Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 22:57, курсовая работа
Сегодня инновациями охвачена вся педагогическая действительность. Это способствует складыванию в образовании ситуации неопределённости. Кризис разнообразия, захлебнувшего педагогическую практику, ставит главную проблему - проблему качества образования, которую в условиях формирования школы, становление новой образовательной парадигмы можно отнести к ключевой. Тем не менее, среди миллионов учителей и преподавателей далеко не все способны к подлинному педагогическому творчеству, хотя никому из них заранее не сказано стремиться к нему. Игнорирование этого ограничения, предоставление каждому, даже начинающему педагогу, полной, не лимитируемой свободы собственного самовыражения грозит превращение творчества в заурядную анархию и отсебятину, в своего рода «педагогическую какофонию».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ……………..………………...7
Общие понятия об инновациях, эффективность их использования……...7
Современные образовательные технологии на уроках математики……..10
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ……………………………...........................................................23
2.1. Использование инновационных педагогических технологий на уроках математики……………………………………………………………………….....23
2.2. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках математики………………………………………………………27
2.3. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36
Интерактивные
методы - это усиленное педагогическое
взаимодействие, взаимовлияние участников
педагогического процесса через
призму собственной индивидуальности,
личного опыта
Анализ практики интерактивного педагогического взаимодействия позволил выделить следующие его ведущие признаки и инструменты: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.
Интерактивное педагогическое взаимодействие альтернативно традиционному педагогическому воздействию. Приоритетами интерактивного педагогического процесса являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения для участников, смыслотворчество, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие как атрибут авторитарно императивного, личностно отчуждённого педагогического процесса направлено прежде всего на формальное выполнение обязательной учебной программы.
Классификация интерактивных методов.
Классифицировать
интерактивные методы можно по их
ведущей функции в
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. д.) для оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельности педагога и учащихся. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.
Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
Методы организации мыследеятелъности, с одной стороны создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой - стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.
Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, её результатов. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.
Интегративные методы (интерактивные игры) являются способами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются (объединяются) все ведущие функции интерактивных методов.
Таким образом, чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и учащимся, прошедшим преддипломную практику, объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инновационных технологий.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1. Анализ результатов и
Нами был проведён опрос среди педагогов школы № 7 г. Волкрвыска.
Учителям был задан вопрос: какие инновационные педагогические технологии вы чаще всего используете на уроках математики:
В опросе участвовало 10 учителей. Результат опроса показал: 8 человек (что составляет 80 %) ответило, что чаще всего на уроках математики они используют игровые технологии;
технологии проблемного обучения чаще всего используют девять учителей из десяти (90 %);
шесть человек (60 %) часто используют технологию «Шаг за Шагом»; технология модульного обучения чаще всего используется пятью учителями (50 %);
три человека (30 %) чаще применяют технологию интерактивного обучения; (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Использование инновационных педагогических технологий на уроках математики
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: чаще всего и эффективнее используется технология проблемного обучения. Она развивает логическое мышление и пространственное воображение, активизирует познавательную деятельность детей, повышает внимание и интерес к объекту обсуждения. Способствует объединению, сплочённости коллектива, способствует установлению контакта между детьми внутри коллектива и
контакта между коллективом и учителем. И при этом повышает авторитет учителя.
На втором месте игровые технологии и технология «Шаг за Шагом». Эффективность применения игровых технологий в учебной деятельности основана на факте эмоциональной приподнятости настроения участника игры, активности, что, несомненно, повышает результативность учебного процесса. Технология «Шаг за Шагом» эффективно используется на уроках, предоставляет свободу выбора детям при организации учебно-воспитательного процесса; в основу положена индивидуально-групповая система обучения: нет готовых конспектов для учителя, нет жёсткой «привязки» к учебной программе и содержанию учебников.
Технологии модульного и интерактивного обучения учителями используются реже, но довольно эффективно.
Автором курсовой работы был проведён опрос и среди учащихся, прошедших преддипломную практику.
Был задан вопрос: Какие инновационные педагогические технологии вы чаще всего использовали на уроках математики? Варианты ответов:
В опросе принимали участие 20 учащихся. Игровые технологии на уроке математики использовали все учащиеся, т.е. 20 человек (100 %);
технологию «Шаг за Шагом» применяло 5 человек (25 %); технологии проблемного обучения - 15 человек (75 %); технологию модульного обучения - 2 человека (10 %); технологию интерактивного обучения - 3 человека (15 %). Результаты этого исследования представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Использование инновационных педагогический технологий на уроке математики учащимися
Исходя из результатов опроса, можно сделать следующие выводы: чаще всего на уроках математики учащимися используются игровые технологии. Игра всегда привлекает учеников разных возрастов. В процессе игры происходит усвоение общественного опыта человечества, формируются ценностные характеристики и динамические стереотипы. Вовлечённость учеников в процесс игровой деятельности способствует приподнятости настроения участников игры, активности школьников, что повышает результативность учебной деятельности.
Второе место занимают технологии проблемного обучения. Не менее эффективная технология, чем предыдущая.
Реже всего использовались технологии «Шаг за Шагом», модульного и интерактивного обучения.
В ходе опроса было выявлено, что учителя и учащиеся, прошедшие преддипломную практику, чаще все используют в процессе обучения на уроке математики такие педагогические инновации, как и игровые технологии и технологии проблемного обучения. По их мнению, использование именно этих инновационных педагогических технологий на уроках математики наиболее эффективно и результативно способствуют лучшему усвоению материала и всестороннему развитию школьников.
2.2. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках математики
Согласно опросу игровые технологии наиболее предпочитаемы в использовании на уроках математики, как среди учителей, так и среди учащихся-практикантов. По их мнению, игра одна из педагогических инноваций, использование которой способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию личности.
В ходе работы одной из ново-поставленных задач было выявление отношений учителей и учащихся к дидактической игре. В результате этого в школе № 7 г. Волковыска было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 14 учителей. В процессе опроса были выявлены следующие данные:
Таблица 1
Вопрос №1:
главное |
не самое главное |
второстепенное |
никакого места не занимает |
не задумывался над этим |
не знаю | ||||||
8 |
57% |
6 |
43% |
- |
- |
- |
- |
На вопрос № 1: “Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка”. 57% опрошенных учителей считает “самое главное”, 43% - “не самое главное”.
Вопрос № 2: “Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?” 57% учителей ответило “очень много”, а 43% - не очень много, но достаточно.
Таблица 2
много |
не очень много |
только на уроках математики |
сегодня это никому не нужно |
не задумывался над этим |
не знаю | ||||||
8 |
57% |
6 |
43% |
- |
- |
- |
- |
По мнению основной массы опрошенных учителей (10 чел. – 71,4%), главной трудностью в проведении дидактической игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 28,6% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.
Таблица 3
отсутствие в школе необходимых условий |
равнодушие детей |
не задумывались над этим |
не знаю |
Нет | |||||
8 |
57% |
- |
2 |
14% |
- |
4 |
29% |
Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.
Но для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.
В школе № 7 также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 22 ученика из 3 «Д» класса. В таблице указаны те ответы, которые выбрали ученики.
Таблица 4
Какие уроки ты больше всего любишь? |
Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке? |
Как часто в вашем классе на уроках бывают игры? |
Как ты относишься к игре на уроке? |
Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? | |||||
люблю все уроки |
12 |
работы с учебником |
6 |
очень часто |
8 |
очень хочется участв. |
22 |
очень большая |
12 |
с использо-ванием схем, таблиц, картин |
8 |
таблиц, схем, картин |
2 |
часто |
8 |
Большая |
12 | ||
с использо- ванием |
10 |
различных игр |
18 |
не очень часто |
16 |
не очень большая |
4 | ||
главное, чтобы на уроке было интересно |
2 |
самостоя-тельных работ |
6 |
неболь-шая |
4 |
Информация о работе Инновационные технологии как основы повышения эффективности урока