Использование комнатных растений в процессе преподавания биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить особенности использования комнатных растений уголка живой природы в процессе преподавания биологии.
В ходе работы определить особенности организации уголка живой природы в школе; рассмотрена характеристика основных комнатных растений уголка живой природы; выявлены особенности использования комнатных растений на уроках биологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Растения уголка живой природы………………………………
1.1 Организация уголка живой природы………………………………...
1.2 Характеристика растений уголка живой природы…………………
Глава 2. Использование комнатных растений на уроках биологии……
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Комнатные растения.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Для объяснения тем «Искусственный отбор» и «Селекция» используются сорта сенполии, гибискуса (Hamburg  и Rosa).

Соотносительную изменчивость, проявляющуюся в том, что изменение  одного органа вызывает зависимое изменение  других, можно увидеть у сенполии (форма листа – особенности  окраски и формы цветка).

Влияние условий среды  на формирование фенотипа можно показать, демонстрируя пеперомии, выращенные из листьев одного растения, но произрастающие в горшочках разной величины (или  одно в песке, другое – в питательной  почве).

На одном из первых уроков темы «Эволюционное учение» учащиеся знакомятся с работами шведского  натуралиста Карла Линнея. Учитель, подобрав ряд комнатных растений (обязательно с правильно оформленными этикетами), может объяснить на этих примерах суть разработанного К. Линнеем принципа двойной номенклатуры, который сохранился в систематике живых организмов до настоящего времени. Например: традесканция виргинская (Tradescantia virginica L.), плющ обыкновенный (Hedera helix L.) и др. Эти растения впервые описаны К. Линнеем. На урок желательно принести еще ряд комнатных растений, впервые описанных Линнеем, например такие: алоэ расписное (Aloe variegata L.), агава американская (Agave americana L.), иглица колючая (Ruscus aculeatus L.), камнеломка отпрысковая (Saxifraga sarmentosa L.), лавр благородный (Laurus nobilis L.).

Знакомство с «паспортами» комнатных растений позволит учащимся лучше уяснить значение работ  К. Линнея, приучит их пользоваться картотекой комнатных растений, поможет  лучше запомнить их названия, биологию, правильно организовать их уход и  разведение в условиях школы и  дома.

На примере комнатных  растений, происходящих из тропических  лесов, можно показать сложную приспособленность  организмов к жизни под пологом  леса при недостаточном освещении. При этом надо обязательно обратить внимание учащихся на то, что характер таких приспособлений к одному и  тому же неблагоприятному фактору среды  у разных растений неодинаков. Учитель  может подобрать соответствующие  формы и на живых растениях  наглядно продемонстрировать, что у  одних растений (бегония, колеус) листья содержат красный и фиолетовый пигменты, способные улавливать слабый свет. У других (пестролистные драцены) по краям листовой пластинки имеется  белая полоса, состоящая из специфических  клеток, которые способны наподобие  линз улавливать и аккумулировать рассеянный свет. Третьи (кливия, аспидистра, фикус) в условиях недостаточного освещения  способны образовывать огромное количество зеленых пластид, отчего их листья имеют  интенсивную темно-зеленую окраску.

На растениях из сухих  мест учитель может продемонстрировать, как в результате естественного  отбора, в условиях недостаточного увлажнения выживали формы, имеющие  приспособления к наименьшему испарению  воды, и что у разных форм такие  приспособления неодинаковы. Это показывает, что процесс эволюции у них  шел по различным направлениям. Так, у кактусов листья полностью редуцировались и превратились в колючки, а их функции стали выполнять разросшиеся  мясистые зеленые стебли. У агавы  и алоэ редуцировались стебли, а  листья стали мясистыми и покрытыми  кутикулой (в них содержится слизь, способная удерживать воду). У других растений (аспарагус) листовидные стебли сильно рассечены и превращены в  кладодии, которые растение сбрасывает в условиях сильной засухи. При  этом важно подчеркнуть, что все  приспособления относительны, они полезны  организму только в тех условиях, в которых исторически возникли, а при изменении условий эти  приспособления даже мешают развиваться  растению. Поэтому так важно изучать  и знать условия возделывания культурных растений, соответствующие  их биологии.

Комнатные растения всегда активно используют учителя для  обобщения и закрепления изученного материала, для опроса учащихся. С  этой целью рекомендуем заранее  подготовить карточки-задания примерно следующего содержания:

1. Подобрать не менее  10 видов комнатных растений, иллюстрирующих  различные типы наследственной  изменчивости. Указать, какова роль  этой изменчивости в эволюции  и практической деятельности  человека.

2. Описать не менее  10 видов комнатных растений, иллюстрирующих  различные формы борьбы за  существование. Какова их роль  в процессе эволюции? Как человек  использует их в своей практической  деятельности?

3. Сравнить несколько  влаголюбивых и засухоустойчивых  комнатных растений. Установить, в  чем выражается их приспособленность  к среде обитания.

Заключение

 

В результате выполненной  работы были достигнуты все поставленные ранее задачи. Во-первых, были определены особенности организации уголка живой природы в школе. Во-вторых, была рассмотрена характеристика основных комнатных растений уголка живой  природы, выявлены особенности и  условия их содержания. В-третьих, выявлены особенности использования комнатных  растений на уроках биологии, в частности  на уроках ботаники и общей биологии.

Таким образом, решение всех поставленных задач позволило достичь  цели данного исследования - изучение особенностей использования комнатных растений уголка живой природы в процессе преподавания биологии. Их можно широко использовать на уроках ботаники и общей биологии, в частности при изучении морфологии и систематики растений, в проведении опытов по физиологии растений, при выяснении влияния окружающих условий на рост и развитие растений, при изучении приспособленности организмов к жизни в разных условиях, и т.д.

Одна из основных задач современной школы состоит в необходимости формирования системы биологических понятий, между тем в массовой практике обучения учащихся не учитывается основная методическая закономерность процесса обучения биологии - теория образования и развития понятий, требующая организации образовательного процесса на основе живых объектов как первоисточников знаний. Вместе с этим требование к осуществлению практической и прикладной направленности обучения биологии не выполняется в силу недостаточной разработанности методики использования в обучении биологии живых растительных объектов в современных условиях работы школы наряду с отсутствием необходимой учебно - материальной базы: учебно - опытных участков, уголков живой природы и др.

В результате наблюдается  падение уровня как теоретической, так и практической подготовки учащихся по курсу биологии, существенно снижается  и интерес учащихся к изучению предмета, что подтверждают официальные  источники.

Поэтому необходимо широко использовать комнатные растения в  качестве наглядного пособия на уроках биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 383с.
  2. Пономарева, И.Н., Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, В.П., Соломин, Г.Д.  Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  3. Клинковская, Н.И., Пасечник, В.В. Комнатные растения в школе: книга для учителя / Н.И. Клинковская, В.В. Пасечник. М.: Просвещение. -1986. -143с.
  4. Верзилин, Н.М., Как ухаживать за комнатными растениями / Н.М. Верзилин. – М.: Клуб XXI век, 2000. - 364 с.
  5. Травкин, М. П. Занимательные опыты с растениями / М.П. Травкин. М., Учпедгиз, 1960. - 123 с.

 

 

 

 


Информация о работе Использование комнатных растений в процессе преподавания биологии