Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 22:57, курсовая работа
Сегодня инновациями охвачена вся педагогическая действительность. Это способствует складыванию в образовании ситуации неопределённости. Кризис разнообразия, захлебнувшего педагогическую практику, ставит главную проблему - проблему качества образования, которую в условиях формирования школы, становление новой образовательной парадигмы можно отнести к ключевой. Тем не менее, среди миллионов учителей и преподавателей далеко не все способны к подлинному педагогическому творчеству, хотя никому из них заранее не сказано стремиться к нему. Игнорирование этого ограничения, предоставление каждому, даже начинающему педагогу, полной, не лимитируемой свободы собственного самовыражения грозит превращение творчества в заурядную анархию и отсебятину, в своего рода «педагогическую какофонию».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ……………..………………...7
Общие понятия об инновациях, эффективность их использования……...7
Современные образовательные технологии на уроках математики……..10
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ……………………………...........................................................23
2.1. Использование инновационных педагогических технологий на уроках математики……………………………………………………………………….....23
2.2. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках математики………………………………………………………27
2.3. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ……………..………………...7
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ
ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ…………………………….........
2.1. Использование инновационных
педагогических технологий на уроках
математики……………………………………………………
2.2. Исследование отношения
детей и учителей к
играм на уроках математики……………………………………………………
2.3. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов развития современного мира являются нововведения, а признаком общества - готовность принять новый опыт, открытость социальным переменам. По мнению Нака Делора, образование должно постоянно адаптироваться к изменениям в обществе, не пренебрегая при этом передачей достижений, основных знаний, плодов человеческого опыта.
Сегодня инновациями охвачена вся педагогическая действительность. Это способствует складыванию в образовании ситуации неопределённости. Кризис разнообразия, захлебнувшего педагогическую практику, ставит главную проблему - проблему качества образования, которую в условиях формирования школы, становление новой образовательной парадигмы можно отнести к ключевой. Тем не менее, среди миллионов учителей и преподавателей далеко не все способны к подлинному педагогическому творчеству, хотя никому из них заранее не сказано стремиться к нему. Игнорирование этого ограничения, предоставление каждому, даже начинающему педагогу, полной, не лимитируемой свободы собственного самовыражения грозит превращение творчества в заурядную анархию и отсебятину, в своего рода «педагогическую какофонию». Если не фиксировать культурного уровня существующей практики образования, инновации превращаются в хаотическое изменение всего и вся, и в целом подобная вариантность означает лишь изменчивость, разрушающую единые (но не единообразные) культурные прототипы. Создание нового содержания образования предполагает изменение работы всех основных профессиональных позиций в сфере образования, а также выделение новых образцов профессиональной деятельности в этих позициях.
В трудах педагогики и общественных деятелей Ю.К Бабанский, П.И. Третьяков, Ш.А. Амонашвили, система Е.Н. Ильина, Н.П. Гузик, В.С. Библер, С.Ю. Курганов нашли освещение инновационных технологий.
Своеобразие инновационных технологий как основы повышения эффективности урока нашли отражение в трудах Ш.А. Амонашвили,. Бабанский, П.И. Третьяков, Ш.А. Амонашвили, система Е.Н. Ильина, Н.П. Гузик, В.С. Библер, С.Ю. Курганов Ими исследованы, в частности, такие вопросы, формирование гуманистических качеств личности младшего школьника в учебной деятельности (Е.П. Бутузова), представлен целостный педагогический опыт обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Ш.А. Амонашвили), разработаны и обоснованы задачи и принципы организации воспитательной работы в начальных классах, ключевые вопросы содержания и практической реализации этого вида педагогической деятельности (О.С. Богданова, В.И. Петрова).
Инновационные процессы, ставшие требованием времени, вызвали к жизни новые подходы к проведению педагогических исследований. В 2002 году для их интенсификации был создан Институт педагогических наук, включающий в себя Национальный центр по статистике образования, Национальный центр по оценке образовательной деятельности и помощи регионам. Каждый из них занимается в той или иной степени инновационной проблематикой.
Большое число научно-исследовательских центров с их мощной структурой, публикации в научных журналах, периодической печати, активное внедрение информации в Интернет - всё это способствует широкому распространению опыта других стран.
В Канаде создан и много лет функционирует Международный центр совершенствования образования при Институте педагогических исследований провинции Онтарио, руководителем которого является Энди Харгиз. Исследователи центра (Майк Фуллан, Лорн Эрл) вносят свой вклад в разработку теории образования и в анализ её успешного или неудачного практического воплощения.
Вклад М. Фумана в развитие теории образовательного изменения и разработку путей его успешного практического воплощения призван во всём мире. Практически не одна серьёзная англоязычная работа на данную тему не обходится без ссылок на фундаментальные труды этого учёного. М. Фуман был официально приглашён в качестве эксперта в Великобританию для осуществления ряда национальных инновационных проектов в образовании, в частности проекта под названием «Национальная грамотность». Немало исследований по инновациям в образовании проводятся канадскими учёными и в других центрах, например в университете Калгари.
Эта проблема очень актуальна и в прошлое, и в наше время. Ситуация на рынке труда не может гарантировать неизменность профессий на протяжении жизни человека, поэтому человек нуждается в беспрерывном образовании.
Я считаю, что использование инновационных педагогических технологий способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию школьников.
Тема: Инновационные технологии как основы повышения эффективности урока.
Цель исследования: изучить возможности использования инновационных педагогических технологий на уроках.
Задачи исследования:
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс.
Предмет исследования: процесс внедрения инновационной деятельности. Гипотеза: использование инновационных педагогических технологий на уроках будет эффективным при условии целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса по вооружению учащихся начальных классов необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; диагностика, анкетирование, изучение результатов деятельности учеников.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
1.1. Общие понятия об инновациях, эффективность их использования
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании. Они проходят на всех его уровнях, характеризуются многонаправленностью действия, что привело к созданию в различных странах систем беспрерывного образования, внедрение новых технологий, в первую очередь, компьютерных, поиску оптимальных моделей управленческой деятельности, обновление содержания образования.
Для обеспечения качества образования необходим должный культурный уровень и образцов деятельности, и процедуры их трансляции. Считается, что воспроизводство педагогического труда и педагогического искусства осуществляется в результате обучения педагогов в педагогических институтах, в ходе переподготовки их в институтах повышения квалификации, в научно-методической работе образовательного учреждения. В школе широко распространена практика открытых уроков, занятий, внеклассных мероприятий и других форм деятельности для учителей, слушателей повышения квалификации, студентов-практикантов. Но при этом остаётся неясным, гарантируют ли такие «показы» освоение и распространение актуальных образцов деятельности, какие механизмы лежат в основе её освоения и воспроизводства.
Школы-гимназии города Гродно ежегодно проводят более 20 семинаров и конференций различного уровня с целью передачи актуальных образцов педагогической деятельности.
Интервьюирование участников семинара по развивающему обучению показало, что простое содержание на уроках образцов педагогической деятельности в развивающем обучении по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова недостаточно для их воспроизведения. Зафиксированы склонившиеся в образовательной практике противоречия определившие необходимость упорядочения инновационной деятельности в образовании, выделение среди неограниченной массы предполагаемых новшеств действительно актуальных образцов педагогической деятельности. Они, в свою очередь, должны отвечать требованиям культуры и способствовать развитию, как самого образования, так и его субъектов культуросообразной организации процесса освоения образцов, а также выступать в качестве базовых компонентов современного уровня развития педагогической культуры. Разрешению этих вопросов может способствовать создаваемый нами проект процедуры освоения образцов деятельности педагога. Ценностное сознание во многом определяет смысл и направленность преобразований.
Новая образовательная парадигма состоит в том, что образование должно строиться, как взаимосвязь процессов воспроизводства и социокультурного исторического развития мышления и деятельности. Тогда образование становится главным механизмом связывания определённой общности людей и способа их жизни, реализуемого через обретение индивидами способности к освоению новых типов деятельности и отношений. Идея развития выступает как узловой пункт идеологии преуспевающего образования. Решающая роль образования в развитии человека и общества становится всё более очевидной.
Таким образом, анализ образовательной практики последних лет показывает, что инновации (как и продукт) имеют различную судьбу. Приживаются те из них, которые обладают изменяемым потенциалом, обновляются в массовой практике, имеют связь с предыдущим опытом. Сегодняшняя инновационная активность порождает много нововведений, целесогласность и современность, которые оперативно выделяются образовательной практикой.
1.2. Современные образовательные технологии на уроках
Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.
На уроках в начальной школе учитель использует следующие технологии:
Игровые технологии.
Игровые технологии находят широкое применение как при организации учебного, так и воспитательного процессов.
Игра в педагогике рассматривается как вид деятельности, протекающей в некоторых специальным образом организованных условиях по определённым неявным или явно сформулированным правилам и моделирующая социально значимую деятельность и поведение человека. В процессе игры происходит усвоение общественного опыта человечества, формируется ценностные характеристики и динамические стереотипы.
Эффективность применения игровых технологий в учебном процессе основана на факте эмоциональной приподнятости настроения участника игры, деятельности активности, что, несомненно, повышает результативность учебной деятельности.
Педагогические игровые технологии в зависимости от их целей подразделяются развлекательные, дидактические, диагностические, коррекционные.
Важной является также классификация педагогических игр (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические), по игровой методике (предметные, сюжетные, деловые, имитационные).
Через игру ребёнок формирует своё умение включаться и участвовать в коллективной деятельности. Через игру и в процессе игры происходит подготовка ребёнка к общественно-оцениваемым сначала учебной, а потом и иным видам деятельности.
Информация о работе Инновационные технологии как основы повышения эффективности урока