производных положений
возвращайся почаще к первоначальным
основным понятиям и выводи первые из
последних.
4.Распределяй каждый материал на известные
ступени и небольшие законченные части.
5.Указывай на каждой ступени отдельные
части последующего материала и, не допускай
существенных перерывов, приводи из него
отдельные данные, чтобы возбудить любознательность
ученика, не удовлетворяя ее, однако, в
полной мере.
6.Распределяй и располагай материал таким
образом, чтобы (где только возможно) на
следующей ступени при изучении нового
снова повторялось предыдущее.
7.Связывай родственные по содержанию
предметы.
8.Переходи от предмета к его обозначению,
а не наоборот.
9.Считайся при выборе метода обучения
с природой предмета.
10.Распределяй учебный материал не на
основе надуманных понятий, общих схем,
а всегда рассматривай его всесторонне.
11.Выводи последующие положения не посредством
общих действий, но развивай их из природы
предмета.
12.Содержание обучения должно соответствовать
уровню современной науки.
III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
1.Проходи со своими учениками
предметы скорее последовательно, чем
одновременно.
2.Считайся с (предлагаемым) будущим положением
твоего воспитанника.
3.Обучай культуросообразно.
IV. Правила обучения, касающиеся учителя
1.Старайся сделать
обучение увлекательным (
2.Обучай энергично.
3.Заставляй ученика правильно устно излагать
учебный материал. Следи всегда за хорошим
выговором, отчетливым ударением, ясным
изложением и логическим построением
речи.
4.Никогда не останавливайся.
В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосноватьосновные положения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить самому учителю). Вредная привычка — превращать уроки в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем говорить
Дистервег горячо
популяризировал профессию
Строги те требования,
с которыми Дистервег обращается к учителю.
Учитель нового времени, прежде всего,
должен сам стоять на пути истинного развития.
Он должен обладать смелостью мышления,
никогда не преступаться против Лессингова
“стремления к истине”, руководиться
любовью к человечеству, серьезно и честно
содействовать решению задач своего времени
в пределах педагогической деятельности,
должен, наконец, вдумываться в природу
человека, в искусство воспитания и обучения,
в котором ведь и мастер всегда остается
учеником. Ни к чему другому не должен
стремиться учитель, как быть воспитателем
и учителем. Он не должен быть политиком,
человеком клуба и партий, у которого бушующие
в груди страсти затмевают ясность чувства
и спокойствие духа. Но это не значит, чтобы
учитель имел право отстраняться от интересов
“целого”, быть равнодушным к ним. Сознавать
свои государственные и гражданские обязанности
— его долг. Только сам он не должен “браться
за политику”.
Истинное преподавание, «касающееся самых глубоких корней духовной жизни ученика, действует на образование воли и характера». Одним из важнейших источников дидактической силы учителя является твердость его воли, энергия и решительность, сила его педагогического характера. «Когда такая решительная сила воли воздействует, на юную душу, эта последняя испытывает возбуждение и оживление в самой глубине своей духовной жизни». Постоянство воспитательной линии, твердое ее проведение, неуклонность требований к учащимся, настойчивость, уверенное движение по пути осуществления. «...Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий чего он хочет, почему он хочет и какие средства ведут к исполнению его воли,— только такой человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей». Дистервег справедливо указывал, что это свойство учителя делает излишними всякие ухищрения и специальные дисциплинарные средства. В дисциплине он видел не «сумму внешних приемов», а результат воспитывающего обучения, (формирующего нравственные убеждения и характер учащихся. «Дисциплина является лишь следствием подобного обучения...».
«Всякое истинное обучение обладает нравственной, развивающей характер силой». Эта мысль проходит у него красной нитью. «Познание истины отражается на образе мыслей, складе убеждений и поведении, на всех сторонах характера...Всё существо человека под влиянием обучения проникается умственным и нравственным развитием».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Можно сделать вывод, что гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системе образования. Стремление к гуманизации образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальной среды, идеологических систем, профессиональных требований и технологических возможностей. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги и нашего времени, уже принято считать классическими и образцовыми.
В Германии Дистервег пользуется признанием со стороны официальной педагогики. Во всём мире передовые педагогические взгляды Дистервега получили высокую оценку, в Германии учреждена медаль его имени, которой награждаются заслуженные учителя, издаётся полное собрание сочинений Дистервега. Педагогика ценит Дистервега как прогрессивного общественного деятеля, видного теоретика и практика педагогики.
На кладбище Св. Матвея в Берлине, где покоятся его останки, ученики и почитатели соорудили ему прекрасный памятник. На доме, где он жил в последние годы и умер, столичное городское управление установило памятную доску. Такая же доска в Зигене указывает дом, где он родился. В новой берлинской ратуше и на внешнем фасаде у новой учительской семинарии пластикой увековечены его черты. В Вестфалии, родной его провинции, сооружен ему памятник рядом с тем великим человеком, благодаря которому взошла в начале этого века для Германии заря лучшего будущего, рядом с памятником Штейну. Самый памятник представляет бронзовый бюст, несколько больше натуральной величины. На высоком пьедестале (8 футов) из красного полированного гранита, впереди вырезаны слова: Адольф Дистервег, с боков—Морс 1820—1832 Берлин 1832—1866.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов. – М.; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 432с.
2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей [Публ. фрагм из прудов нем. педагога, 1834г.] // Нар. Образование, 2001. - №1
3. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя, 1883. - № 5. Учитель.ru: Публикации: http://www.teacher.fio.ru/news
Информация о работе Жизнь и творчество педагога А. Дистерверга