Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

 

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

 

ОНР, общее недоразвитие речи -- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

 

Проблема исследования заключается в выявлении особенностей развития мелкой моторики.

 

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретического материала и выявление особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР III уровня с дизартрией тяжелой степени.

 

Объект исследования: мелкая моторика у дошкольников с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени.

 

Предмет исследования: особенности мелкой моторики у дошкольников с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени.

 

В соответствии с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи:

 

1. Изучить  научную и методическую литературу  по проблеме исследования особенностей  мелкой моторики у дошкольников  с ОНР-III уровня с дизартрией  тяжелой степени;

 

2. Определить  методы исследования уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени;

 

3. Изучить  клинико-педагогическую характеристику  дошкольников с ОНР-III уровня с  дизартрией тяжелой степени.

 

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположений, что у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени имеются следующие проблемы:

 

- не дифференцированность  тонких движений пальцев рук;

 

- замедленный  темп выполнения упражнений;

 

- трудности  в выполнении последовательных  движений.

 

Методики исследования. В соответсвии с целью, гипотезой и задачами работы, в ходе исследования применялись как теоретические, так и экспериментальные методы.

 

К первым относятся анализ медицинской психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение речевых карт, историй болезни ребенка, исследования моторной сферы ребенка с дизартрией тяжелой степени.

 

Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что результаты позволят обосновать и расширить научные представления об особенностях развития мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени.

 

Практическая значимость исследования: заключается в использовании методик для исследования особенностей развития мелкой моторики пальцев рук, что позволяет определить уровень развития познавательных способностей уровень развития речи, а также уровень развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

 

Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 97 г. Тюмени.

 

Экспериментом было охвачено трое детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени в возрасте 5 лет.

 

 ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Психолого - медико - педагогическая характеристика детей с дизартрией

 

С целью психолого-медико-педагогической характеристики детей с дизартрией обратимся к исследованиям Мастюковой Е.М., Соботович Е.Ф, Архиповой Е.Ф., Токаревой О.А., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. и др.

 

Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

 

Для правильного произношения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно с координированы в своей работе, а речедвижения соотнесены ощущениями.

 

Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета.

 

Сеченев И. М. отмечал: «...всякое ощущение по природе смешанное... к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

 

Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, Павлов И. П. отмечал: «Речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук [1].

 

А теперь перейдем к определению понятия дизартрии.

 

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем [15].

 

При этом локализация и механизмы речевых нарушений при дизартрии будут различными. Они будут зависеть от различных форм дизартрии (табл.1 Приложения).

 

Причинами возникновения дизартрии могут являться следующие вредоносные факторы:

 

В течении перинатального периода - 1) болезни матери: эндокринные заболевания, урогенитальная патология, вирусные заболевания (особо опасны в первые три месяца беременности), профессиональные вредности, вибрационное воздействие, а также применение в ранние сроки беременности ряда медикаментозных препаратов с вредным воздействием на плод, угроза выкидыша; 2) внутриутробная гипоксия плода, а также черепно-мозговые травмы плода.

 

В натальном периоде - длительный безводный период (более 4 часов); стремительные или затяжные роды; разнообразные средства родоразрешения (кесарево сечение, ручная помощь и т. д.); явления асфиксии плода с оценкой по Апгар 6-7 баллов; внутриутробное обвитие пуповины; натальные травмы шейного отдела позвоночника; натальные травмы головы.

 

В постнатальном периоде - заболевания перенесённые ребенком (менингиты, энцефалиты); черепно-мозговые травмы.

 

Мастюкова Е. М.отмечает, что анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности [1].

 

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

 

К таким структурам относятся:

 

периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата;

 

ядра этих периферических нервов, расположенных в стволе головного мозга;

 

ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга.

 

Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича: нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, наступает арефлексия.

 

Двигательные механизмы речи обеспечиваются также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

 

подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоционального аспекта речи;

 

проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам ЧМН);

 

корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса [1].

 

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи. Она понятна для окружающих, но нечеткая. Такие дети не выделяются резко среди сверстников, даже не всегда обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности: они нечетко говорят; плохо едят (не любят жесткую пищу: мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, сушки), так как им тяжело жевать. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки. Они испытывают затруднения в изобразительной деятельности [3].

 

Моторика их отличается общей неловкостью, отмечается задержка овладения такими сложными двигательными актами как бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку. Даже 5-летние дети не могут прыгать поочерёдно на правой или левой ноге. При быстром шаге наступают на пятки впереди идущего, часто спотыкаются, падают, промахиваются при схватывании предметов [23]. Характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.

 

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей - дизартриков оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

 

Нарушения моторики у этих детей требует дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

 

Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа, ритма, модуляции, интонации), обусловлены недостаточностью снабжения нервной энергией (иннервации) речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур [6].

 

По мнению многих авторов (Токарева О. А., Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф., Гуровец Г. В., Маевская С. И. и др.) [32], нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и пропусках звуков. При этом характерным является упращение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - мягкими, шипящие -свистящими, твёрдые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.

 

В дошкольном и школьном возрасте дети с дизартрией двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, плохо к ней приспосабливаются, избегают трудностей.

 

Отмечаются нарушения интеллектуальной деятельности: низкая умственная работоспособность, нарушение памяти, внимания.

 

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, конструктивного праксиса.

 

Все вышеизложенное свидетельствует о взаимосвязи между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

 

1.2 Становление  мелкой моторики в норме

 

Рассматривая вопрос о значимости мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией при обучении их грамоте, представляется важным подробно проанализировать становление мелкой моторики в норме. Исследования Визель Т. Г. [6] показали следующее.

 

0-1,5 мес. В  функциональном отношении преобладает  безусловно-рефлекторная сфера. Лежа  на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденной.

 

2 мес. На  этот возраст приходится начало  ориентировочной деятельности ребенка  и соответственно включения в  работу элементарных уровней  коры мозга. Ребенок может приподнимать  головку, когда лежит на спине, подносить руки ко рту, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, осматривает движения своих рук.

 

3-4,5 мес. В  этот период включаются в работу  различные двигательные системы  мозга: пирамидные, стволовые, подкорковые. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку, опираясь в это время на предплечья, играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривает их. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется.

 

4,5-5 мес. Продолжается  совершенствование функционирования  всех двигательных систем. Ребенок  пытается сесть, когда его тянут  за руки. Когда поддерживают поясницу - сидит и держит головку прямо. Это чрезвычайно важные приобретения. Они говорят о том, что появилась тенденция к принятию вертикального положения. В это же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку. Визель Т. Г. называет погремушку «королевой» игрушек, так как она стимулирует и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой праксис. Это начало предметной деятельности и, следовательно, созревания коры мозга.

Информация о работе Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени