Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

- Задача:
1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у школьников
3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей.
4. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Малетин А.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

Внеурочная деятельность как условие формирования коммуникативных умений младших школьников

 

Введение

Выбирая тему работы “ Внеурочная деятельность как условие формирования коммуникативных умений младших школьников”, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.

На сегодняшний день, когда мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.

Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра.

Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.

По нашему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития коммуникативных способностей» именно на младшем школьном возрасте, который является переломным – это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия.

Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе.

В ходе работы над исследованием данной темы, мы структурировали ее так:

- Объект: развитие коммуникативных  способностей школьника.

- Предмет: условие развития коммуникативных  способностей.

- Цель: подбор и апробация игр  влияющих на развитие коммуникативных  качеств подростка.

- Гипотеза: использование игры  будет способствовать эффективному  развития коммуникативных способностей  подростков с учетом следующих  правил:

1.   Информированность (знание) педагога о индивидуальных способностях школьников.

2.   Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с школьниками.

3.   При компетентности педагогов в данном вопросе.

4.   Учет интересов детей.

- Задача:

1.   Показать необходимость развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.

2.   Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у школьников

3.   Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей.

4.   Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 1 Сущность внеурочной деятельности и ее особенности в начальной школе.

1.1 Понятие внеурочной деятельности и ее виды.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами  и эффектами этой деятельности.

Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М., 1960

Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Педагогический энциклопедический словарь

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

 

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственные духовно-нравственные ценности, приобретенные ребенком благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни.
  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
  • Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
  • 1)  игровая деятельность;
  • 2)  познавательная деятельность;
  • 3)  проблемно-ценностное общение;
  • 4)  досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • 5)  художественное творчество;
  • 6)  социальное   творчество   (социально   преобразующая добровольческая деятельность);
  • 7)  трудовая (производственная) деятельность;
  • 8)  спортивно-оздоровительная деятельность;
  • 9)  туристско-краеведческая деятельность.

 

1.2 Формы, методы и особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе

Целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности. В соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная деятельность включается в  вариативную часть учебного плана и на нее отводится 10 часов в неделю. При этом аудиторных занятий не должно быть более 50%.

Задачи этой  деятельности согласуются с задачами духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.

Также задачами внеурочной деятельности можно считать:

  • мотивирование школьников к участию в различных видах внеурочной деятельности;
  • обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
  • помощь школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности;
  • формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

 

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.  

Очень важное место во внеурочной деятельности занимают результаты внеурочной деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Результат следует отличать от эффекта.

 Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:

  • в 1 классе — 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений;
  • во 2—4 классах —45 минут, если занятия спаренные – 90 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 2. Формирование коммуникативных умений в начальной школе, используя внеучебную деятельность.

 

2.1

1)Текст – центральное  понятие методики

развития связной речи

 

 Лингвистика текста – основа обучения связной речи

младших школьников.

Коммуникативные умения формируются на основе текста

и в процессе его создания. Вместе с тем текст является предме-

том изучения лингвистических дисциплин, поэтому можно сде-

лать вывод: лингвистической базой формирования коммуникатив-

ных умений является учение о тексте.

Текст изучается такой языковедческой наукой, как линг-

вистика текста (в дальнейшем ЛТ) – дисциплина, которая ставит

своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся

текста в целом. При этом текст понимается как языковая едини-

ца. Однако текст расценивается и как единица речи. Так, З.Я.

Тураева дает ЛТ следующее определение: «ЛТ – это наука о сущ-

ности и организации предпосылок и условий человеческой ком-

муникации»

Выделяется ряд направлений развития ЛТ:

Первое направление – изучение текста как системы высше-

го ранга, основными признаками которой являются целостность

и связность (З.Я. Тураева, И.Р. Гальперин и др.).

 

Второе направление – построение типологии текстов по

коммуникативным параметрам и соотнесенным с ними лингвис-

тическим признакам, понимаемым широко в единстве плана вы-

ражения и плана содержания (В.Г. Адмони, Г.А. Золотова, Р.Л.

Якобсон и др.).

 

Третье направление – изучение единиц, составляющих текст: предложений, ССЦ, коммуникативных блоков, абзацев, параграфов и т. д. (Л.А. Булаховский, И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский, О.И. Москальская, А.М. Пешковский, Н.С. Поспелов, Г.Я. Солганик, И.А. Фигуровский и др.).

Четвертое направление – выявление особых текстовых ка-

тегорий: информативности, связности и цельности, пресуппози-

Информация о работе Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности