Инновационные технологии как основы повышения эффективности урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня инновациями охвачена вся педагогическая действительность. Это способствует складыванию в образовании ситуации неопределённости. Кризис разнообразия, захлебнувшего педагогическую практику, ставит главную проблему - проблему качества образования, которую в условиях формирования школы, становление новой образовательной парадигмы можно отнести к ключевой. Тем не менее, среди миллионов учителей и преподавателей далеко не все способны к подлинному педагогическому творчеству, хотя никому из них заранее не сказано стремиться к нему. Игнорирование этого ограничения, предоставление каждому, даже начинающему педагогу, полной, не лимитируемой свободы собственного самовыражения грозит превращение творчества в заурядную анархию и отсебятину, в своего рода «педагогическую какофонию».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ……………..………………...7
Общие понятия об инновациях, эффективность их использования……...7
Современные образовательные технологии на уроках математики……..10

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ……………………………...........................................................23
2.1. Использование инновационных педагогических технологий на уроках математики……………………………………………………………………….....23
2.2. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках математики………………………………………………………27
2.3. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 122.62 Кб (Скачать файл)

 

 

     Из всего этого но сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

     Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

 

2.3. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”

     Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения  между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

     Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

     В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

     При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры,  которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

      При изучении раздела “Трехзначные числа” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования трехзначных чисел. Примером такой игры является “Математическая эстафета” (Приложение В).

     Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка” (Приложение В).

     Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы “Спор цифр” и “Как запутался Серёжа?” (Приложение В).

     Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.

     При написании курсовой работы использовался материал, накопленный при работе в 3 «Д» классе СОШ № 7 г. Волковыска, на уроках математики  проводились различные дидактические игры.

     Данные дидактические игры помогли учащимся осмысленно усвоить состав числа. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в играх.

     На уроках закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

     Для закрепления устной нумерации в пределах 1000 используется игра  “Цепочка”, «Кто быстрее сосчитает?», при проведении которых дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 1000, соревнуясь друг с другом. Также на этапе закрепления можно предложить такие игры как, «Загадка», «Гном» (Приложение Г).

     На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

При обобщении темы “Трехзначные числа” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра «Поймай бабочку». В дополнение можно использовать игру «Незадачливый математик» (Приложение Д).

      C целью сравнения уровня мотивации и отношения к учебному предмету (т. е. математике) в 3 «Д» классе СОШ № 7 г. Волковыска до и после использования дидактических игр ученикам был предложен тест, который состоял из 7 вопросов.

      Ответы  на вопросы раскрывают заинтересованность учащихся в учебной дисциплине, помогают определить объективные и субъективные причины заинтересованности. Анализ ответов учеников выявил следующее: на первый вопрос « по понедельникам я просыпаюсь с мыслью…» все ученики ответили Ура! Сегодня будет математика», На вопрос «я прихожу в школу для того, чтобы..» 10 учеников ответили «узнать что-то новое», 9 – «встретиться с такими хорошими учителями, как …»  и 1 ученик приходит в школу, чтобы  пообщаться с друзьями. Было выявлено, что домашнее задание выполняют совершенно самостоятельно 15 учеников, 3 обращаются за помощью к взрослым и 2  выполняют под контролем родителей. Большинство учащихся (16 учеников) считают, что для того чтобы хорошо учиться, нужно иметь интерес к предмету, 2 ученика считают, что необходимо иметь способности к предмету и 2 ученика считают, что необходимо уметь списывать. На вопрос «когда я получаю плохую отметку, то..» 14 человек согласились с ответом «стараюсь тут же ее исправить», 6 с ответом «стараюсь исправить ее на следующем уроке». Ученики 3 «Д» класса на 6 вопрос однозначно ответили положительно. Им очень нравится, когда на уроках математики используются игры. Проводили такие игры как: «Математическая эстафета», «Кто быстрее сосчитает?»,  «Загадка», «Незадачливый математик» и др.

          Таким образом, тестирование показало, что у учащихся сформировано  представление об учебном предмете, они очень ответственно подходят  к выполнению как классных, так и домашних  заданий, очень любят, когда проводятся дидактические игры на уроках математики.

     В процессе работы над темой на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, следует прийти к выводу, что в педагогической работе  большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Представленный анализ позволяет нам сделать следующий вывод, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

Таким образом следует вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Благодаря процессу  написания курсовой работы, ее автор смог изучить сущность инновационных педагогических технологий, их особенностей.

 При исследовании были использованы разнообразные методы: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; беседы с педагогами; апробации гипотезы, применение инновационных технологий, наблюдение анализ, изучение результатов деятельности учеников.

      Инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:

- повысить уровень профессионализма;

- обеспечить благоприятные  условия для развития личности  ученика; 

- выбирать наиболее эффективные  технологии для решения педагогических  проблем; 

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом. 

     Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике. В то же время эти технологии…

- стимулируют у учащихся  процесс познания нового;

- формируют у них осознанную  потребность в приобретении знаний  и умений;

- порождают стремление  к самостоятельной деятельности;

- формируют устойчивое  внимание к предмету.

     Данный вопрос очень актуален и его нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно работать над внедрением инновационных технологий в учебный процесс, чтоб  улучшить его результативность.

     Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза, выдвинутая автором, подтверждена. Можно с уверенностью утверждать, сто использование инновационных педагогических технологий на уроках способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию школьников.

    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. /— М., 2007.
  2. Ареско А.Р., Праго А.Д. Инновации. – К.:Инфо., - 2008. – 465 с.
  3. Малашов Г.Р. Инновационные технологии современности. – К., - 2010. – 465 с.
  4. Гузеев В.В., Методы организации и формы обучения. – М.: Народное образование, 2010.- 128с.
  5. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М.: 2009.
  6. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  7. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – с. 4 – 13.
  8. Юсуфбекова Н. Р. Педагогические исследования и инновационные процессы // Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В. М. Полонского. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 2008.
  9. Столяренко Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 448 с.
  10. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНД ДО. 2008.
  11. Субетто А. И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: монография. СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
  12. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.
  13. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2007. -- 704 с.
  14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 2008. – с.381.
  15. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.:  Школа-Пресс, 2010г.– с. 492.
  16. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2009.– с. 198.
  17. Минскин В.И,  От игры к знаниям. – М., 2008
  18. Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 2009
  19. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. Книга 1. / И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 573 с.
  20. Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа, 2007, №2.
  21. Перокова О.И., Сазанова Л.И.  Раз, два, три – отвечай. – М., 2012
  22. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.  Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 2010
  23. Учебно-методический комплекс: Модульная технология обучения. – А.В. Макаров, З.П. Трофимова, В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова.
  24. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В.  Играя, учимся математике. – М., 2013
  25. Чкаников И. Игры и развлечения. М., 2013.
  26. http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Анкета № 1

Проводится с целью  выявления отношения учителя  к игре.

1. Какое место, по Вашему  мнению, занимает игра в развитии  личности ребёнка в современных  условиях?

          - главное,

          - не самое главное,

               - второстепенное,

               - никакого места не занимает,

               - не задумывалась над этим,

               - не знаю.

2. Сколько времени Вы  в своей педагогической деятельности  отводите дидактическим играм  в учебном процессе?

               - очень много,

               - не очень много,

               - только на уроках математики,

               - сегодня это не нужно,

               - не задумывалась над этим,

               - не знаю.

3. Какие трудности в  проведении дидактических игр  Вам мешают больше всего?

               - отсутствие необходимых условий,

               - равнодушие детей,

               - не задумывалась над этим,

               - не знаю,

               - нет.

 

Приложение Б

Анкета № 2

Проводится с целью  выявления отношения детей к  игре на уроке.

1. Какие уроки ты больше  всего любишь?

           - с использованием таблиц, схем, рисунков,

                - главное, чтобы было интересно,

                - с использованием игры,

                - урок он и есть урок, хоть  что, всё равно скучно,

                - не люблю любые уроки,

                - не знаю, мне всё равно.

2. Если бы ты был  учителем, чего бы у тебя было  больше на уроке?

                - таблиц, схем, рисунков,

                - разных игр,

                - самостоятельных работ,

                - работ с учебником,

                - индивидуальной работы по карточкам.

3. Как часто в вашем  классе на уроках бывают игры?

                - очень часто,

                - часто,

                - не очень часто,

Информация о работе Инновационные технологии как основы повышения эффективности урока