Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
1.1 Сенсорное воспитание в детском саду
1.2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры и упражнения, и их значение
2.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. дидактические игры doc.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

В ходе обучения детей выполнения заданий используются названия величин, форм, цветов, но от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.

Примерные занятия  для детей 2-3 лет (один год обучения).

1.  Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Цель. Фиксировать  внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить детей понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники, овалы  и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета.

Ход занятия. Воспитатель  показывает детям 5 больших и 5 маленьких  кругов и поясняет, что у него много разных кружков. Показывает детям вначале большие, а затем маленькие круги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой – маленькие предметы.

Воспитатель приглашает к своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по 1 предмету разной величины и положить на соответствующее  место. Каждый раскладывает по 1 паре предметов  разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой же величины). Взрослый раздает индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. При этом разные дети получают для группировки предметы разной формы: одни сортируют по величине круги, другие – квадраты, третьи – овалы, четвертые – треугольники, пятые – прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с 5 предметами одной и 5 предметами другой величины одинаковой формы.

Выполнив задание  на группировку больших и маленьких  кругов, ребенок может упражняться  в группировке других фигур. На одном занятии малыш может сгруппировать 2-3 разновидности больших и маленьких предметов.

В ходе занятия  педагог оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Легкость сенсорных задач для  детей данного возраста относительна. Это объясняется разным уровнем подготовленности ребят, пришедших из дома, незакончившейся адаптацией к новым условиям, отсутствие навыков организованного поведения на занятиях.

В занятии принимают  участие 8-10 детей. Занятие проводится 1 раз и длится 10-12 минут.

2.  Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

Цель. Фиксировать  внимание на форме предметов, формировать  у детей простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку  для занятия необходимо 5 предметов  одной и 5 предметов другой формы.

Ход занятия. Воспитатель  показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов. Обращается внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объясняют детям, что  все их надо рассортировать, отложив  предметы одной формы в одну сторону, а другой формы – в другую. Воспитатель показывает детям кружок и говорит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитатель предоставляет им возможность положить в соответствии с образцом по 2 предмета разной формы.

Затем раздает  всем индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Различным детям  раздается для группировки разный материал. Сначала детям предлагают предметы резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другие оперируют с квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, делает его повторно, но уже с предметами более близкой формы: кругами – овалами, квадратами – прямоугольниками и т.п.

На данном занятии  дети могут рассортировать предметы разнообразной формы 2-3 раза.

Занятие длится 10-12 минут, проводится с детьми 1 раз.

3.  Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по величине.)

4.  Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по форме.)

5.  Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.)

6.  Размещение грибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. ( Соотнесение по цвету.)

7.  Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)

8.  Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по форме.)

9.  Размещение грибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. ( Соотнесение по цвету.)

10.  Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

11.  Рисование красками на тему «Апельсин». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

12.  Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)

13.  Выкладывание из цветной мозаики на темы «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». (Обозначение с помощью цвета признаков предметов.)

14.  Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

15.  Рисование красками по замыслу детей. (Изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.)

2.4 Дидактические  игры для сенсорного развития  детей 2-3 лет

Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления  о форме, величине, цвете; развивать  навыки сравнения предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно  предложить детям развозить овощи  с овощной базы на машинах по детским  садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи  большей и меньшей величины).

Игра «Строим  дом».

Дидактическая задача. Развивать представления  детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Построить домики для собачки  и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который  понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке  и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

Вариант игры. Можно  предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке  – из красных, кошке – из синих.

Игра «Разные  кружки для зайца и лисы».

Дидактическая задача. Развивать представления  детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.

Игровое правило. Правильно отобрать коврики и  погрузить на машины соответствующих  цветов.

Ход игры.

Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что  один домик для лисы, другой - для  зайца. Звери делают в домиках  ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные ( пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы – красные кружки, для зайца – зеленые.

Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие  и маленькие одного цвета; разных цветов, разных форм одного цвета.

Игра «Большие и маленькие мячики».

Дидактическая задача. Учить различать цвет и  величину (большой – маленький);развивать  чувство ритма; ритмично проговаривать  слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету  и величине.

Ход игры.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и  приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит  две куклы – большую и маленькую  – и говорит: «Большая кукла Оля  ищет для себя мячик. Маленькая кукла  Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Также можно  использовать следующие дидактические  игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

 

Список  литературы

1.Башаева Т.В.  Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.

2.Богусловская  З.М., Смирнова Е.О. Развивающие  игры для детей младшего дошкольного  возраста: Кн. Для воспитателя дет.  сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.: ил.

3.Болотина Л.  Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная  педагогика: Учебное пособие для  студентов средних педагогических  учебных заведений. – М.: Издательский  центр «Академия», 1997. – 240с.

4. Бондаренко  А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.

5. Губанова Н.Ф.  Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей  группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 1977. – 176с.

7. Дидактические игры-занятия  в ДОУ (младший возраст): Практическое  пособие для воспитателей и  методистов ДОУ. Автор-составитель Е.Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 79с.

8. Занятия с малышами  в детском саду (Модель воспитания  детей раннего возраста). – М.: Линка-пресс, 2002. – 216с.

9. История дошкольной  педагогики: Учебное пособие для  студентов пед. Институтов. М.Ф. Шабаев, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; Под ред. Л.В.Литвинова. – М.: Просвещение, 1989. – 352с.

10. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное  пособие для студентов средних  педагогических учебных заведений.  – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.

11.Менджерицкая Д.В. Воспитателю  о детской игре: Пособие для  воспитателя дет. сада / Под ред.  Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128с., ил.

12. Морозова О.В., Тихеева  Е.И. Дошкольный возраст: Сенсорного  развития и воспитания. Дошкольное воспитание. – 1993. - №5, стр.54-55.

13.Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Г.А.Макаровой.  – М.: Просвещение, 1980. – 272с.

14. Пилюгина Э.Г. Сенсорные  способности малыша: Игры на восприятие  цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.

15. Пилюгина Э.Г. Занятия  по сенсорному воспитанию с  детьми раннего возраста: Пособие  для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96с., ил.

16.Развивающие игры с  малышом до трех лет: Пособие  для родителей и педагогов.  Составитель Т.В. Галанова. – Ярославль:  Академия развития, 2004. – 240с., ил.

17. Сорокина А.И. Дидактические  игры в детском саду. Пособие  для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

18. Сенсорное воспитание  в детском саду: Пособие для  воспитателей. Под редакцией Н.Н.  Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

19. Упражнения с Монтессори  – материалом. Школы для малышей.  Дом Марии Монтессори. Под ред. Е.Хилтунен. – Рига – Москва: Пед. Центр «Эксперемент», 1998. – 180с.: ил.

20. Урунтаева Г.В. Дошкольная  психология: Учебное пособие для  учащихся сред. Пед. Учеб. Заведений.  – М.: Издат. Центр «Академия», 1996. – 336с.


Информация о работе Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет