Интеграция основного и дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы понятия основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая база…………………………….…6
1.1. Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа……………....……...…....6
1.2. Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования…12
Глава II. Формирования целостного образовательного пространства
в исследуемом объекте СОШ №10 на основе интеграции
основного и дополнительного образования..…..……………..………17
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
МБОУ Наримановского района СОШ №10……………..……….….17
2.2. Формирование целостного образовательного пространства
в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции
основного и дополнительного образования ……………..………….20
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………………...33
Приложение……………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

интеграция основного и доп.образов.docx

— 745.55 Кб (Скачать файл)

Дети начальной школы  занимаются оригами, лепкой, изонитью, бисероплетение, лоскутным шитьем, мягкой игрушкой – деятельность, которая, с одной стороны, воспитывает  аккуратность, прилежность, развивает  мелкую моторику, с другой стороны, предлагаются подвижные игры. В конце 2012-2013 учебного года у учеников прошел конкурс «Поделки из природного материала» (Рис.2. Приложения). Каждый из детей  начальных классов занимается в  каком-то творческом или художественном кружках, успешен в конкретном направлении, об успешности можно говорить и в основном образовании.

Прикладное, техническое, художественное творчество – развитие способностей, интереса, при этом любое творчество – это новые знания, новые навыки, общение, общее развитие, полезная занятость, практический опыт, друзья по интересу поддержка взрослого, уверенность, которая перенесется и в сферу  основного образования, потому что  коллектив, где ребенок успешен, и место действия совпадают –  это школа.

На занятиях таких кружков, как театральные игры, сценическая  речь, хореография и прикладные ремесла, не только развиваются память, внимание, мышление, но и творческие способности  детей, идёт формирование творческой личности. Культурно-массовая и творческая деятельность учащихся классов включает в себя систему творческих объединений (бюро путешествий и экскурсий, школьные хоры, организации выставок и галереи картин). Вовлечение учащихся в кружки помогает адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Спортивно-оздоровительная работа классов направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в классе являются общешкольные соревнования по футболу, лыжам, шашкам, настольному теннису, спортивным играм, соревнования «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» в рамках традиционного праздника «День семьи». В 2013-2014 учебном году проведена неделя развивающего цикла. (Рис.3. Приложения).

Внедрение и использование  информационных коммуникативных технологий открывает новые возможности  в осуществлении контроля. Так, при  проведении недели, посвящённой Всемирному дню борьбы со СПИДом, классы ежедневно  получали задания, выполняя которые, ребята показывали свою эрудицию, умение подобрать  и представить материал, творческую фантазию, умение добывать информацию из ресурсов сети Интернет. И часто  ведущими были дети, классные руководители выполняли роль направляющих. Результатом  было КТД – «День рекордов»  с символическим сжиганием сигареты – как прощание с вредными привычками и пропаганда здорового образа жизни. Все события недели кружковцы  «Занимательной информатики» отобразили в «Информационном бюллетене», выполненном  в электронном варианте. Вывешенный на всеобщее обозрение, этот документ выполнил контролирующую функцию.21

При изучении творчества А.С. Пушкина, в каждом классе начальной школы  был оформлен уголок поэта, прошли выездные занятия кружков краеведения  у памятников Пушкину на пл. Искусств и в Царском селе. В музей-квартиру А.С. Пушкина на набережной реки Мойки  дети совершили виртуальную экскурсию. В изосудии познакомились с творчеством  художника Ивана Билибина, а на занятиях хора - с творчеством Римского Корсакова. Итогом стал конкурс знатоков, подготовлены инсценировки по сказкам  Пушкина.

Учителями английского языка в  районе представлены уроки с использованием компьютерных программ Pоwer Point и Photoshop "Мистер Актив и миссис Пассив в Астрахани", "Экологические проблемы Астраханской области".

Интересны уроки, на которых  дети самостоятельно ищут, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы Интернет. Учащиеся на практике реализуют исследовательский  метод работы с дополнительными  источниками. Так в этом году в 5-6 классах очень часто мы использовали метод проектов на уроках: истории, природоведения, истории Астрахани, математики.

Презентации материала уроков и воспитательных мероприятий также  могут выполнять контролирующую роль, если в них включен  изученный  на уроке материал, сообщение, сайты Интернета, фотографии и рисунки ребят. Полученная информация помогает проанализировать показанный материал  и сделать соответствующие выводы. Проверка журналов кружковой работы показывает не только ход проведения занятий, но и посещаемость кружков воспитанниками, а также их участие в массовых мероприятиях, выездах на районные конкурсы и соревнования. Основным отчётным мероприятием, завершающим учебный год является День Семьи, когда поселковый праздник с участием родителей и общественности организуется как творческий отчёт объединений дополнительного образования.

В течение года вопросы  контроля интеграции основного и  дополнительного образования выносятся  на обсуждение родительской общественности и педагогического коллектива. Родительские собрания в школе состоят из двух частей – первая часть – педагогический лекторий, который сопровождается выступлением детей – кружковцев по данной теме, вторая часть – непосредственно  родительские собрания по классам. Так, в школе прошёл родительский «Круглый стол» по теме «Модель выпускника школы», где ребята кружка «Лидер» предложили родителям построить модель выпускника с желаемыми качествами личности в игровой форме, с применением диагностики и анкетирования.

Вопрос выполнения программы  «Патриотическое воспитание», по которой  работает школа, включил в себя выступления  учителей-предметников по этому вопросу  и выступления руководителей  кружков.

Подростки старших классов провели социологический опрос местного населения. По воспоминаниям односельчан обобщён материал, на основе которого были составлены тексты диктантов, письменных и контрольных работ по русскому языку, математике и краеведению. На уроках литературы проведена презентация сборника с легендой о поселке и стихотворениями, написанными учениками разных лет и жителями поселка и родной земле, изданная в школе кружковцами «Литературной гостиной». На уроках технологии был сделан макет поселка. Родителями был накрыт стол. Это и есть совместное творчество детей и взрослых, и впечатления односельчан были только радостными  с благодарностью к школе.

Поскольку образовательная  деятельность в системе дополнительного  образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств, то об ее результатах необходимо судить по 2-м группам показателей: учебным (фиксирующим приобретенные ребенком предметные и общеучебные знания, умения, навыки); и личностным (выражающим изменения личностных качеств под влиянием занятий в кружке, студии, секции, клубе).

Сущность формирования целостного образовательного пространства в условиях интеграции заключалась, во-первых, в  предоставлении каждому ребенку  наряду с общим образованием возможности  для развития индивидуальных и творческих способностей; во-вторых, в разработке интегрированных занятий и гибких учебных планов; в-третьих, в осуществлении  дифференцированного подхода в  процессе воспитания с учетом интересов  обучающихся; в-четвертых, в организации  воспитательной работы на основе сотрудничества школьных коллективов с творческими  объединениями учреждений дополнительного  образования. Показателем влияния организационно – педагогических факторов на повышение качества эстетического воспитания подростков является занятость обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Обобщенные данные отражены в диаграмме (рис.4. Приложения).

Сравнительный анализ занятости  подростков в системе дополнительного  образования свидетельствовал об увеличении данного показателя в экспериментальных  группах 5-6 классов на 10-12%, а в 7-8 классах  – до 15-20% и более. Контингент школьников 5-8 классов, не занятых в кружках, секциях, факультативах на 2005 учебный  год, составил 13% от общего числа подростков.22

Чтобы ответить на вопрос, как  осуществить переход от одного типа действия к другому, необходимо понять, на каком действии строится школьное пространство, а на каком – пространство дополнительного образования. Мы понимаем, что это различие требует дополнительных научных исследований. Но уже понятно, что интеграция образовательного пространства школы делает его многомерным.

Методы стимулирования: поощрение; одобрение; награждение; предоставление привилегий; вручение свидетельств.

Диагностика:

- Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей.

- Наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.

- Анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

Уже в 2013 году интеграция даёт следующие положительные результаты:

1. Наблюдается положительная  динамика в изменении качества  знаний учащихся.

2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по детской преступности.

3. Уменьшается также количество  “трудных” детей.

4. Увеличивается количество  победителей творческих конкурсов.

5. Действительно, комфортная  психологическая среда способствуют  изменению количества неврологических  заболеваний.

6. Изменяется к лучшему  и состояние здоровья учащихся.

7. Занятия в кружках  помогают им лучше учиться,  а также находить общий язык  со сверстниками и с учителями.

Школа стремиться к достижению каждого ученика Модели воспитанника на основе интеграции основного и дополнительного образования. (Рис.4. Приложения).23

Таким образом, можно подвести итог сказанному. Интеграция основного  и дополнительного образования  – необходимость жизни школы  в современных условиях в поселке.  Управление и контроль данным процессом должны выполнять не только контролирующую функцию, но и оказывать методическую поддержку педагогам, показывать заинтересованность социума в этом направлении работы школы, поощрять всех участников этой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило установить, что интеграция - это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных  дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к  такому состоянию. Интеграция является инструментом или механизмом восстановления целостности в границах определенного пространства, через освоение такого типа упорядоченных отношений как взаимодействие, взаимосвязь. Основным элементом единого образовательного пространства является педагогическая система. Она рассматривается как социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности. В конкретном учреждении педагогическая система включает в себя основные подсистемы (обучение, внеучебную деятельность, дополнительное образование) и происходящие в них образовательные процессы.

Дополнительное образование  детей - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных  стандартов и реализуется посредством  образовательных программ, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Оно строится на таких приоритетных идеях, как: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.

Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного  образования школьников во многом зависит  от продуманности организационной  структуры, обеспечивающей взаимосвязь  различных объектов и является необходимым  условием функционирования образовательной системы. Для того чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности, необходимо разработать модель. Модель является неким образом объекта, процесса, явления, в которой отражаются их основные характеристики и связи.

Разработка такой модели стала составной частью опытно-экспериментальной  работы, которая в нашем следовании проводилась в СОШ №10 Наримановского района. Разработанная модель включала в себя объекты основного образования, дополнительного образования (занятия в кружках), деятельность во внеурочное время (праздники, конкурсы, экскурсии), деятельность во внешкольных учреждениях (библиотека, филармония), содержание которых связано с эстетическим воспитанием и занятиями искусством и спортом. В рамках данной модели осуществлялось многообразное взаимодействие всех учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования, детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями.

Анализ проводившейся  опытно-экспериментальной работы позволил сделать выводы относительно эффективности  использования в практике школы  подобной комплексной программы. Основными  показателями явились: развитие художественно-творческой активности школьников; уровень взаимодействия педагогов и создание условий  для включения родителей в  совместную творческую деятельность с  детьми. Основными программно-методическими условиями интеграции основного и дополнительного образования являются: создание организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие всех элементов учебного пространства, эффективность предложенных программно-методических условий для интеграции основного и дополнительного образования детей в школе заключается в создании структуры, обеспечивающей соответствующие интеграционные связи; установлении творческих связей между педагогами дополнительного образования и учителями школы; расширении сферы сотрудничества, совершенствовании содержания и форм работы данном направлении.

Информация о работе Интеграция основного и дополнительного образования