Использование практических методов на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 23:12, реферат

Краткое описание

При выполнении какого-либо практического задания учитель ставит перед учащимися задачу и раскрывает структуру ее выполнения. При этом особенно важно, чтобы задача была сформулирована как проблемная. В процессе решения ее школьником необходимо использовать уже имеющиеся знания, подключить практическую и мыслительную деятельность. Усвоение знаний в процессе практической деятельности активизирует учебный процесс, развивает самостоятельность и творчество учащихся. Опыт работы школ показывает, что знания, добытые школьниками в процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат методика окр. мира.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине Методика преподавания интегративного курса «окружающий мир»

Тема «Использование практических методов на уроках окружающего мира»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Глушенко Е.Г.

Курс: 3

Факультет: Дошкольное и начальное образование

Форма обучения: Экстернат

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одними из ведущих методов изучения природы являются практические.

Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.

Практические методы тесно связаны со словесными и наглядными (показ, объяснение учителем предстоящей работы и др.). В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

При выполнении какого-либо практического задания учитель ставит перед учащимися задачу и раскрывает структуру ее выполнения. При этом особенно важно, чтобы задача была сформулирована как проблемная. В процессе решения ее школьником необходимо использовать уже имеющиеся знания, подключить практическую и мыслительную деятельность. Усвоение знаний в процессе практической деятельности активизирует учебный процесс, развивает самостоятельность и творчество учащихся. Опыт работы школ показывает, что знания, добытые школьниками в процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее.

Практические методы обучения применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности. Применение в процессе обучения практических методов позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения для их усвоения и применения в новых ситуациях.

К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Таким образом, одними из ведущих методов изучения природы являются практические. Остановимся на двух основных методах: наблюдения и опыты.

Оба этих метода с дидактической точки зрения достаточно близки, так как при производстве опытов и наблюдений развивается наблюдательность школьников.

 

1. Наблюдение - ведущий метод изучения природы

 

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения [2, с.29].

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения по природоведению известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а, наоборот, приобрел, все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Еще Н.К. Крупская писала о необходимости учить детей наблюдать и прививать им культуру наблюдения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдения способствуют умственному развитию младших школьников, т.к. увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи. Не случайно большое значение наблюдениям в природы как средству развития логического мышления придавал К.Д. Ушинский:". считаю эти предметы самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности. По моему убеждению, логика природы есть самая полезная логика для детей" [9, с. 206 - 207].

Наблюдение есть научный метод, с помощью которого учащиеся готовятся к проведению наиболее сложных научных исследований - постановке и проведению опытов.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий.

Приемам наблюдения необходимо научить всех учащихся. Это требование предъявляется в первую очередь к учителю начальных классов. Младшие школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов, машин и механизмов и объяснять способы их действий.

Следует различать наблюдения научные и учебные. В научных наблюдениях результат заранее не известен, а в учебных - учащиеся приходят "к открытию" уже известного. Но путь познания в том и другом случае осуществляется по одинаковому "сценарию" с учетом, разумеется, возраста наблюдателей и сложности поставленных задач [4, с.321].

Отличается учебное наблюдение и от созерцания, так как при созерцании, отсутствует заранее намеченный план восприятия и нет состава аналитической мыслительной деятельности по изучению наблюдаемого объекта. Продуктом созерцания становится целостное, преимущественно эмоционально образное восприятие объекта созерцания. При наблюдении обычно выделяют существенные и варьирующие признаки наблюдаемого явления.

Целью учебного наблюдения может быть простое накопление каких-либо фактов, всестороннее чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.

Для достижения этих целей необходима предварительная работа по подготовке наблюдений. Она в основном сводится к следующему:

1. Познакомить учащихся  с объектом и целью наблюдения.

2. Разработать и записать  в рабочей тетради план наблюдения.

3. Познакомить с ходом  и рекомендуемыми приемами наблюдения, правилами фиксирования фактов.

4. Предъявить образы описаний  и выводов.

Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их отражения и изображения в различных средствах обучения: картинах, фотографиях, объемных моделях, слайдах, кинофильмах. Демонстрация учебных фильмов и диафильмов выполняет функции методов в том случае, если соблюдаются соответствующие требования: содержание фильмов должно быть связано с темой и целями урока; до урока фильм просматривается учителем и делается анализ его содержания; заранее составляется задание для учащихся.

При подведении итогов показа фильма учитель может использовать не только экранную информацию, но и знания, полученные при изучении демонстрационных объектов. Такая работа позволяет выявить взаимосвязи в объектах, явлениях и процессах, что особенно важно для формирования научно-материалистического миропонимания, для развития познавательной активности и мыслительной деятельности школьников.

При изучении естествознания и экологии особенно велико значение наблюдений в природе, которые известный русский методист А.Г. Бабак назвала "высшей формой наглядности". Наблюдение в природе должно быть организовано и проводиться в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Поэтому учителю необходимо заранее готовить учащихся к наблюдению, составлять для них задания о последовательности наблюдения. На первых прогулках в природу детей захватывает многочисленное количество впечатлений, разнообразие объектов, их красота и неизвестность. Роль учителя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить эти первые наиболее яркие впечатления и на их основе научить детей видеть красоту и разнообразие природы [6, с.479].

В начальной школе могут быть наблюдения за изменениями в живой природе в разное время года, за растениями на лугу, за изменением положения Солнца на небосводе в течение дня. Организуя, например, наблюдение за изменением растений осенью, учитель организует экскурсию в парк, лесной массив или на школьный двор и ставит перед учащимися цель: изучить по плану, какие изменения происходят с растениями осенью. План составляют заранее и вручают школьникам [2, с.54].

Младшие школьники при выполнении наблюдений овладевают приемами их ведения и фиксирования результатов, пользования приборами и инструментами: термометром, гномоном, вертикальным угломером и т.д. Однако обстоятельное описание процесса наблюдения им еще мало доступно. Поэтому при подведении итогов работы целесообразно использовать диалоговый метод - беседу.

Сложные и ответственные задачи по подготовке учащихся к проведению наблюдений стоят перед учителем. Но если ребенка научили и приучили наблюдать, у него не пропадает интерес к предмету - это позволит не только правильно понимать природу, но и любить ее, бережно относиться к ней.

Простые приемы наблюдений, как рассмотрение и распознавание формы, цвета, размера или других признаков предметов и объектов, дают возможность уже первоклассникам целенаправленно воспринимать изучаемое, находить в объектах общие или отличительные признаки и на основе информации, хотя и в элементарном виде, объяснить, какие характерные признаки объектов они видели при рассмотрении объектов.

Наблюдение связано со всеми методами обучения: наблюдение, на которое опирается учитель при изучении материала с помощью словесных методов; наблюдение за демонстрационными объектами; наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы приборов); наблюдение исследовательского характера, связанное с постановкой опытов.

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные. В свою очередь, кратковременные наблюдения имеют название эпизодические. К ним относятся разовые наблюдения. Это, например, наблюдения за строением оврага, поведением птиц и пр. Чаще всего они проводятся на уроке, во время экскурсий, в уголке живой природы. В отличие от кратковременных наблюдений, длительные проводятся во внеурочное время. К длительным относят наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, за высотой Солнца над линией горизонта и экологический мониторинг. Возможности для наблюдений неисчерпаемы, так как на каждом уроке или экскурсии, дома и т.д. учитель может дать задание для наблюдений [7, с. 201].

А.Я. Герд в статьях о преподавании естествознания часто подчеркивал значение наблюдения для воспитания ребенка вообще и для понимания им окружающего мира. В книге " живые животные в школе" А.Я. Герд большое внимание уделял постановке опытов и проведению наблюдений с целью развития у школьников исследовательских навыков и вооружения их умениями самостоятельно решать учебные и практические задачи, а так же дал рекомендации для содержания в школе живых животных и проведения наблюдений за ними [3, с.93].

Природоведение имеет большие возможности не только для активной практической работы учащихся, но и для вовлечения их в несложную научно-исследовательскую работу. Дети в младшем школьном возрасте участвуют с большим интересом в самой разнообразной исследовательской работе. Ребенок, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Педагогическая эффективность наблюдений существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. При такой постановке дела у младших школьников формируются и развиваются умение и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, возникают методы, стимулируется любознательность. Покажем это на примере наблюдений за погодой [8, с.43].

Погодные наблюдения ведутся систематически либо всеми учащимися, либо дежурными. Результаты наблюдений обязательно отражаются в классном календаре погоды по следующим элементам: температура воздуха; направление и сила ветра; степень облачности и типы облаков; виды осадков; атмосферное давление; высота снежного покрова. При наблюдении за погодой учащиеся должны пользоваться приборами: термометром наружным, анемометром, барометром-анероидом, снеговой рейкой. В начальной школе, когда дети еще не владеют приемами работы с приборами, необходимо обеспечить их поэтапное формирование. Можно выделить шесть этапов:

1. Тренировка на моделях  приборов.

2. Тренировочные упражнения  на приборах.

3. Тренировка в опознании  условных метеорологических знаков  и обозначений.

4. Графические изображения  метеоэлементов.

5. Самостоятельное наблюдение  погоды и фиксирование наблюдаемых  явлений в календаре.

6. Выводы и обобщения  по результатам наблюдений.

Задания для наблюдений учитель может подготовить в нескольких вариантах для каждого звена. В процессе проведения наблюдений учащиеся сравнивают наблюдаемые явления, сопоставляя проведенные наблюдения в зимнее время, ранней весной и осенью, и на основе этого готовят ответы и делают выводы.

В 4 классе школьников следует приобщать к ведению дневников фенологических наблюдений. Для фенологических наблюдений берут объекты, изучаемые на уроках природоведения. Это культурные растения, имеющие большое народнохозяйственное значение, дикорастущие растения и дикие животные, а также объекты неживой природы. Важное место в фенологических наблюдениях занимают практические работы по выращиванию растений.

Итоги фенологических наблюдений проводятся регулярно, один раз в неделю, что позволяет учителю осуществлять контроль за формированием у школьников умений наблюдать, подмечать самые характерные особенности в изучаемых объектах. Проверка дневников фенологических наблюдений позволяет учителю оценить прилежание школьников, их самостоятельность, аккуратность, ответственность и трудолюбие при выполнении заданий.

Информация о работе Использование практических методов на уроках окружающего мира