Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:23, курсовая работа
Цель исследования – изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта (на примере группы). Объект исследования – процесс обучения. Предмет исследования – мотивы учения.
В соответствии с целью в ходе исследования решались следующие задачи:
– рассмотреть понятия мотивации и мотива учения;
– изучить классификацию и структуру мотивов учения;
– подобрать диагностическую программу изучения мотивации учения;
– проанализировать результаты экспериментального исследования.
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения 5
1.1. Понятия мотивации и мотива учения 5
Выводы по параграфу 1.1 9
1.2. Классификация и структура мотивов учения 10
Выводы по параграфу 1.2 16
Глава II. Экспериментальное исследование мотивов учения субъекта 18
2.1. Диагностическая программа изучения мотивации учебной деятельности 18
Выводы по параграфу 2.1 20
2.2. Изучение мотивации учебной деятельности 21
Выводы по параграфу 2.2 26
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Проблема целенаправленного развития мотивации учения относится не только к психологии и педагогике, но и к предметным методикам обучения, поскольку ее формирование осуществляется через конкретный предмет и конкретную познавательную деятельность.
Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Е.П. Ильин понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.
С целью изучения особенностей мотивации учебной деятельности было проведено экспериментальное исследование.
В ходе эксперимента было выявлено, что в группе ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Было выявлено, что в системе мотивов учебной деятельности студентов преобладает и лидирует прагматический мотив («получение диплома»). Последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность). Преобладание прагматического мотива могло свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею. Для того чтобы вскрыть причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нами был определен уровень профессиональной направленности студента, проанализировано, почему студент выбрал профессию, как этот выбор был осуществлен, каковы ценностные ориентиры студента. Анализ результатов показал, что уровень профессиональной направленности студентов выше средних значений, у студентов ярко выражен интерес к избранной специальности, выбор профессии был осуществлен ими продуманно и самостоятельно.
Развитие мотивации учебной деятельности зависит от проведения своевременной диагностики мотивации студентов и учета ее результатов в образовательном процессе, подобранной системы условий развития мотивации, а именно: соотнесение результатов обучения с практической деятельностью, актуализация мотивационных аспектов учебной деятельности в работе группы. Уровень развития мотивационной сферы личности студента зависит от способов, условий и средств обучения, осознания собственного смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъектной активности и субъектного отношения. Качественные особенности развития мотивационной сферы личности студента зависят от личностной и профессиональной направленности, ценностных ориентаций. Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое познание и понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное русло ее развития.
На наш взгляд, данное исследование может найти свое продолжение в изучении таких аспектов развития мотивации студентов как: использование возможностей студенческой группы как фактора развития учебной мотивации, выявление гендерной специфики становления учебной мотивации.
Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А.Реана, В.А.Якунина).
Опросный лист (для студентов)
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.
Список мотивов |
|
1. стать высококвалифицированным специалистом |
|
2. получить диплом |
|
3. успешно продолжить обучение на последующих курсах |
|
4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» |
|
5. постоянно получать стипендию |
|
6. приобрести глубокие и прочные знания |
|
7.
быть постоянно готовым к |
|
8.
не запускать изучение |
|
9. не отставать от сокурсников |
|
10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности |
|
11.
выполнять педагогические |
|
12.
достичь уважения |
|
13. быть примером для сокурсников |
|
14. добиться одобрения родителей и окружающих |
|
15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
|
16.
получить интеллектуальное |
|
Обработка и интерпретация результатов
Определяется частота названия мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.).
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Опросный лист
Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.
Обработка и интерпретация результатов
КЛЮЧ к опроснику
Шкала «Приобретение знаний»
- за согласие ( «+» ) c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; - за несогласие ( «–» ) с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла.
Максимум – 12,6 балла.
Шкала «Овладение профессией»
- за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл.
Максимум – 10 баллов.
Шкала «Получение диплома»
- за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; - за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл.
Максимум – 10 баллов.
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
Информация о работе Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта