Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:00, реферат
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Введение. 3
Методы обучения
Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия. 5
1.1. Классификация интерактивных методов интерактивного взаимодействия на учебных занятиях со студентами колледжа. 5
1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов. 7
Глава 2. Роль интерактивных методов в развитии образования на современном этапе 11
2.1. Парадигмальный сдвиг в сфере интерактивного обучения. 11
2.2. Стратегия интерактивного обучения. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 19
2.2. Стратегия интерактивного
Существующая система образования кажется
для работающего в ней педагога настолько
понятной, что сделанные психологами,
социологами в этой области открытия или
выводы кажутся совершенно неожиданными,
приводят в недоумение и ставят под сомнение
всю его деятельность.
Исследование, описываемое в статье А.
Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта",
начиналось с обычного эксперимента, проводимого
американскими социологами. Они обратились
к молодым людям из разных стран, недавно
окончившим школу, с рядом вопросов из
различных учебных курсов. И оказалось,
что только в среднем 10% опрошенных правильно
ответили на все вопросы.
Результат этого исследования подтолкнул
российского педагога М. Балабана сделать
вывод, который и приводит в недоумение
педагогов: школа, независимо от того,
в какой стране она находится, учит успешно
только одного из десяти своих учащихся.
К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности
обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь
учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты
настолько незначительны, хотя иногда
кажется, что обучение проходит успешно».
Эффективность педагогической деятельности
педагога средней школы характе-ризуется
все теми же 10% учащихся. Объяснение очень
простое: «только 10% людей способны учиться
с книгой в руках»
Говоря другими словами, только для 10%
учащихся приемлемы методы, используемые
в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся
также способны учиться, но не с книгой
в руках, а по-другому: «своими поступками,
реальными делами, всеми органами чувств».
Результаты этого исследования привели
к выводу, что обучение должно строиться
иначе, по-другому, таким образом, чтобы
все учащиеся могли учиться. Один из вариантов
организации учебного процесса - использование
педагогом в своей деятельности методов
интерактивного обучения. [3, с. 94]
Стратегию интерактивного обучения - организация
педагогом с помощью определенной системы
способов, приемов, методов образовательного
процесса, основанного на:
® субъект-субъектных отношениях педагога
и учащегося (паритетности);
® многосторонней коммуникации;
® конструировании знаний учащимся;
® использовании самооценки и обратной
связи;
® активности учащегося.
Для того чтобы более полно раскрыть содержание
категории «методы интерактивного обучения»,
мы сравним традиционное обучение и активное
обучение, выбрав следующие параметры:
1. Цели.
2. Позиция учащегося и педагога.
3. Организация коммуникации в учебном
процессе.
4. Методы обучения.
5. Принципы интерактивного подхода.
С точки зрения компетентностного подхода,
одной из целей применения инновационных
педагогических технологий в процессе
обучения студентов колледжа является
развитие личности обучающегося, его способности
к саморазвитию, самоопределению и самообразованию,
т.е. формирование ключевых компетенций.
Инновационными подходами в учебном процессе
педагоги считают практику моделирования,
проектирования, использования активных
и интерактивных форм работы со студентами,
различные варианты семинаров, тренинги
и внесение их элементов в практические
занятия.
.
Заключение
Действительно, идея активного обучения
требует «додумывания» и теоретической
доработки. Сегодня активное обучение
упрекают в отсутствии четкой теоретической
концепции, в смешивании под одним названием
различных подходов и методов (в частности,
нет общепринятой классификации методов).
Важно отметить еще одно обстоятельство.
Педагоги-практики, применяя методы активного
обучения, отмечают наличие определенных
барьеров, препятствующих их использованию.
Выделяются следующие барьеры при использовании
методов активного обучения:
® трудность в преподнесении большого
количества материала на
занятиях;
® активное обучение требует слишком много
времени для подготовки занятия;
® представляется невозможным использование
активных методов
обучения в многочисленной аудитории;
® возможность негативных последствий:
отношение коллег к новым подходам; влияние
оценки учащихся на работу преподавателя;
® влияние на продвижение по службе.
Есть и еще один барьер - это сопротивление
учащихся новым подходам и методам. Причем
чем больше опыт учебной деятельности
обучающихся, тем большее сопротивление
можно встретить в учебной аудитории.
Если мы придерживаемся ценностей традиционного
образования, то тогда, конечно, важно
количество информации на занятии, а с
позиций интерактивного обучения более
ценно другое - как было добыто знание
учащимися, как они его применяют. Ведь
информацию всегда можно найти в книгах
и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу
важно определиться, с какой целью он использует
методы активного обучения: чтобы учащиеся
лучше запоминали учебный материал, но
тогда это обыкновенный процесс оптимизации
традиционного образовательного процесса,
или он готов для серьезного и последовательного
изменения своего мышления и своей деятельности,
что в свою очередь приведет к изменению
учебной деятельности учащихся. [9, с. 467]
Можно также согласиться и с тем, что не
всегда есть в достаточном количестве
материалы и источники, но это - проблема
не только интерактивного обучения, ведь
источников и материалов часто не хватает
и для традиционных занятий. Многие методы
активного обучения не требуют большого
материального обеспечения, а, например,
наличие учебников и договоренности с
учащимися частично снимают проблему
отсутствия возможностей для копирования
материалов.
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной
педагогике. – Минск: Современное слово,
2006.
2. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем
иначе. Стратегия активного обучения.
– Минск: Современное слово, 2003.
3. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской
деятельности студентов: Учебник. – М.:
Просвещение, 2006.
4. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград:
ВГПУ, 2006.
5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей
и социальной педагогике. – Екатеринбург:
ЕГПУ, 2006.
6. Джуринский А.Н.Развитие образования
в современном мире: Учебное пособие. –
М.: Дрофа, 2008.
7. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта.
– Знание - сила - 1997г., №4
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
– Ростов н/Д: Феникс, 2007.
9. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя.
– Минск: Современное слово, 2005.
10. Поляков С.Д. В поисках педагогической
инновации. – М.: Дрофа, 2003