Закономерности внедрения интереса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретическое изучение закономерности действия интереса в обучении.

Вложенные файлы: 1 файл

Закономерности действия интереса в обучении.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Экспериментальная психология, главным образом немецкая, уже в конце XIX века приступила к  изучению вопроса, какой предмет  насколько является утомительным, причем, исследовалось чаще всего ослабление силы и работы (энергографический метод), различения и внимания (например, эстезиометрический метод). Несмотря на частичные разногласия, в общем, было установлено, что наиболее утомляют занятия, связанные с затратой физической энергии или требующие большого напряжения внимания (например, решение задач или диктант). Наоборот, занятия наглядного или лабораторного характера оказались наименее утомительными. При этом выяснилось, что огромную роль играют личность учителя и метод занятия [2].

В школе, как  в общественном учреждении устанавливают для всех приблизительно одинаковый учебный час, стремятся к рациональному составлению расписания. При рациональном состоянии расписания принимают обыкновенно в расчет так называемую «кривую работы». У различных индивидуумов  кривая работы различна, но в большинстве случаев имеются следующие общие черты:

1) сначала происходит  «вхождение в работу», и работоспособность  не велика, но постепенно растет (у детей «вхождение в работу»,  более затяжное, чем у взрослых);

2) затем работоспособность  идет к максимуму;

3) после чего  падает;

4) незадолго  перед концом работы снова  несколько повышается и, наконец;

5) окончательно  падает [8].

Такова «кривая  работы» существует, как в пределах сравнительно длинного периода времени (учебного года), так и в пределах небольшого периода (суток, школьного дня, урока). Зная степень утомительности данных занятий и учителей, можно составить соответствующее расписание.

В учении огромную роль играет, с одной стороны повторение, упражнение, а с другой - ум. Несмотря на частые разногласия, экспериментальная психология довольно твердо установила, что-то, что называют механическою памятью у маленьких школьников хуже, чем у подростков и взрослых.

Отсюда следует, что чем младше ученик, тем легче  должен быть материал для учения, и тем в большем числе повторений он нуждается.

В процессе учения огромную роль играют, кроме работоспособности, внимания, памяти и умственного развития, еще контроль и мотивы, стимулирующие  стремление к данной цели.

Учение - целенаправленная деятельность, в которой цель - приобретение знаний, овладение основами наук [7]. Огромную роль в учении, как и во всякой работе, играют мотивы. В школьном возрасте наиболее доступное доказательство - доказательство примером, а наиболее сильно действующая цель - близкая, лучше всего какой-нибудь непосредственно видный результат. Поэтому заинтересовывание учащихся предметом имеет огромное значение. Очень большое значение имеет также пример товарищей.

Действие познавательного  интереса тесно связано с содержанием и способами обучения. При традиционных способах обучения действие познавательного интереса может быть затрудненно. В школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве внешней побудительной силы выступает отметка - в школе возникает система принуждения. Действительное действие интереса к обучению будет иметь место тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно.

Учёные различают мотивы, понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими [6]. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться актуально, т.е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т.е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является показателем положительной или отрицательной мотивации.

В.В. Давыдов  считает, что интерес к познанию не 
характерен для младшего школьника, а начинает проявляться только у младших подростков [4]. Интересы младших школьников, как правило, обусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала. Но в условиях экспериментального обучения, когда специально обращается внимание на происхождение, смысл, суть явлений, интерес к овладению самим способом действия может проявляться очень ярко. Поэтому другие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что 
для формирования теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности.

Действие познавательного  интереса в личностно ориентированном  подходе определяется единством  четырёх компонентов познавательной деятельности: мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого, личностно-значимого.

Мотивационный компонент имеет теснейшую связь с проявлением закономерностей действия познавательного интереса. Учение обучающегося побуждается не одним, а множеством мотивов, одни из них играют доминирующую роль, другие – подчиненную, иные – слабо заметную. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, в зависимости от их силы и значимости для личности и учение обучающегося принимает меру значимости для него. Таким образом, одним из действия познавательного интереса является формирование у обучающихся положительных мотивов учения, обеспечивающих активное включение их в познавательную деятельность.

Содержательно-операционный компонент включает в себя владение обучающимися системой знаний, умений и навыков, устойчивым стремлением  к пополнению знаний и овладению  новыми способами деятельности. Содержательно-операционный компонент тесно связан с  мотивационным.

Эмоционально-волевой  компонент действия познавательного  интереса характеризуется стремлением  к преодолению учащимися трудностей в учении и наличием определенного  эмоционального настроя, связанного с успешностью учения.

Личностно-значимый компонент приобретает свою новизну, благодаря введению в учебный  процесс личностно ориентированного подхода. Обучающийся рассматривается  как субъект деятельности, то есть как субъект, который сам выбирает траекторию своего развития, поэтому деятельность носит личностно значимый характер [3].

Таким образом, интерес к обучению, как и всякая черта личности школьника, развивается и формируется в деятельности. Организация систематического обучения как целенаправленной деятельности по действию познавательного интереса требует учёта психологических и возрастных особенностей школьников и должна быть основана на использовании различных учебных пособий, рациональном использовании учебного времени, постанове близких целей, формировании учебной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что:

- интерес к  обучению относится к внутренним  мотивам, и представляет собой  избирательную направленность личности на предметы и явления окружающий действительности, характеризующуюся постоянным стремлением к познанию;

- познавательная  мотивация, как устойчивая личностная  черта, открывает возможности  для формирования познавательной  деятельности посредством специально организованных педагогических воздействий;

- познавательный интерес положительно влияет на процесс и результат деятельности, и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

- выделяют три основных этапа развития познавательного интереса: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределённости; устойчивый интерес к определённому предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему её жизненных целей и планов;

- интерес к  обучению, как и всякая черта  личности школьника, развивается  и формируется в деятельности;

- успех действия интереса в обучении школьников зависит от содержания учебного материала, от педагогического мастерства учителя, использования им передовых методов и приемов обучения; от личностных качеств и индивидуальных особенностей ребенка, его психического развития и эмоционального состояния;

- организация  систематического обучения как  целенаправленной деятельности  по действию познавательного  интереса требует учёта психологических  и возрастных особенностей школьников  и должна быть основана на  использовании различных учебных  пособий, рациональном использовании учебного времени, постанове близких целей, формировании учебной мотивации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2008. – 352с.
    2. Божович   Л.И.  Познавательные  интересы  и  пути   их  изучения. - М.: Академия, 2005. - 106с.
    3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. Соч. в 6т. Т.1.-М.: Прогресс, 1982. - С.239-326.
    4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 613 стр.
    5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240с.
    6. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия,1995. - 128с.
    7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - М.: Феникс, 2003. – 428с.
    8. Талызина   Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Академия, 1998. - 492с.
    9. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – СПб.: Речь, 2010. – 228с.
    10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1999. – 328с.

 

 

 

 


Информация о работе Закономерности внедрения интереса