Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:45, реферат

Краткое описание

Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами.
Симонова О.В., учитель-логопед МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №9 п.Северный Белгородского района Белгородской области.
В современной логопедии все более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребенка. В дошкольном возрасте, кроме того, речевые нарушения легче преодолеваются.
В нашем дошкольном учреждении на логопункте занимаются дети как с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием, так и дети с общим недоразвитием речи III уровня с синдромом дизартрия , с выраженной дизартрией, с заиканием.

Вложенные файлы: 1 файл

использование логоритмики.docx

— 24.80 Кб (Скачать файл)

 

 

растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

 

 

вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)

 

 

массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать  движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда  воздействие будет максимальным).

 

 

сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается  и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания  к кончику.

 

Пальчиковые игры

 

Суть занятия состоит  в том, чтобы научить ребенка  с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев  должны объясняться малышу. Это поможет  ребенку разобраться с такими понятиями, как “сверху, снизу, правый, левый” и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять  упражнения, можно попытаться разыграть  сценки или небольшие сказки, распределив  роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в  лесу). Вот несколько примеров таких  упражнений:

 

Потешки для мелкой моторики

 

Сорока

 

Сорока, сорока, сорока-белобока

 

Кашку варила, детишек кормила.

 

(указательным пальцем  правой руки водят по ладошке  левой) 

 

Этому дала, этому дала,

 

Этому дала, этому дала.

 

(по очереди загибают  пальцы, начиная с большого)

 

Этому не дала: ты воды не носил,

 

Дров не рубил, каши не варил  – 

 

Ничего тебе нет!

 

(мизинец не загибается)

 

 

Ладушки

 

- Ладушки, ладушки! Где  были?

 

- У бабушки.

 

- Что ели?

 

- Кашку.

 

- Что пили?

 

- Бражку.

 

Кашку поели, бражку попили.

 

(ребенок и взрослый  ритмично хлопают в текст потешки) 

 

Шу-у-у…полетели!

 

На головку сели, петушком запели.

 

Ку-ка-ре-ку!

 

(поднимают руки вверх  и опускают на голову)

 

 

Варежка

 

Маша варежку надела:

 

(сжать пальцы в кулак) 

 

"Ой, куда я пальчик  дела?

 

Нету пальчика, пропал,

 

В свой домишко не попал".

 

(все пальцы разжать,  кроме большого)

 

Маша варежку сняла:

 

"Поглядите-ка, нашла!

 

(разогнуть оставшийся  согнутым палец) 

 

Ищешь, ищешь - и найдешь,

 

Здравствуй, пальчик, как  живешь?" (сжать пальцы в кулачок)

 

Братцы

 

Идут четыре брата навстречу  старшему.

 

- Здравствуй, большак - говорят.

 

- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

 

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

 

(соединяют большой палец  с другими пальцами по очереди) 

 

 

Замок

 

На двери висит замок.

 

(соединить пальцы обеих  рук в замок) 

 

Кто его открыть бы мог?

 

(пальцы сцеплены в замок,  руки тянутся в разные стороны) 

 

Постучали,

 

(не расцепляя пальцы, постучать  ладонями друг о друга) 

 

Покрутили,

 

(покрутить сцепленные  руки в запястьях) 

 

Потянули

 

(пальцы сцеплены в замок,  руки тянутся в разные стороны) 

 

И открыли.

 

(расцепить пальцы)

Упражнения на развитие речевого дыхания

 

Как выполнять упражнения

 

воздух набирать через  нос

 

 

плечи не поднимать

 

 

выдох должен быть длительным и плавным

 

 

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

 

 

нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как  это может привести к головокружению

 

 

футбол. Скатать ватный шарик  и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

 

 

ветряная мельница. Ребенок  дует на лопасти игрушки-вертушки или  мельницы из песочного набора.

 

 

снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить  ребенку, что такое снегопад и  предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

 

 

листопад. Вырезать из цветной  бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое  листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие  листочки с какого дерева упали.

 

 

бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку  так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

 

 

кораблик. Дуть плавно и длительно  на бумажный кораблик.

 

 

одуванчик. Предложите ребенку  подуть на отцветший одуванчик (следите  за правильностью выдоха).

 

 

шторм в стакан. Предложите ребенку подуть через соломинку  в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

 

 

“Подуем на плечо”

 

 

Подуем на плечо, подуем на другое.

 

Нам солнце горячо, пекло  дневной порою.

 

Подуем мы на грудь и  грудь свою остудим.

 

Подуем мы на облака и остановимся  пока.

 

10. Ребенок лежит на  полу лицом вверх, руки вдоль  тела. На счет от 1 до 6 идет медленный  вдох носом, руки при этом  поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через  рот, руки опускаются в исходное  положение, но поверху. Повторяем  3 раза.

Упражнение на развитие силы голоса

 

Фонетическая ритмика  гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.

 

 

Тянуть любой гласный  звук максимально долго .

 

Упражнение на развитие просодии

 

Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.

 

Сложите руки “чашечкой”, “соберите” звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро: Мммааалллииинннааа, ллииссаа.

Упражнения на координацию  речи с движением 

 

 

1. “Щетки”

 

Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов)

 

Этой щеткой башмаки. (Наклоны  вниз)

 

Этой щеткой чищу вещи, (Наклоны  в стороны)

 

Все три щетки мне нужны. (2 приседания)

 

2. Плечо.

 

У меня болит плечо чо-чо-чо (Обхватывают себя руками)

 

Раз болит пойду к врачу  чу-чу-чу

 

Нет к врачу я не хочу (Наклоны головы

 

 Четко проговаривая, выделяют  звук Ч.)

 

3. Яйцо.

 

Вот вам сказка о яйце-це-це-це: 2 хлопка под музыку

 

Курица сресла яйцо цо-цо-цо: поднимаем, опускаем руки

 

Киска тянется к яйцу цу-цу-цу, постукивание правой ногой об пол

 

Отогнали? Молодцы! –цы-цы-цы. 4 приседания

 

4. Душ.

 

Вот от ножек и до ушек Наклоны в низ руки к ушам.

 

Моет Женю жаркий душик. Круговые движения руками вокруг себя.

 

И макушку, и живот Руки на голову. На живот.

 

Жене душ водой польет. Наклоны в право в лево.

 

Моет шею, моет уши. Наклоны  головы к плечам,

 

Как же хорошо под душем! 2 приседания.

Упражнения на развитие речевых  и мимических движений

1) “Чья вода вкуснее?”

 

 

Я буду пить лимонную воду. Морщат нос

 

Я буду пить липовую воду,

 

Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие

 

2) Фрукты

 

Представьте, что вы едите  тот фрукт, который изображен  на вашей картинке. Выразите свое состояние  мимикой. (Дети передают эмоциональное  состояние сладкое яблоко, сладкая  груша, ароматный апельсин, кислый лимон  и т.д.). Но вдруг вы увидели в  своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

 

3) Эмоции 

 

Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

 

4) Застегивание и расстегивание  молнии.

 

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении  под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

 

5) Большие пуговицы и  маленькие пуговицы.

 

Максимально округлит губы (большая  пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).


Информация о работе Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами