Индивидуальный подход в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… с.3
I. Теоретическая часть:
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям...……………………………………………………………..с.6
Возрастные и индивидуальные особенности детей…..…………..с.10
Учет индивидуальных особенностей…..…………………………..с.16
Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...…………..…………………………………………..с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода………………с.19
в процессе трудового воспитания;
в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
Анализ результатов практического исследования………………...с.22
Рекомендации..…...…….……………………………………..……..с.24
III. Заключение…………….……………………………………….……с.25
IV. Список литературы.…...………………………………….…………с.27

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальный подход в воспитании детей (курсовая).doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П., Иван К.. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее  в деятельности стараются преодолеть любым способом.

Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.

Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным  критериям (см. приложение 2 .). К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к. систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.

Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.

Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка:  и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно – воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуем провести следующую работу :

Рекомендации для воспитателя :

1. Провести исследование по диагностике  Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с  целью изучения индивидуально-психологических  особенностей ребенка (№17.с.235)

2. Организовать консультации по  темам : «Знать ребенка, чтобы

воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».

  1. В организации занятий следует учитывать склонности детей.
  2. Рекомендую развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка (см.приложение.№3).
  3. Предлагаю и рекомендую книги для прочтения : 1. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.

3.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества  или развивающие игры». М., 1990г.

 

Рекомендации для родителей:

  1. Необходимо уделять больше внимание самообразованию.
  2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом.
  3. Предлагаю книги для прочтения :
    • Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М., 1991 г.
    • Диалоги о воспитании : Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова М., 1982г.
    • Островская Л.Ф. «Педагогические знания - родителям». М., 1983г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение

Курсовая работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода, а также доказана необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.

В практической части был проведен констатирующий эксперимент с целью  выявления индивидуально – психологических особенностей ребенка, по диагностической методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Эксперимент проводился в две серии. В первой серии было проведено исследование типов темперамента детей дошкольного возраста, во второй серии были изучены волевые проявления дошкольников.

На основе проделанной работы, исходя из полученных результатов разработаны методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые термины :

 

  1. Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на определенном этапе онтогенеза.
  2. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.
  3. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.
  4. Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на воспитываемого с целью формирования у него определенный форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.
  5. Деятельность – активное отношение к окружающей деятельности, выражающейся в воздействие на нее.
  6. Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся в основном воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.
  7. Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только присущих особенностей.
  8. Индивидуальный подход -  осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов.)
  9. Личность – человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.
  10. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами.
  11. Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.
  12. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
  13. Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.
  14. Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения.
  15. Темперамент – это совокупность индивидуально – психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.
  16. Трудовое воспитание – воспитание положительного отношения к труду и психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.
  17. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении к себе, к другим людям, к труду.
  18. Целеполагание – способность порождения новых целей в деятельности человека.
  19. Цель – объект, на который направлено действие.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы : 

 

  1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).
  2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение, 1991.-207с.
  3. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.
  4. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
  5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г.
  6. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.
  7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
  8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.
  10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.
  11. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
  12. Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.с.36-41.
  13. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
  14. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
  15. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.. 1990г.
  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
  17. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.
  18. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.
  19. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с.
  20. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.
  21. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Исследование типов темперамента дошкольников.

 Проведение исследования : Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.

Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и  спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит  в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

 Изучение волевых  проявлений.

 

Проведение исследования : Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Обработка данных : Анализ проводят по схеме :

  1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
  2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).
  3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы :
    • дисциплинированность : подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
    • самостоятельность : умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;
    • настойчивость : умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
    • инициативность : умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
    • Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.

 

 

Уровни сформированности волевых проявлений :

  1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.
  2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.
  3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель  руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества.

Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей