1. Введение
Игра занимает очень важное место в жизни
человека, поскольку в дошкольном возрасте
именно игровая деятельность является
основным видом деятельности ребенка.
О первостепенном значении игры для естественного
развития ребенка свидетельствует тот
факт, что ООН провозгласила игру универсальным
и неотъемлемым правом ребенка.
Игра
– это единственная центральная деятельность
ребенка, имеющая место во все времена
и у всех народов. Игра есть практика развития
ребенка, в игре ребенок развивается как
личность, у него формируются те стороны
психики, от которых впоследствии будет
зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, успешность его отношений
с людьми. В игре проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, эмоциональность,
активность, потребность в общении, чувство
коллективизма, целеустремленность, гуманность
и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Другими словами, именно в игре осуществляется
процесс социализации, то есть процесс
становления личности маленького человека,
усвоения им социально-культурного опыта.
Это объясняет тот факт, что игра как особый
вид деятельности привлекает к себе внимание
многих исследователей – педагогов, психологов,
философов, социологов, этнографов, искусствоведов,
биологов. Естественно, представителей
разных отраслей науки интересуют «свои»
аспекты игры, но все они сходятся в том
мнении, что игра – это неотъемлемая часть
человеческой культуры.
В настоящее время специалисты в области
дошкольной педагогики единодушно признают,
что игра как важнейшая специфическая
деятельность ребенка должна выполнять
широкие общевоспитательные задачи. Методологической
основой развития теории и практики детской
игры является положение об игре как о
целенаправленной социальной деятельности
и важном средстве воспитания.
В дошкольной педагогике и в практике
работы детских садов утвердилось мнение
о том, что развитие ребенка определяется
условиями его жизни и воспитания, и что
поступательное развитие личности не
есть результат спонтанно проявляющихся,
заложенных природой индивидуальных черт
и качеств.
2. Происхождение и социальный
характер игры
Когда и как появилась игра как особый
вид человеческой деятельности? Большинство
современных учёных объясняют игру как
особый вид деятельности, сложившийся
на определённом этапе развития общества.
В начале ХХ века у исследователей не было
единодушия в решении вопроса, что является
первичным в истории человечества: труд
или игра. Высказывались предположения,
что игра возникла раньше труда. Впервые
с противоположным утверждением о том,
что «игра – дитя труда», выступил немецкий
психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем
эту точку зрения развил русский философ
Г. В. Плеханов.
Г. В. Плеханов доказывает, что в жизни
общества труд предшествует игре и определяет
её содержание. В играх первобытных племён
изображается война, охота, земледельческие
работы. Несомненно, что сначала была война,
а затем игра, изображающая военные сцены.
Сначала было впечатление, произведённое
на дикаря смертью раненого товарища,
а затем появилось стремление воспроизвести
это впечатление в пляске. Таким образом,
игра связана и с искусством, она возникла
ещё в первобытном обществе вместе с разными
видами искусства. Дикари играли как дети,
в игру входили пляски, песни, элементы
драматического и изобразительного искусства.
Иногда играм приписывали магическое
действие.
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается
обратное соотношение: ребёнок вначале
подражает труду взрослых в игре и лишь
позже начинает принимать участие в настоящей
работе. Плеханов доказывает закономерность
такого явления: игра служит средством
подготовки к труду, средством воспитания.
Изучение происхождения игры даёт возможность
определить её сущность: игра – образное,
действенное отражение жизни; она возникла
из труда и готовит молодое поколение
к труду. В педагогической литературе
понимание игры как отражения действительной
жизни впервые было высказано великим
педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка,
говорит он, имеет сильнейшее влияние
на игру, «она даёт для неё материал гораздо
разнообразнее и действительнее того,
который предлагается игрушечной лавкой».
К. Д. Ушинский интересно описывает игры
своего времени, причём показывает, что
у детей разных социальных групп были
разные игры. «У одной девочки кукла стряпает,
шьёт, моет, гладит; у другой – величается
на диване, принимает гостей, спешит в
театр или на раут; у третьей – бьёт людей,
заводит копилку, считает деньги». Дошкольный
возраст – первоначальный этап усвоения
общественного опыта. Ребёнок развивается
под воздействием воспитания (относительно
социально контролируемая социализация),
под влиянием впечатлений от окружающего
мира. У него рано появляется интерес к
жизни и работе взрослых. Игра – наиболее
доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный
способ переработки полученных впечатлений.
Она соответствует наглядно-образному
характеру его мышления, эмоциональности
и активности. Подражая в игре труду взрослых,
их поведению, дети никогда не остаются
равнодушными. Впечатления жизни пробуждают
у них разнообразные чувства, мечту о том,
чтобы самим водить корабли и самолёты,
лечить больных. В игре обнаруживаются
переживания ребёнка, отношение к жизни.
Таким образом, к игре детей побуждает
стремление знакомиться с окружающим
миром, активно действовать в общении
со сверстниками, участвовать в жизни
взрослых, осуществлять свои мечты. Н.
К. Крупская выдвинула принципиально новое
положение о детской игре как деятельности
целенаправленной, сознательной, творческой:
«Очень важно не шаблонизировать игры,
а давать простор детской инициативе.
Важно, чтобы дети сами придумывали игры,
ставили себе цели: построить дом, поехать
в Москву, состряпать обед и т. п. Процесс
игры заключается в осуществлении поставленной
цели: ребята вырабатывают план, выбирают
средства его осуществления. По мере развития
ребят, роста их сознательности сложнее
становятся цели, чётче планирование,
мало-помалу игра переходит в общественную
работу».
Н. К. Крупская рассматривала игру как
средство всестороннего развития ребёнка:
игра – способ познания окружающего и
в то же время она укрепляет физические
силы ребёнка, развивает организаторские
способности, творчество, объединяет детский
коллектив. Игра подводит детей к труду.
А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии
игры, показал, что игра – осмысленная
деятельность, а радость игры – «радость
творческая», «радость победы».
Сходство игры с трудом выражается и в
том, что дети чувствуют ответственность
за достижение поставленной цели и за
выполнение роли, которую им поручает
коллектив. А. С. Макаренко указывает также
и на основное отличие игры от работы.
Труд создаёт материальные и культурные
ценности. Игра таких ценностей не создаёт.
Однако игра имеет важное воспитательное
значение: она приучает детей к тем физическим
и психическим усилиям, которые нужны
для работы.
Понимание игры как деятельности, определяемой
социальными условиями, лежит и в основе
многих исследований зарубежных учёных:
И. Лаунер, Е. Петровой?, А. Валлона и др.
Идеалистические теории роднит понимание
игры как деятельности, не зависимой от
социальных условий. К числу таких теорий
относятся биологизаторская теория К.
Грооса и В. Штерна, теория З. Фрейда, близкая
ей теория компенсации А. Адлера и др. Все
эти теории приводят к выводу, что выбор
объекта подражания в игре объясняется
прежде всего силой пробуждающегося инстинкта,
подсознательных влечений. В свете этих
теорий ребёнок оказывается неполноценным
существом, болезненно переживающим этот
недостаток. Поскольку выбор игры зависит
от бессознательных импульсов, следует
лишь создавать ребёнку условия для свободного
выражения своего внутреннего «я», дать
выход влечениям и чувствам, в том числе
дурным и жестоким. Месть окружающим в
игре служит для ребёнка средством компенсации
своих недостатков.
Отечественная же педагогика считает,
что особенности поведения ребёнка закономерны
на каждом этапе его развития и не служит
признаком неполноценности. Ребёнок отражает
в игре то, что его интересует, волнует,
радует. Таким образом, игра – социальная
деятельность, возникающая в ходе исторического
развития трудовых процессов; игра всегда
отражает действительную жизнь, поэтому
её содержание меняется с изменением общественных
условий; игра – сознательная, целенаправленная
деятельность, которая имеет много общего
с трудом и служит подготовкой к труду.
Игра имеет социальную основу. И детские
игры прежних лет, и современные игры убеждают
нас в том, что они связаны с миром взрослых.
Одним из первых, кто доказал это положение,
оснастив его научно-психологическими
данными, был К. Д. Ушинский. В работе «Человек
как предмет воспитания» (1867) К. Д. Ушинский
определил игру как посильный для ребёнка
способ войти во всю сложность окружающего
его мира взрослых.
Окружающая ребёнка действительность
многообразна, а в игре находят отражение
лишь отдельные её стороны, а именно: сфера
человеческой деятельности, труда, отношений
между людьми. Как показывают исследования
А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской,
развитие игры на протяжении дошкольного
возраста происходит в направлении от
игры предметной, воссоздающей действия
взрослых, к игре ролевой, воссоздающей
отношения между людьми.
В первые годы жизни у ребёнка преобладает
интерес к предметам, вещам, которые используют
окружающие. Поэтому в играх детей этого
возраста воссоздаются действия взрослого
с чем-то, с каким-то предметом (ребёнок
готовит еду на игрушечной плите, купает
куклу в тазике). А. А. Люблинская очень
метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».
В развёрнутой форме ролевой игры, которая
наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на
первый план выступают отношения между
людьми, которые осуществляются через
действия с предметами, а иногда и без
них. Таким образом, игра становится способом
выделения и моделирования (воссоздания
в специально созданных условиях) отношений
между людьми, а следовательно начинает
служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам её осуществления.
Игровая деятельность, как доказано А.
В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко,
не изобретается ребёнком, а задаётся
ему взрослым, который учит малыша играть,
знакомит с общественно сложившимися
способами игровых действий (как использовать
игрушку, предметы-заместители, другие
средства воплощения образа; выполнять
условные действия, строить сюжет, подчиняться
правилам и т. д.). Усваивая в общении со
взрослыми технику различных игр, ребёнок
затем обобщает игровые способы и переносит
на другие ситуации. Так игра приобретает
самодвижение, становится формой собственного
творчества ребёнка, а это обусловливает
её развивающий эффект.
Кроме
того, согласно Ж. Пиаже, игра является
мостиком между конкретным опытом и абстрактным
мышлением, и именно символическая функция
игры является особенно важной. В игре
ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует
с помощью конкретных предметов, которые
являются символом чего-то другого, то,
что он когда-либо прямым или косвенным
образом испытал. Иногда такая связь совершенно
очевидна, а иногда она может быть отдаленной.
В любом случае, игра представляет собой
попытку детей организовать свой опыт,
и, возможно, с игрой связаны те моменты
в жизни детей, когда они чувствуют себя
в большей безопасности и могут контролировать
собственную жизнь.
3. Значение
игры в формировании личности ребенка
Впервые
семь лет ребенок проходит большой и сложный
путь развития. Это ярко отражается в играх,
которые год от года становятся богаче
по содержанию, сложнее по организации,
разнообразнее по характеру.
Изучение
детских игр обнаруживает закономерности
их развития, связанные с общими закономерностями
развития в дошкольном возрасте, формирование
мышления, воображения, нравственных качеств,
количественных навыков, творческих способностей.
В то же время в игре проявляются индивидуальные
особенности детей, различные интересы,
характеры. Чтобы понять сущность игры
и закономерности их развития, важно проследить
возникновение игры, изучить ее начальные
формы.
В
первые два года жизни, когда воображение
ребенка еще не развито, игры в настоящем
смысле слова нет. В этом возрасте можно
говорить о подготовительном периоде
игры, который часто называют «предметной
деятельностью».
К
двум годам в детских играх прослеживаются
те черты, которые ярко проявляются в более
позднем возрасте: подражанием взрослым,
создание воображаемых образов, стремление
активно действовать, знакомиться с окружающем.
На третьем
году жизни начинает развиваться воображение,
в играх появляется несложный сюжет.
Влияние игры
на развитие личности ребенка заключается
в том, что через нее он знакомится с поведением
и взаимоотношениями взрослых людей, которые
становятся образцом для его собственного
поведения, и в ней приобретает основные
навыки общения, качества, необходимые
для установления контакта со сверстниками.
Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться
правилам, соответствующим взятой на себя
роли, игра способствует развитию чувств
и волевой регуляции поведения.
Игра как ведущий
вид деятельности ребенка дошкольного
возраста оказывает воздействие на развитие.
Начинает формироваться произвольность
психических процессов. Прежде всего,
развивается произвольное восприятие,
внимание и память. Потребность в общении
со сверстником вынуждает ребенка точно
выполнять правила игры, а это требует
специальных усилий и целенаправленности.
Развитие мышления - осуществляется переход
от мысли в действии к мысли в плане представлений.
Действуя с предметом-заместителем, ребенок
учится мыслить о реальном предмете. Для
развития воображения игра имеет определяющее
значение, поскольку в игровой деятельности
ребенок учится замещать один предмет
другим и "примерять" на себя различные
роли, образы и действия. Влияние
игры на развитие личности заключается
в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения
между людьми по образу и подобию взрослых,
приобретая, таким образом, навыки общения
и способы волевой регуляции своего поведения.
В игре развивается знаковая функция речи
(предмет - знак - его наименование). Игра
способствует развитию рефлексии как
способности соотносить свои действия,
мотивы, поступки с общечеловеческими
ценностями. В игре эта возможность открывается
потому, что ребенок находится в двойной
позиции - исполняющего роль и контролирующего
качество (правильность) ее исполнения.
В игре же продолжают
развиваться продуктивные виды деятельности,
появляются элементы учебной трудовой
деятельности.
Игра - это
самостоятельная, творческая, свободная
деятельность ребенка.
4. Игра – творческий процесс
Первичное творчество, как считает А.
Маслоу, опирается на неведомое, его всегда
можно наблюдать в здоровом ребенке. Это
творчество является характерным для
тех, кто способен играться, мечтать, смеяться,
и лентяйничать, кто может быть спонтанным,
открытым для несознательных желаний
и импульсивным.
Игровое действие
рождается не с воображаемой ситуации,
а наоборот, операция с действием вызывает
игровую ситуацию. Таким образом, условие
игрового действия способствуют воображению,
делают его необходимым.
Пока ребенок не играет, он не воображает
игровую ситуацию, и фантазия не работает.
Только в процессе
игры предмет как будто распадается на
вещественные свойства и игровой смысл.
Механизмом фантазии становится бисоциация.
Термин «бисоциация»
принадлежит А. Кестлеру, исследователю
творческого процесса который обращал
свое внимание подсознательному. Он подчеркивал
роль случайности, необходимости откладывания
решения, и размышления, про стороны побочных
вещей.
В сознательном,
как говорил З. Фрейд, следует называть
«ОНО» отсутствуют типовые противопоставления,
доброго и плохого, правильного и неправильного.
В этой сфере
психики противоположного, правильного
и неправильного, в этой сфере психики
противоположности воспринимаются как
единые, в целом, общие.
Такое восприятие,
которое является нейтральным в ценностном
отношении, содействует новому творческому
взгляду на мир.
Известно множество
«техник» фантазий. Среди них – комбинирование
соединение известных элементов, в новых
комбинаций, которые постоянно наблюдаются
в детских играх.
Следует назвать
также акцентирование – подчеркивание
отдельных черт явления (которое открывается).
Преувеличение или надменное преуменьшение
помогает ребенку в игровом или сказочному
сюжете сделать игровое ударение на каком
– либо субъективно очень важном. Акцентированное
отражение определенного персонажа или
отдельной ситуации, содействует обобщению,
типизации, поскольку некоторые черты
упрощаются, совсем выпадают, случайные
черты отбрасываются.
Игровая деятельность
ребенка всегда есть обобщенной потому
что мотивом есть не отражение какого
– то конкретного явление, а самого действия,
как личного отношения.
В игре ребенок
не наследует, не передает особое, характерное,
он всегда типизирует.
Интуиция стимулирует
фантазирование, а фантазии воспринимают
развитие творческого мышления.
У каждого активно
– действующего человека живет неискоренимая
потребность переходить от чувственного
познания мира к рациональному, где мышление,
механизмом которого является опосредственность.
Мышление является
процессом опосредованного познание вещей
и явлений, осмысливание связей и отношений
между ними.
Во всех чувственных
явлениях ребенок стремится в меру своих
сил найти соответствующий смысл, и его
не заканчивающийся «как? почему? зачем?»
направлены на открытие тайн своего существование.
То новое, что
возникает ежедневно перед ребенком, является
для него загадкой.
Мышление становится
обобщением результатом наблюдений, обобщением
ориентированной деятельности.
Человек не
успокаивается до тех пор, пока загадочному,
неведомому явлению, которое волнует уже
самим своим существованием, не будет
предавать определенное значение, которое
в начале происходит в игре.
Игра концентрирует
в себе все тенденции развития, и ребенок
играючись, как бы возносится над обычным
уровнем своего мышления, своего поведения.
Мышление дает
возможность знать про то, что непосредственно
невозможно наблюдать.
Оно создает
фундамент для творческих предпосылок.
Поиски значений смысла не успокаивает,
человек стремится что-нибудь сделать
с отрытым осмысленным явлением, предметом.
Рациональная, абстрактное он стремится
представить наглядно дать ему, чувственного
воплощения.
Чувственно
– речевая игра значения вновь возвращает
творческий процесс, к интуиции и творческая
спираль переходу от интуиции к фантазии,
а потом к мышлению, и дальше раскручивается
неистекаемо.
5. Характеристика игровой
деятельности ребенка
В период дошкольного
детства игра становится ведущим видом
деятельности, но не потому, что ребенок
большую часть времени проводит в развлекающих
его играх, - игра вызывает качественные
изменения ребенка. Собственно игровое
действие будет происходить тогда, когда
ребенок под одним действием подразумевает
другой. Игровое действие носит знакомый
(символический) характер. Именно в игре
наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся
знаковая функция сознания ребенка. Ее
проявление в игре имеет свои особенности:
игровые заместители предметов могут
иметь значительно меньшее сходство с
самими предметами, чем, например, рисунок
с изображаемой действительностью. Однако
игровые заместители должны давать возможность
действовать с ними так, как с замещаемым
предметом. Поэтому, давая свое название
избранному предмету – заместителю и
приписывая ему определенные свойства,
ребенок учитывает и некоторые особенности
самого предмета – заместителя. При выборе
предметов – заместителей дошкольник
исходит из реальных отношений предметов.
Он с готовностью соглашается, что полспички
будет мишуткой, целая спичка мишкой –
мамой, коробок – постелькой для мишутки.
Но он ни за что не примет такого варианта,
где мишуткой будет коробок, а постелью
– спичка. «Так не бывает», - обычная реакция
ребенка.
Д.Б. Элькониным
были выделены отдельные компоненты игр,
характерные для дошкольного возраста.
К компонентам игры относятся: игровые
условия, сюжет и содержание игры.
В каждой игре свои игровые условия —
участвующие в ней дети, куклы, другие
игрушки и предметы. Подбор и сочетание
их существенно меняет игру в младшем
дошкольном возрасте. Игра в это время,
в основном, состоит из однообразно повторяющихся
действий, напоминающих манипуляции с
предметами.
Например, если
игровые условия включают другого человека
(куклу или ребенка), то трехлетний ребенок,
манипулируя тарелочками и кубиками, может
играть в «приготовление обеда». Ребенок
играет в приготовление обеда даже если
он забывает потом накормить сидящую рядом
куклу. Но если у ребенка забрать куклу,
наталкивающую его на этот сюжет, он продолжает
манипуляции с кубиками, раскладывая их
по величине или форме, объясняя, что он
играет «в кубики», «так просто». Обед
исчез из его представлений вместе с изменением
игровых условий.
Дидактическая
игра явление сложное, но в ней отчетливо
обнаруживается структура, т. е. основные
элементы, характеризующие игру как форму
обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры дидактическая
задача, которая определяется целью обучающего
и воспитательного воздействия. Познавательное
содержание черпается из «Программы воспитания
в детском саду».
Наличие дидактической задачи или нескольких
задач подчеркивает обучающий характер
игры, направленность обучающего содержания
на процессы познавательной деятельности
детей. Дидактическая задача определяется
воспитателем и отражает его обучающую
деятельность.
Структурным элементом игры является
игровая задача, осуществляемая детьми
в игровой деятельности. Две задачи —
дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь
обучения и игры. В отличие от прямой постановки
дидактической задачи на занятиях в дидактической
игре она осуществляется через игровую
задачу, определяет игровые действия,
становится задачей самого ребенка, возбуждает
желание и потребность решить ее, активизирует
игровые действия.
Например, в
игре «Раскроем тайну волшебных колпачков»
(старшая группа) воспитатель ставит дидактическую
задачу — учить детей рассказывать о предмете,
который ребенок обнаруживает под колпачком.
Игровая задача — узнать, что под колпачком,
«раскрыть тайну колпачка» и получить
поощрительный значок, в котором заключена
оценка правильности решения задачи.
Цветные (красные, синие, желтые) конусы
(высотой 20—25 см, диаметром 12 см) привлекают
детей сами по себе и вызывают живой интерес
к решению игровой задачи — раскрыть тайну
колпачка.