Информационные основы дидактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:08, лекция

Краткое описание

Современный мир характеризуется переходом в качественно новую стадию развития — в эпоху информационного общества. Данный переход вызван интенсивным ростом информационных процессов, их всеобъемлющим воздействием на все сферы и уровни жизни личности и общества, а также их глобальной интеграцией, оперативностью, доступностью и свободой обращения на микро-и макроуровнях организации социальной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

2) компьютерные средства  телекоммуникаций;

3) компьютерные обучающие  и контролирующие программы, компьютерные  учебники;

4) мультимедийные программные  продукты. Необходимо различать  такие понятия, как «компьютерное  обучение» и «электронное обучение».

Согласно определению  ЮНЕСКО, компьютерное обучение — такая  система обучения, в которой одним  из ТСО выступает компьютер.

Однако в настоящее  время трактовка ТСО значительно  шире. Так, современные разнообразные  ТСО все больше развиваются на основе достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин — электронное обучение, т. е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Различают два основных вида электронного обучения:

рецептивное — восприятие и усвоение знаний, передаваемых с  помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных ТСО);

интерактивное — обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих  системах и др.

Особое распространение  сегодня получают компьютерные образовательные  программы. Среди их разнообразного массива В. Л. Матросов и В.А.Трайнев выделяют несколько типов:

— наиболее разработаны интегрированные  обучающие системы. Учебный курс организован таким образом, чтобы  его обучающие модели принимали  во внимание, что усвоил студент, каковы слабые места в его знаниях  и каким образом максимизировать  эффективность усвоения материала;

— общее прикладное программное  обеспечение, включающее в себя текстовые  процессоры, системы управления базами данных, различные базы данных, электронные  таблицы и т. п. В результате обучающимся  становятся доступны энциклопедии, словари, атласы и другие наглядно-справочные материалы;

— пакеты обучающих программ для использования в аудиториях. Этот тип обучающих программ используется для тренировки определенных навыков, для моделирования информационной среды определенного типа;

— программы дистанционного обучения, представляющие собой слияние  трех типов информационных технологий: компьютерной, телекоммуникационной и  телевизионной;

— функциональная обучающая  среда, которая используется как  коммуникативная среда для интерактивного и совместного обучения.

Наиболее перспективным  и интересным направлением в создании компьютерных обучающих программ может  стать широкое внедрение систем мультимедиа, интегрирующих текст, звук и изображение. Подобные системы  позволяют обучающимся изучать изобразительное искусство, литературу, музыкальные произведения и т.д.

Информатизация образования  — процесс довольно сложный и  требующий, по мнению Г. М. Коджаспировой и К. В. Петрова, определенного времени и поэтапности осуществления:

1-й этап: массовое освоение  современных информационных технологий  — создание компьютерных классов,  освоение средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем  интерактивного видео, баз данных  и программных средств путем  базовой подготовки учителей  и учащихся;

2-й этап: активное внедрение  средств современных информационных  технологий в традиционные учебные  дисциплины, пересмотр содержания  образования, разработка программного  обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках;

3-й этап: радикальная перестройка  непрерывного образования, введение  дистанционного обучения, смена  методической основы обучения, замена  вербального обучения аудиовизуальным.

Учителя сегодня стоят  перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.

Эти тенденции отчетливо  усиливают необходимость смены  образовательных парадигм. Учащиеся должны перестать пассивно воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.

Внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному  изменению функций педагога, который  вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.

Уже сегодня можно сказать, что внедрение информационных технологий обучения способствует:

— индивидуализации учебно-воспитательного  процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов  и потребностей обучаемых;

— изменению характера  познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности  и поискового характера;

— стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию  и готовности к самостоятельному переобучению;

— усилению междисциплинарных  связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;

— повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его  постоянному и динамичному обновлению;

— изменению форм и методов  организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга.

Ведущей задачей информатизации процесса обучения сегодня выступает  формирование информационной культуры личности. Как отмечает К. Р. Овчинникова, это сущностное образование человека являет собой совокупность знаний и навыков об основных методах представления знаний вместе с умениями применять их на практике для решения и постановки содержательных задач. Информационная культура подразумевает также умение ученика адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению, компьютерную грамотность.

Информационная культура — это еще и особый стиль  мышления, адекватный требованиям современного информационного общества.

Литература

1. Архангельский С. И.  Лекции по теории обучения  в высшей школе. — М., 1974.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.; Воронеж, 1996.

3. Бойко Е.И. Механизмы  умственной деятельности. — М., 1976.

4. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.

5. Васильев В. В. Информационное  обеспечение управления общеобразовательной  школой. — Воронеж, 1990.

6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

7. Клаус Г. Введение  в дифференциальную психологию  учения. — М., 1987.

8. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. — М., 2001.

9. Марев И. Методологические  основы дидактики. — М., 1987.

10. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические информационные технологии: Организация процессов обучения. - М., 2000.

П. Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981.

12. Норман Д. Память и научение. — М., 1985.

13. РакитовА.И. Философия компьютерной революции. — М., 1991.

14. Роберт И. В. Современные  информационные технологии в  образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. —  М., 1994.

15. Электронные вычислительные  машины / Под ред. А.Я.Савельева. — М., 1987.

16. Якунин В.А. Педагогическая  психология. — СПб., 1998.


Информация о работе Информационные основы дидактики