Закономерности внедрения интереса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретическое изучение закономерности действия интереса в обучении.

Вложенные файлы: 1 файл

Закономерности действия интереса в обучении.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Задачей современной  школы является достижение наиболее эффективной общественной формы  организации учебной деятельности детей. Однако для этого необходимо знать  природу и закономерности формирования учебной деятельности, в частности, закономерности действия интереса в обучении.

На современном  этапе происходит теоретическое  и практическое обоснование наиболее эффективных систем обучения - учебной  деятельности. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определённые знания, умения, навыки. Учение предъявляет требования к уровню развития познавательных интересов. 

Необходимость специального изучения познавательных интересов также является актуальной в аспекте разработки проблемы формирования личности школьников. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности, о закономерностях действия интереса к обучению

Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.А. Люблинской подтверждают, что такие новообразования младших школьников, как стремление к самостоятельности, повышение познавательной активности, создают благоприятные предпосылки для формирования устойчивого стремления личности к знаниям уже в начальных классах.

В данной связи актуальность изучения закономерности действия интереса в обучении обусловлено особенностью современной быстро меняющейся жизни общества, заключающейся в повышении требований к интеллектуальной активности человека, к его умственной работоспособности, к умению быстро ориентироваться и действовать в сложных и эмоционально напряженных ситуациях.

Цель исследования – теоретическое изучение закономерности действия интереса в обучении.

 

1.Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

 

Интерес к обучению, или познавательный интерес, по мнению Л.Д. Столяренко – избирательная  направленность личности на предметы и явления окружающий действительности [7]. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

М.Р. Битянова отнесла познавательный интерес к внутренним мотивам, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, потребность в активной и новой информации) [1].

В.В. Давыдов  выделяет три основных этапа развития познавательного интереса: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределённости и т.д.; устойчивый интерес к определённому предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему её жизненных целей и планов [4].

Познавательный  интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может  и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать  сильное влияние на его развитие.

Познавательный  интерес выступает и как сильное  средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и  невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В данном аспекте  познавательная мотивация выступает, не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможности для её формирования посредством специально организованных дидактических воздействий.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.

Формирование  познавательных интересов учащихся в обучении может происходить  по двум основным каналам, с одной  стороны само содержание  учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Познавательная  мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает её не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность, поэтому для активизации познавательной мотивации полезно применение методов и форм активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования.

Другой путь развития познавательных интересов - усложнение познавательных задач. Для этого необходимо использовать предварительную подготовку к восприятию нового.

Также способствуют развитию познавательных интересов  задачи на применение знаний и умений. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать  знаниями, повседневно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями  позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении [5].

Особенно развивают  интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой  воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы.

Одним из средств  формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное  вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал [8].

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда –  стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять  задания, соблюдать правила игры.

К формированию стойкого познавательного интереса ведут следующие приёмы, побуждающие  ученика осмыслить свою деятельность:

- составление плана ответа;

- составление вопроса товарищу;

- анализ и оценка ответа;

- обобщение сказанного;

- поиск иного способа решения задачи [6].

Успешность  формирования познавательных интересов  определяется  наличием условий  для развития личности учащихся и  их успешного обучения. Решение этой задачи предполагает, что познавательная деятельность зависит как от учебных планов, так и от индивидуальных особенностей учеников. Соответственно, логично выделить два направления педагогической работы в данном аспекте.

На первом этапе  происходит методическая работа с программой обучения, её содержательными и методическими компонентами.

Второе направление - педагогическая работа с отдельными детьми, имеющими выраженные особенности  в познавательной сфере.  В этом случае педагог фиксирует для  себя характер психологических трудностей ребёнка, определяет те педагогические трудности, которые возникают или могут потенциально возникнуть в связи с ними и описывает содержание и формы работы с данным ребёнком. По форме это может быть индивидуальная работа в рамках урока или в дополнительные часы в сочетании с консультированием и обучением родителей.

Следовательно, целью развивающей работы, в аспекте действия интереса к обучению, является создание социально психолого-педагогических условий для выработки самими учащимися стиля познавательной учебной деятельности.

По мнению М.Р. Битяновой, для действия интереса к обучению необходимо создать психолого-педагогические условия, позволяющие:

  1. Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию.
  2. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии.
  3. Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий.
  4. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсации другими возможностями) [1].

Для достижения поставленной цели специалисты выделяют следующие направления работы:

  1. проведение цикла развивающих занятий-уроков с детьми;
  2. перенесение обретённых ребёнком свойств в учебную деятельность на уроке;
  3. ознакомление родителей с результатами работы детей и их достижениями с целью перенесения сформированных  навыков в домашнюю среду, в другие виды деятельности [9].

Таким образом, интерес к обучению относится к внутренним мотивам, и представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающий действительности, характеризующуюся постоянным стремлением к познанию; познавательная мотивация, как устойчивая личностная черта, открывает возможности для формирования познавательной деятельности посредством специально организованных педагогических воздействий.

 

2.Особенности  действия интереса в обучении

 

Интерес к обучению, как и всякая черта личности школьника, развивается и формируется в деятельности.

Успех образования  школьника определяется не только и  не столько его информированностью (знания, умения, навыки), сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных  ситуациях. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Механизм, который приводит в движение познавательные процессы - эмоции, - средство активизации его произвольного поведения, включения в деятельность. Ведь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу изучать предъявляемый материал, анализировать свойства и связи и т.д.

Основные средства образования школьника - это деятельность и общение со сверстниками и педагогом  в учебной деятельности.

Успех действия интереса в обучении школьников зависит, во-первых, от содержания учебного материала, во-вторых, от педагогического мастерства учителя, использования им передовых  методов и приемов обучения; в-третьих, от личностных качеств и индивидуальных особенностей ребенка, его психического развития и эмоционального состояния [3].

Подход к  процессу учения школьников как к  активной деятельности требует принципиально  иного рассмотрения особенностей действия познавательных интересов в аспекте  знаний, умений и навыков [5]. Во-первых, знания не должны противопоставляться умениям и навыкам, а рассматриваться как их составная часть, вернее - первоначальная ступень. Во-вторых, знания, умения и навыки передать в готовом виде нельзя. Передается лишь определенный объем информации и иллюстрируемый на примерах способ деятельности, способ рассуждения. Знания же, умения и навыки самостоятельного мышления у ребенка формируются лишь в процессе его собственной активной интеллектуальной и практической деятельности.

В современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, подразделяющиеся соответственно на три типа:

  1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
  2. Передача информации от детей - взрослым, когда дети действуют 
    самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
  3. Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования [10].

Организация на основе представленных моделей воспитательно-образовательной  работы с детьми осуществляется посредством  создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций.

Теория обучения опирается на физиологию, психологию и другие науки, которые с научных позиций дают практические рекомендации для правильного действия интереса в обучении; она разрабатывает принципы, содержание, методы и формы организации обучения детей, что обеспечивает основы гармонического, всестороннего развития личности ребенка, развитие его познавательных интересов.

Функции обучения реализуются посредством органического  соединения трех значимых педагогических явлений, к которым относятся:

- деятельность педагога (преподавание), которая рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для действия познавательных интересов детей;

- деятельность ребёнка, т.е. собственно освоение учебного материала  (учение) - это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности;

- саморазвитие участников процесса обучения (педагога и детей), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое   изменение   психологического   статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании [9].

Действие интересов  к обучению требует систематического организованного обучения. Чтобы развитие познавательных интересов в процессе обучения школьника шло успешно, оно должно учитывать психологические и возрастные особенности учащегося.

Как отмечает М.Р. Битянова, учение - работа, требующая  концентрации сил как физических, так и интеллектуальных, иначе  говоря, мобилизации движений и внимания [1]. Оно требует, следовательно, известной моторной организованности, с одной стороны, и известной силы внимания - с другой. Вопрос о том, сколько времени может продолжаться такая концентрация моторики и внимания школьника, является одним из основных вопросов проблемы школьного режима. В результате слишком долгого урока внимание ребенка ослабевает настолько, что он становится неработоспособным, и, с другой стороны, его моторика становится сначала все более расторможенной и дезорганизованной, а затем «выдыхается», делается вялой, неэнергичной, сонной.

Информация о работе Закономерности внедрения интереса