Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
1.1 Сенсорное воспитание в детском саду
1.2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры и упражнения, и их значение
2.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. дидактические игры doc.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

5.  Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6.  Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.

Например. В  игре с дидактической задачей  – совершенствовать восприятие формы  предметов основным условием выигрыша должно быть умение детей вычленять  форму и подбирать предметы по форме. Если в другой раз ставиться цель – научить детей называть цвет предметов, выигрывает тот, кто лучше всех умеет это делать, и т.д.

Существенно, что  основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической  задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических  упражнений лежит иное начало: сенсорное  обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с  дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину), но и подсказывает нужный способ решения.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и т.д.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных  дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с  рассмотренными упражнениями имеется  в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с  широко распространенными народными  деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и  другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д. ; имеют такое же автодидактическое начало.

В работе с детьми надо использовать и дидактические игры и дидактические упражнения, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения того или иного. Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических игр и упражнений значительно расширяют возможности сенсорного и умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию умений и знаний могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.

Им принадлежит  серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных знаний и способов действий.

На определенном этапе формирования сенсорных процессов  по мере накопления детьми чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции – ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами (геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного спектра).

Например, для  формирования у детей общих представлений  о цвете первоначально нужны  дидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением  различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра(красный, синий, желтый). Затем детей знакомят с дополнительными цветами.

Полученные  детьми общие знания о цвете (или  о форме, величине) способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя  эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше  и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться  в окружающем мире.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять  еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения  достижений детей в сенсорном  развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические  игры решают учебные задачи: кроме  того, они – хорошая школа использования  детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

 

2.2 Дидактические  принципы и условия проведения  игр и занятий с детьми раннего  возраста

Дидактические игры дают положительный результат  при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. От одного занятия к другому усложняется и требования воспитателя к детям. Соответственно и усложняются дидактические игры и упражнение. Так постепенно у детей накапливаются знания об окружающем, в том числе и о сенсорных эталонах.

Успешное выполнение программы требует повторности. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии. Так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие, другим для этого требуется более длительный срок. Получаемые на занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в самостоятельных играх. Для прочного усвоения программных требований всей группой необходимо неоднократная повторность одних и тех же занятий, при повторении занятий растет активность детей.

Повторность занятий  осуществляется в разных вариантах. Повторение без всяких изменений  может привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к уже известному.

Например, в  дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей  различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом – большие и маленькие матрешки или собачки.

Разнообразие  занятий достигается также усложнением  заданий.

С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно.

К концу раннего  детства на основе накопленного опыта  дети стремятся к самостоятельной  деятельности. В свободное от занятий время дети без побуждения повторяют какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии.

Стремление  детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок  по существу упражняются в тех  новых умениях, которые он получил от взрослого.

Эффективность дидактических занятий во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных  знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться о том, чтобы  сохранить у детей интерес  к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в незначительной степени способны к волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает у них интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.

Необходимо  помнить о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям.

Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, несломаные; кирпичики, шарики, кубики чистые, хорошо окрашенные. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям, речи педагога. Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят дом, мостик.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строиться методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.

В раннем возрасте дети знакомятся с предметами путем  наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют  с ними. Учитывая эту возрастную особенность, на занятиях используют приемы наглядности: показывают предмет, дают потрогать, подействовать с предметом. В результате дети получают представление о предметах и явлениях наглядным путем. Однако этого недостаточно для развития ребенка. Все что показывают ребенку должно быть подкреплено словом.

Важно сочетать наглядные приемы с действиями самих  детей. Необходимо управлять активностью  детей в соответствии с поставленной задачей.

У детей раннего  возраста способность сосредоточиться, внимательно слушать только начинает еще формироваться. В силу свойственной детям подвижности им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, всякое однообразие их утомляет. С этим необходимо считаться.

Таким образом, встает вопрос о длительности занятий. Она зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятия они имеют возможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести требуемый предмет, занятие может, не утомляя детей, продолжаться 8-10 минут. Если же дети находятся в относительной неподвижности, они быстро отвлекаются, перестают слушать и смотреть на то, что им показывают. Слушание текста и рассматривание картинок, игрушек длится несколько минут, после чего меняется характер деятельности детей: они играют с игрушками, которые им показывали, или воспроизводят игровые движения, выполняемые воспитателем. В данном случае смена деятельности предупреждает утомление, и в тоже время решается задача учить слушать и понимать текст, так как тематически обе части занятия связаны: дети видят игрушки, слушают о них и действуют с ними.

Большая заинтересованность детей содержанием занятия, возникающие  эмоции, которые в этом возрасте выражаются обычно открыто, непосредственно, вызывают иногда необходимость продлить занятие на некоторое время.

Если воспитатель  замечает появление у детей признаков  утомления (снижается их активность, они становятся вялыми, начинают отвлекаться, вертеться), занятие следует закончить  и дать детям возможность свободно подвигаться, поиграть.

2.3 Упражнения  для сенсорного развития детей  2-3 лет

1. Задания на  выполнение предметных действий.

1.1 . Раскладывание  однородных предметов на две  группы в зависимости от их  величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета, материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

1.2. Размещение  вкладок разной величины, формы  в соответствующих гнездах. Втыкание  цветных грибков в отверстие  доски такого же цвета.

Цель обучения – выработка у детей умений соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и деревянные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

2. Элементарные  продуктивные действия.

2.1. Выкладывание  мозаики разной величины, формы,  цвета по образцу в сочетании  со словесным заданием.

Цель обучения – фиксировать внимание де6тей  на том, что величина, форма, цвет могут  быть признаком разнообразных предметов  и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2.2. Рисование  красками.

Цель обучения – закрепить у детей отношение  к свойствам предметов как  к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики  хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому  из четырех типов заданий следует  провести несколько занятий, в которых  меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаях и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

Информация о работе Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет